Письмо и развитие речи
Урок № 28 дата 12.12
Тема : Развитие речи №4. Деловое письмо. Объявление.
Цель урока: научить составлять и записывать объявления.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с композиционными и языковыми особенностями различных видов объявлений;
научить отличать объявления от других видов деловых бумаг;
тренироваться в составлении и записи различных объявлений;
Коррекционно-развивающие:
коррекция слухового восприятия на основе упражнений на внимание;
коррекция динамичности восприятия на основе упражнений в узнавании и различии;
коррекция связной речи и фонематического слуха;
Воспитательные:
Оборудование:
объявления, презентация, видео (фрагмент м/ф «Двенадцать месяцев», «Крокодил Гена»), аудио (песня В.Шаинского «Пропала собака»), А.М.Шехирева тетрадь по деловому письму для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Словарь: объявление.
План урока:
1.Орг. момент
2.Актуализация опорных знаний и умений.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление.
5.Итог.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуй, Саша !
-У нас сегодня не совсем обычный урок. Я думаю, что посмотрев на пособия , которые лежат на твоем столе, ты догадался о чем пойдет речь.
-Итак, сегодня у нас урок делового письма. Мы уже проводили такие уроки.
-Что мы уже научились делать?
Сегодня у нас тоже интересная тема.
-Сейчас я включу песню, а ты прослушай и попробуй угадать тему нашего урока.
(звучит фрагмент из песни В.Шаинского «Пропала собака»).
-Ты догадался , какая тема нашего урока.
- А сейчас проверим, верно ли ты догадался.
(коррекционное задание на развитие зрительного гнозиса)







Посмотри, название темы у меня зашифровано. Если ты правильно соотнесешь геометрические фигуры, то узнаешь название нашей темы.
-Верно, это тема нашего урока. Какие геометрические фигуры изображены? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Какие? Сколько?
2.Актуализация опорных знаний и умений.
-А как ты догадался, что речь идет об объявлении?
-Докажи.
-А где мы встречаемся с объявлениями? (мы их видим, слышим, читаем).
Они повсюду, они вокруг нас. Мы уже не представляем свою жизнь без объявлений.
-Саша, а как же раньше людям сообщалась необходимая информация, когда ничего не было?
-Давай посмотрим (ТСО м\ф «Двенадцать месяцев»).(фрагмент , где глашатые читают указ)
-Это были глашатые. У нас в Москве тоже есть такое место. С него раньше читали указы. Где оно находится и как называется? (Лобное место на Красной площади).
-А кто может писать объявления? (люди, организация).
-Скажи. А нравится ли тебе , когда объявлениями обклеено все вокруг? Где нужно расклеивать объявления? (на стенде, доске объявлений).
3.Изучение нового материала.
Работа в тетрадях:
-Открываем тетрадь, записываем число и тему урока. Словарь (объявление – звукобуквенный анализ)
Значит объявление – это краткое извещение о чем-либо. А раз это вид деловой бумаги, то оно пишется по определенному плану .
Вместе составляем план.
ПЛАН:
1.Заголовок.
2.Содержание объявления (мероприятие – время, место, дата)
3.Дополнительные сведения.
4.Адрес или телефон.
-Открываем папки по деловому письму и записываем тему и план.
-Теперь, мы знаем, что должно быть в объявлении. Рассмотри объявления на парте , которые я принесла.
- Выбери номера тех объявлений. Которые, по твоему мнению, написаны не совсем верно или в них чего-то не хватает.
-Саша , а как ты думаешь , что нужно, чтобы на твоё объявление обратили внимание, (оно должно быть ярким интересным, читаемым).
-Какие слова чаще всего встречаются в объявлениях?
-Теперь давай представим, что мы работаем в издательстве журнала про животных. Здесь печатают различные объявления про животных.
-А какие еще журналы ты знаешь ?
-В интернете, сейчас много различных сайтов про животных, давай посмотрим.
Сейчас мы поработаем редакторами журнала и составим объявление о животном.
-Но сначала подготовим руку к письму.
4.Физминутка.
Устно мы проговорили,
Объявленье, как писать.
А, теперь нам очень нужно.
Наши пальчики размять.
Кто-то, что-то покупает.
Кто-то, что-то продает.
Кто-то с песней выступает,
Кто-то на концерт зовет.
Много разных объявлений существует на земле.
И одно из них составить предстоит тебе и мне.
Объявления писать мы научимся на «5».
5.Продолжение работы
Вместе составляем и записываем объявление. (папка по деловому письму)
Объявление.
28 ноября в районе метро Царицино пропала собака.
Порода: мостино. Отзывается на кличку Рэм. Окрас рыжий.
Особые приметы: красный ошейник с цепочкой.
Помогите вернуть друга.
Павлик.
Т: 987-56-43
6.Закрепление изученного:
-Мы вместе составили и записали объявления. А теперь ты сам составь объявления.
1.Первое объявления принесла старенькая бабушка. Она потеряла очки и сделала много ошибок. Давай поможем ей исправить ошибки.
Подарю, черного, с хвостом, пушистым красивого, длинными котенка, усами, зелеными глазами.
.мисочку, Дам, корм,и.
Петровна, Марфа
-т. 87-345-45
2.Для второго объявления, сотрудники приюта принесли нам фотографии животных, у них нет хозяев. Все они попали к ним в приют по разным причинам.
Помоги им, от Тебя зависит судьба этих животных!!!
(включи описание животного, чтобы человек, читающий твоё объявление, захотел иметь его дома).
Саша составляет и записывает объявления.
7.Итог урока:
-Давай проверим твои знания по этой теме. Один молодой и очень красивый джентльмен написал объявление. Давай проверим, верно ли оно написано.
(ТСО м/ф «Крокодил Гена»).(фрагмент, где Гена пишет объявление).
8.Задание на дом;
Сделать все задания по теме «Объявления». (см. рабочую тетрадь А.М.Шехирева «Деловое письмо» стр.18-31).
Самоанализ урока.
Тема по деловому письму выбрана не случайно. Она является одной из самых сложных для детей с нарушением интеллекта, т.к. возможности школьника излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.
А ведь знания и умения, полученные учащимся при работе с деловыми бумагами очень важны для интеграции и социализации ребенка в обществе.
В основе урока лежит принцип коррекционно-развивающего обучения, (т.е. обучения, направленного на исправление дефекта с одновременным развитием механизма компенсации).
Поэтому в урок включено достаточно коррекционных заданий, направленных на практическую подготовку обучающегося , способствующих социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащегося.
Тема урока соответствует тематическому плану.
Дидактическая задача определяет тип урока (урок изучения нового материала).
Коррекционные задания несут развивающую функцию.
1 «Сложите из букв кличку» - развитие аналитико-синтетической деятельности.
2. «Соотнеси заголовок» - коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание.
В достаточной мере осуществляется смена видов деятельности, реализация охранительного режима обучения.
Наглядность стимулирует интеллектуальный компонент (ТСО коррекция слухового и зрительного гнозиса).
Соблюдается практическая и коррекционная направленность урока. Отбор материала, необходимого для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе.
Практическая работа осуществляется с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.
Приложение 1.
Разноуровневые задания. (для учащихся II и III уровней).
1.Объявление.
Отдам в хорошие .

Маленькую, пушистую

Цвета, с ушками и глазками. Она
добрая и ласковая.
Очень любит и косточки. Надежный и верный помощник.

Лариса т. 456-90-09