СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в классе " В путь по реке времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок я показывала на РМО учителей начальных классов. Урок всем понравился

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в классе " В путь по реке времени"»

В путь по Реке времени

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)

Цель: сформировать представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятием река времени, история, с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.

Планируемые результаты: учащиеся научаться давать толкование слова история; ориентироваться по ленте времени; определять по дате события век, в котором оно произошло; рассказывать о событии прошлого своего края.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учить отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;

-делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

- уметь оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе.



Личностные результаты:

понимать роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке;

понимать значимость устных рассказов для сохранения народной памяти;

осознавать личностную ответственность за сохранение памяти о прошлом нашего Отечества.


Предварительная работа: подготовить материал по эпи­ческому творчеству народов своего края.

Ход урока

  • Целеполагание.: Ребята, как вы думаете, можно прочитать книгу от последней страницы к первой? А посмотреть фильм от конца к началу? Что получится из такого чтения и просмотра

  • Как вы можете вернуться в начало своей жизни из сего­дняшнего дня? (Можно посмотреть фотографии, видеоархив семьи, спросить у бабушек и дедушек, родителей.)

  • Так же происходит и с историей страны, мира. Как най­ти подтверждения каких-либо событий в истории страны? (По фотографиям, фильмам, из газет прошлых лет, из книг.)

  • А как узнать о событиях тех времен, когда история страны, мира еще только начиналась и люди еще не умели писать? (Из легенд, преданий, сказок.)

Аналитический этап.

1. Сегодня для нас открывается воз­можность нарушить законы времени и пи пу­ститься в путешествие против течения. Мы прочитаем книгу " с конца", поплывем против течения в прошлое нашей

страны. А поплывем мы по... Реке времени. Время течет, как вода в реке, но мы этого часто не замечаем. Смотрите, стоит человек на берегу с удочкой. Вокруг тишина, и ему кажется, что вода не движется. Но на самом деле река течет.

Так и время: мы его не замечаем, но оно движется, течет. Поэтому и сравниваем время с рекой. Поплывем по реке времени? Го­товы к плаванию? Тогда — в путь! Для начала проверим вашу готовность к такому путешествию. Вспомните: «Кто из извест­ных людей России и мира вам запомнился своими делами больше всего? Какие события из жизни нашего Отечества вам известны?»

-Работа в группах

Задание для 1 группы-подготовить сообщение о Несторе летописце.

Какая книга дошла до наших дней? Вспомнить отрывок.


Задание для 2 группы-разгадать кроссворд(ответ-история).см.Приложение 1

Задание для 3 группы-написать семь чудес Башкортостана.

( Рассказать про Капову пещеру)

Задание для 4 группы -разгадать кроссворд(ответ-башкорт)см.Приложение 2

Начнем с 1 группы.Сообщение о Несторе.( год пишем на доске)- 1 слайд

2 группа .Какое слово получилось?(история)

2.Работа по учебнику( с.4)

Ребята, давайте вспомним знаменательные даты и имена героев этих событий. (Работа по слайдам. Исторические даты пишем на доске)

3.Продолжение работы по теме урока.( Разбираем раздел " Века- вехи времени)


Рассмотрите полоску с рекой времени.

  • На какие две части она разделена? (Время до нашей эры и наша эра.)

  • Как разделены эти отрезки? (Рождество Христово- дата рождения Иисуса Христа)


Современный счет времени ведется от даты рождения Христа. Это время называют новая эра.

  • Река времени разделена на маленькие отрезки — века. Вспомните из уроков математики, сколько лет в одном веке. (Сто лет.)

  • Так отмечается время до новой эры. Обозначим века.

(Учитель отмечает на доске, учащиеся — на своей реке времени.)

  • Прочитаем в учебнике на с. 5, как определяется дата исто­рического события на схеме «Река времени». ( Дети определяют события написанные на доске)


Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

  • Прочитайте статью «Отец истории» на с. 6.

  • Почему Геродота считают отцом истории?

  • Найдите и отметьте на схеме «Река времени» даты его жиз­ни и творчества.



Слайд -фоторепродукцию картины «Богатыри».

  • Какие герои русских былин изображены на картине? (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)

  • Как вы думаете, что в этих былинах правда, а что вымысел? (Правда в том, что на Руси были такие богатыри, которые защищали русский народ от врагов. Вымысел — Змей, Соловей- разбойник.)

  • Как легенды и предания помогают восстанавливать карти­ны истории? (Ученые узнают о событиях прошлого.) В древнейших по времени произведениях уст­ного народного творчества, с одной стороны, закрепляется память о реальных событиях и людях, живших в прошлые века. А с другой стороны — живут фантастические существа, в которых силой поэтического вымысла преображаются реаль­ные исторические факты и обстоятельства. И мы лишь при­близительно можем представить, о ком и о чём реально идёт речь.

По-настоящему учёные доверяют тем сведениям, кото­рые описаны в трудах других историков, в письмах современ­ников событий, в документах, в рисунках, а позднее — в фотографиях. А кто может сказать о герое устного эпического творчества народов нашего края.

(Урал батыр)

4.Работа с 3 группой. Вспомнить семь чудес Башкортостана. Рассказать про Капову пещеру. Исторические памятники с событиях прошлых лет дошли до наших дней в виде наскальных рисунков, надписей.

5.Работа с 4 группой.(Башкорт) Вспомнить предание


В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны коней. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков.

Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили:  «Нам найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.

С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка называли «корт». Баш корт – значит «главный волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» - «башкир».



Выводы и обобщения учащихся. Ребята, как вы дума­ете, может ли человечество жить без прошлого, без памяти о минувших событиях? Почему? Всегда ли мы сейчас точно мо­жем понять, какие из событий нашей современной жизни идут на пользу миру, а какие — во вред? Давайте представим себя на месте историков, которые будут жить в будущем и станут оценивать нашу современную жизнь, которая для них уже станет историей, их прошлым. В ходе беседы на основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края дети учатся определять их значимость для сохранения народной памяти.


Очень важно и ценно сохранить память о нашем прошлом и о прошлом нашего Отечества. Знание прошлого позволит правильно и грамотно выстроить все наши действия в будущем на благо Отечества. Нужно помнить о событиях, которые происходили в прошлом, о людях которые участвовали в различных исторических свершениях нашей страны. Сегодня очень важно постараться сохранить памятники истории традиции, культуру. Мы можем создавать музеи, где будут храниться эти экспонаты, предметы прошлого. Чувство гордости и патриотизма вызывает память о том, что наши предки выиграли множество битв, причем в войнах оборонительного, а не наступательного характера. Наши предки достойно защищали свою территорию. Мы должны сохранить историческую память о прошлом своего народа, своей страны и передать все это будущему поколению.