I.Оргмомент ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Приветствие гостей. Правила работы в группах. Повторение. Работа в группах. – Разделите предложенные слова-карточки на группы. Объясните, почему вы так считаете. Проверка производится с использованием интерактивной доски. Масштаб, карта, глобус, север, река, гора, меридианы, запад, параллели, экватор, юг, шар, прямоугольник, искажение, лес, восток, модель, озеро. – Какие слова, по-вашему, самые главные? (Мы думаем, что карта и глобус – это тема прошлого урока). Под картой подписать прямоугольник и искажение, а под глобусом – шар и модель. Далее можно выделить группы «Условные линии», «Стороны света», «Участки земли». – А где всё это можно найти? (Всё это находится на карте и глобусе). -Что такое карта? (Изображение Земли на плоскости) -В натуральную величину? -Как называется условная единица, которая показывает, во сколько раз уменьшено расстояние? (масштаб) -Глобус – это? О чём мы сегодня продолжим разговор? – Ребята, наши герои Миша и Лена отправились в гости к своему знакомому художнику в мастерскую. Он показал им множество своих картин, на которых запечатлел пейзажи тех мест, где он побывал. -Назовите, что увидели на картинах художника? (Горы, степь, река) - А это место он описал словами.
Это небольшой живописный остров, покрытый лесом. Со всех сторон окружён он водами океана. В центре возвышаются две горы, одна немного выше другой. У их подножия расположились два озера. Вода в них очень прозрачная. Интересно, что меньшее из озёр намного глубже. Утром из-за гор появляется солнце… -Попробуйте нарисовать эту карту. Определитесь с цветами. Дети выполняют задание. (Работа в группах) Проверка. Вывешиваются на доски детские карты и каждая группа отвечает на поставленные вопросы Каким цветом вы передали лес? -Океан? -Горы? -Озёра? – Всё ли точно передаёт ваша карта? Как вы передали глубину озёр и высоту гор? Можно ли пользоваться рисунком или вашей картой без описания? Прилагается ли к настоящей карте подробное описание? (Нет, мы не видели никаких подробных приложений. Мы не передали высоту гор и глубину озёр, так как не знаем, как это сделать.) – Что сегодня на уроке мы выясним? (Что изображают на карте? Как на карте с помощью цвета изобразить высоту гор, глубину водоёмов?) – Можно ли сказать так: что и как изображают на карте? Тема: Что и как изображают на карте? – Составим план урока. План (примерный). Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Развиваем умения извле-кать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать вывод Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре и в группах. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 1 4 3 3 4 3 Ι. Практическая работа. – У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? – Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.) – Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете? – Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему? Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали. 1 2 3 | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | Работа в учебнике. – Где мы можем найти ответ на наши вопросы? – Откройте с. 128–129. Как обозначают высоту на карте? Помогает ли в этом цвет? Какие цвета используются? (Мы заметили под картой разноцветную шкалу. Оказывается, цветом обозначают высоту. На суше чем темнее цвет, тем выше горы.) – Проверьте с помощью учебника, не ошиблись ли вы (с. 90). Проверьте, как часто обозначают глубину. (В воде чем темнее цвет, тем глубже.) – Внимательно рассмотрите карту, ответьте на вопросы. Что обозначают цвета на карте? – Какие названия можно встретить на карте? – Давайте проверим свои выводы с помощью учебника. Откройте с. 90 и прочитайте её. – Можем ли мы вернуться к нашей карте и доделать её? Ученики дорисовывают свою карту, раскрашивая высокую гору более тёмным коричневым цветом, более глубокое озеро также более тёмным синим цветом. Деревья не изображают, так как таких знаков нет. Следует учесть, что карта учеников не должна быть точной. На ней не обязательно должны быть полностью соблюдены все знаки. Важно лишь правильно передать цветовую гамму (там, где высота больше, она должна быть показана соответствующим цветом). – Давайте подведём итог наших исследований. Что обозначает каждый цвет? Какие условные обозначения на карте указывают на особенности местности? (На карте можно встретить разные цвета. Все цвета, кроме синего, обозначают сушу. Чем глубже участок, тем он темнее. На суше наоборот: чем выше место, тем оно темнее. Зелёным цветом обозначают равнины. Коричневым цветом – горы, жёлтым – пески. Внизу находятся условные обозначения, из которых можно понять, какая высота соответствует данным цветам, и другие сведения). | Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. |