СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ "Совесть"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие "Совесть" - это " внутренний голос"человека , составная часть его порядочности. Раскрыть понятие "Жить по законам совести".Совесть связана со способностью человека оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности , оценивать их выполнение, контролировать себя.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ "Совесть"»

Лупова М.П.

Учитель ОРКСЭ

МБОУ «ОЦ№2 Майкопского района»

п.Краснооктябрьского



Тема урока: Совесть

Цель урока: Формирование положительных качеств личности подростка.

Задачи урока:

Личностные:

- познакомить учащихся с таким понятием нравственности, как

«совесть»;

- показать, что совесть - это внутренний голос» человека, составная часть его порядочности.

- способствовать развитию чувства совести учащихся;

- обратить внимание на взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда;

- раскрыть понятие «Жить по законам совести»

Метапредметные:

- учить детей соотносить их поступки с принятыми в обществе

правилами и нормами поведения;

- умение выбирать наиболее эффективные способы решение задач в

зависимости от конкретных условий;

- умение слушать и вступать в диалог;

- рефлексия способов и условий действия;

Формы и виды деятельности: устное высказывание на тему, самостоятельная работа, работа в парах, участие в учебном диалоге, «Кодекс взаимоотношений в коллективе»

Средства наглядности: учебное пособие, раздаточный материал для учащихся

Содержание урока

Как не мудри , а совести не перемудришь

1.Начало урока.

Организация урока. Приветствие. ( упражнение «Комплименты») .

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанно восприятия нового материала

Введение в тему урока .С каким новым понятием мы познакомимся на сегодняшнем уроке? Отгадайте загадку: «Неживая ,без зубов,а грызет» Ответ «Совесть».

Ребята, как вы понимаете тему урока: « Совесть » (ответы)

2.Работа над новым материалом.

1.Сегодня мы поговорим о нравственном понятии «Совесть».

Совесть – это важнейшая составная часть порядочности человека. Из каких частей состоит слово «Со-весть» Давайте разберемся это слово. Назовите нравственные действия ,поступки человека по отношению к людям, которые можно было определить с приставкой «Со».

- Сочувствие;

- сопереживание;

- сострадание;

- соучастие;

И все это воспринимается человеком ,нуждающимся в поддержке и участии, как знак : мы вместе с тобой. Это означает, что кто-то всегда рядом и готов поддержать как в трудную , так и радостную минуту. И так « Со» - значит «вместе». Слово «Совесть» за приставкой «со» следует корень «весть» ,означающий «ведать», «знать». В основе совести лежит сострадание к другому человеку. Совесть- твой надежный Со-товарищ, твой внутренний голос. Совесть – это особое чувство. Позволяющее отличать добро от зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым делам.

2. Работа в группах

- в русском языке много пословиц о совести. Соберите эти пословицы.





Есть слезы -

в ком советь не чиста

В ком стыд,

есть и совесть

Совесть без

кто помнит зло

Тому тяжело, кто

в том и совесть

Когда совесть раздавали,

зубов загрызет

Жалок тот,

его дома не было

физкульминутка

3. Тому тяжело, кто помнит зло. Человека начинает мучить совесть, он раскаивается ,начинается самоисправление.

Совесть есть у каждого человека. Она подсказывает, что хорошо , а что нет. Она помогает сохранить спокойствие на душе и не совершать поступки, которые могут навредить тебе и людям.

Приём «Синквейн»

- Постарайтесь написать синквейн «Совесть»

Одно слово. Существительное, обозначающее то, о чем идет речь.

Два слова. Прилагательные, описывающие признаки того, о чем идет речь

Три слова. Глаголы, описывающие действия

Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение.

Одно слово. Характеризует то, о чем идет речь

4. Совесть и стыд не разделимы. Но чего же на самом деле стоит стыдиться?

Ответьте «да» или «нет»:

- физических недостатков человека;

- плохих поступков;

- не модной, но аккуратной и чистой одежды;

- своего невежества, необразованности;

-жестокого отношения к окружающим;

-своей внешности;

-неряшливого вида, грязных рук.

5. Докажите , что совесть - это внутренний голос человека. Как совесть реагирует на наши хорошие и плохие поступки? Составьте кодекс взаимоотношений учеников вашего класса. Подберите подходящие слова:

Самоуважение, коллектив, самочувствие, чуткость, внимание, помощь, доброжелательность, взаимовыручка, поддержка , дружелюбие, эгоизм, корысть, жадность, равнодушие, обогащение.

5.Заключительный этап урока.

1Рефлексия

-Ребята, что вам понравилось на уроке? Закончите предложение письменно.

Я не ожидал что............... Оказывается..................

Самым неожиданным для меня было …................


2. Наш урок подходит к концу , подведём итог :

Совесть – это внутренний мир человека. Если в нем воцарится покой, то жизнь будет счастливой .Вы согласны , ребята.

- (ответы учащихся)

Предназначение совести состоит в том, чтобы сохранять человека от ошибок и их последствий.

Список литературы:

Книга для учителя «Основы светской этик»и М.Т.Студеникин «Русское слово» 2013

Комплексный учебный курс ОРКСЭ /Под редакцией А.А.Шемшурина- М: ООО «Дрофа», 2012 ,

Интернет материалы,

Электронное приложение к учебнику ОРКСЭ.

Основы духовно – нравственной культуры народов России

А.И. Шемшурина Москва «Просвещение» 2013 г