СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Особенности культуры Востока"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по изученному материалу "Культура Китая, Индии, Японии". Использованы инновационные формы и методы работы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Особенности культуры Востока"»

Гапоненкова Нелля Валентиновна, учитель мировой художественной культуры

МОУ "Шахтёрская средняя школа №22"


Урок мировой художественной культуры, 10 класс

Тема: «Особенности культуры Востока»

Цель:

- углубить и обобщить компетентностные навыки учащихся по специфическим чертам и художественным особенностям культуры Востока;

- формировать умения анализировать произведения искусства, сопоставлять, обобщать материал, грамотно формулировать личное мнение, творчески переосмысливать художественные традиции различных народов;

- развитие эстетической культуры учащихся, их эрудиции в искусстве,

воспитание толерантности к культуре других народов.

Формирование УУД:

  • личностные: проявление интереса к учебной деятельности, творчества при выполнении заданий, проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий;

  • метапредметные: определять значение и смысл терминов, анализировать, сравнивать, извлекать и обобщать информацию из дополнительной литературы, оценивать собственные возможности для выполнения задания, адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре и группе;

  • предметные: сознательная организация своей познавательной деятельности по теме «Особенности культуры Востока».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Межпредметные связи: история, литература, философия, география.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, таблицы для самооценки, раздаточный материал.

Сценарий урока:

I Организационный этап.

  1. Учитель: ребята, предлагаю определить тему нашего урока, внимание на экран. Первая буква в названии этих предметов поможет составить слово, обозначающее тему урока.

(водопад, оригами, сари, тростник, оригами, кимоно). Восток.

Итак, путешествие по странам Востока. Поможет нам в этом «Восточный экспресс».

  1. Для проведения нашего урока предлагаю объединиться в группы по выбранной вами картинке (тростник, солнце, луна, цветочная гирлянда), группа определяет руководителя.

Итак, в каждой группе есть знатоки стран Востока. Ваши картинки – это символы Японии, Китая, Ближнего Востока, Индии.

  1. Перед вами таблицы для самооценки ваших знаний и отдельная таблица для руководителя, у него есть возможность отметить самых активных участников урока.


II. Мотивация познавательной деятельности


Учитель: известный английский писатель Редьярд Киплинг сказал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток. Не встретиться им никогда».

Как вы думаете, почему так сказал писатель?

Вот и цель нашего путешествия: определение особенностей культуры Востока, ее видов искусства, философской основы.


III. Актуализация необходимых знаний

Учитель: пропуском на наш «Восточный экспресс» будет блиц-опрос, который даст возможность показать свои художественно-теоретические знания.

Блиц-опрос

Ответ состоит из одного слова, запишите его в свою таблицу.

  1. Этот вид искусства называют «застывшей музыкой» (архитектура).

  2. «Острая палочка для письма» - первичный перевод слова… (стиль).

  3. Назовите обязательный элемент в пекинской опере (акробатика, элементы военного искусства).

  4. Скульптура в храмах Индии (Будда).

  5. Жанр изобразительного искусства (перевод с фр. «местность») (пейзаж).

  6. Назовите технику живописи вместо красок - частички камня, стекла, керамики (мозаика).

  7. К культовой архитектуре относят …(соборы, церкви, храмы).

  8. Одно из мест для медитации на Востоке (сухой парк, сад).

  9. Башня для чтения молитвы на Востоке (минарет).

10)Повторяющийся геометрический орнамент (арабеска).

Подведите итоги, поставьте себе баллы.


IV. Организация познавательной деятельности, применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель: В дальнейшем следовании нашего экспресса каждый ученик может показать свое восприятие и отношение к видам искусства.

Остановка 1. «Архитектура Востока».

Задание 1. По данным силуэтам определить к какой стране относится данный вид архитектуры, почему?

Ответы команд: (храмы Индии, Китая, Японии).

Задание 2. Собрать из пазлов изображение шедевров архитектуры Востока:

- определить название,

- место нахождения,

- рассказать краткую историю

(Тадж-Махал- Индия, Великая китайская стена – Китай, Храм Белой цапли - Япония).

Задание 3. Найти соответствие символам Восточной культуры.

Индия

Китай

Япония

поющие фонтаны, терракотовая армия, мудры, сухой сад, пещерные храмы, пагода диких гусей, чайный домик, бонсай, моховый сад, нэцке.

Проверяем, оцениваем себя.

Остановка2. «Изобразительно искусство Востока»

Задание 1. Каждая команда называет по одному жанру в изобразительном искусстве Востока (вода и горы, птицы и цветы, каллиграфия).

Задание 2. Культурологическая задача.

Ислам запрещал изображать человека или любое другое живое существо. Какие орнаменты стали использовать на архитектурных сооружениях:

- геометрический стиль – ислим?

- растительный стиль – гирих?

Ответ: оба стиля.

Задание 3. Почему эти картинки не соответствуют правилам живописи в Китае и Японии (отсутствуют иероглифы в Китае слева, в Японии – справа).

Задание 4. Почему на произведениях живописи пейзажного жанра отсутствует образ человека?

Задание 5. Число 36, которое прославило японского художника Кацусина Хокусай. Объясните, почему? (Создал серию цветных гравюр по дереву под названием «Тридцать шесть видов Фудзи»).


Музыкальная пауза. Релаксация.

Закрыли глаза, мысленно переносимся в пейзажный сад Японии. Медленно поднимаемся по ступеням лестницы. Вокруг слышно щебетание птиц. Подул свежий ветерок, и мы вдыхаем освежающий запах цветущей сакуры. Журчание ручья нас успокаивает, отвлекает от посторонних мыслей. (Звучит восточная мелодия).


Остановка3. «Декоративно-прикладные виды искусства Востока»

Учитель: у вас есть возможность показать свои художественно-практические умения. Предлагаю изготовить сувенир в восточном стиле (японские фонарики, икебана, веер, оригами).

Можно обменяться сувенирами.


V Подведение итогов

Учитель: конечная цель назначения «Охарактеризовать философскую основу культуры Востока». Можно использовать характеристику культуры Запада.

Параметры

Культура Запада

Культура Востока

1.Развитие культуры

Смена культурных эпох. Отрицание предыдущей.

Равномерное развитие с вплетением элементов предыдущего

2.Мера всех вещей

Человек

Природа

3.Боги

Владеют природой и человеком

Часть природы

4.Люди

Главное стремление к свободе

Выполнение долга

5.Совершенствование жизни

Свое несовершенство компенсируют созданием механизмов

Совершенствуют себя через природу



VI. Рефлексия


Учитель: на доске ветка сакуры. У вас есть возможность оценить себя на уроке:

- зеленый листок – если есть еще пробелы в знаниях;

- бутон – испытал затруднения при выполнении некоторых заданий;

- раскрывшийся цветок - урок понравился, задания были понятны и трудности не вызывали, урок вызвал интерес и желание ещё повторить такую работу.

Прошу прикрепить соответствующий знак на ветку сакуры


VIІ. Контроль усвоения знаний

Командиры характеризуют работу группы, отмечают самых активных в группе. Итоговые баллы каждого участника озвучивают.


VIIІ. Домашнее задание


Написать миниатюру «Самая интересная тема в разделе «Культура Востока», составить кроссворд «Культура Востока».





















Приложение № 1

Оценочная таблица для обучающегося

Тема «Особенности культуры Востока»

10 класс ____________________________

Правильный ответ – 1 балл

Блиц-опрос

Слова Киплинга

Архитектура

Востока

Изобразительное искусство

Декоративно-прикладное искусство

Философская основа

Всего баллов



1.

1.Жанры:

Участие в

изготовлении

поделки








ВСЕГО:

Участие в

составлении таблицы








ВСЕГО:




а)




б)

2.Задача:




в)




2.

3.









4.








3.

5.






ВСЕГО:


ВСЕГО:

ВСЕГО:




Приложение № 2

Оценочная таблица для руководителя группы

Тема «Особенности культуры Востока»

10 класс ____________________________

Правильный ответ – 1 балл


Ф.И.

Блиц-опрос

Слова Киплинга

Архитектура

Востока

Изобразительное искусство

Декоративно-прикладное искусство

Философская основа (таблица)

ВСЕГО

1.








2.








3.








4.








5.








6.








7.















Приложение № 3

Остановка «Архитектура Востока»


Задание: распределите данные символы культуры по трем колонкам


Индия

Китай

Япония






Бонсай, поющие фонтаны, мудры, сухой сад, терракотовая армия, пещерные храмы, нэцкэ, пагода диких гусей, моховый парк, чайный домик.