СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 9 кл. "Учение о биосфере"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского, глобальных круговоротах в природе. Рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы биосферы, роль живого вещества в биосфере; Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского, глобальных круговоротах в природе. Рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы биосферы, роль живого вещества в биосфере.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 9 кл. "Учение о биосфере"»

Урок № Тема: Учение о биосфере.

Основные понятия темы

Биосфера. Учение о биосфере В.И.Вернадского. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела. Круговорот веществ.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать знания об основных положениях учения о биосфере В.И.Вернадского, глобальных круговоротах в природе.

Рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы биосферы, роль живого вещества в биосфере;

Продолжить развитие умений работать с текстом и иллюстрациями учебника, с доской, таблицами и коллекциями.

Продолжить развитие умений составлять схематические рисунки и объяснять их смысл.

Развивающие:

Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере и круговоротах веществ в природе. Развитие коммуникативных умений при работе в малых группах.

Воспитательные:

Патриотическое воспитание – на примере жизни и деятельности В.И.Вернадского, занимавшегося изучением биосферы.

Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах.

Продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы

.

^ Оформление кабинета к уроку: выставка книг, журнальных и газетных статей о биосфере и жизнедеятельности В.И.Вернадского.

Средства обучения: Таблицы “Круговорот углерода”, “Круговорот азота”, “Круговорот кислорода”. Портрет В.И.Вернадского. Коллекция “Горные породы”. Видеофильм “Биосфера”.


^ Тип урока: урок, раскрывающий содержание темы.


Методы обучения:

Словесные – беседа, описание, объяснение, рассказ.

Наглядные – демонстрация изобразительных средств наглядности. (фрагментов видеофильма, таблиц, коллекции).

Практические – работа с текстом и иллюстрациями учебника.


^ Ход урока


Организация класса

Актуализация опорных знаний

Фронтальная беседа по вопросам:

Чем образовано живое вещество биосферы?

Как образуется биокосное вещество?

Как образуется биогенное вещество?

Чем представлено косное вещество?

Что такое биогеоценоз? Приведите примеры биогеоценозов.

Дайте характеристику экосистеме.

Какие изменения могут происходить с экосистемами?

Каковы признаки живых систем?

Является ли экосистема живой системой?

^ Постановка познавательной задачи

Биосфера - тонкий слой нашей планеты, населенный организмами, взаимодействующими с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой (литосферой). Все живые существа зависят от сохранности ее целостности и устойчивости.

Докажите, что биосфера является глобальной экосистемой.

Изучение содержания нового материала

Термин “Биосфера” был впервые введен австрийским ученым Э.Зюссом в 1875 году для различения основных оболочек Земли: литосферы, атмосферы, гидросферы. Однако автор не акцентировал внимание на ее роль и зависимость от планетарных параметров Земли. Только В.И.Вернадский заложил основы учения о биосфере, сформулировав идею экосистемной ее организации.

Сообщение ученика о научной деятельности В.И.Вернадского (сопровождается демонстрацией портрета, книг и статей о В.И.Вернадском)

Родился в Петербурге 12 марта 1863 года. Его отец – Иван Васильевич – был профессором Петербургского университета и Александровского лицея, мать – Анна Петровна – была преподавателем музыки. С третьего класса учился в Петербургской классической гимназии. Изучал несколько европейских языков. Высшее образование получил на физико-математическом факультете Петербургского университета. В 1884 году выступил с докладом “Об осадочных перепонках”. С 1885 года – хранитель Минералогического кабинета Московского университета. С 1888 по 1890 годы работал за границей. В 1897 году защитил докторскую диссертацию на тему: “Явление скольжения кристаллических веществ”. В 1906 году избран членом Государственного совета. С 1906 по 1918 годы выходит в свет “Опыт описательной минералогии”. С 1921 года основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. С 1923 по 1926 годы ведет исследовательскую и преподавательскую деятельность за границей, в этот период выходят труды “Геохимия”, “Автотрофность человечества”, “Биосфера”. В 1936 году публикуется “История минералов земной коры”. В 1944 году выходит статья “Несколько слов о ноосфере”. Он показывает, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете. В конце жизни В.И.Вернадский приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека.

В.И.Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, становиться мощной геологической силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом становиться вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера». Скончался в Москве в январе 1945 года.

^ Просмотр фрагмента видеофильма “Биосфера


Задания.


1. Определите границы биосферы. Сделайте необходимые записи в тетради.

2.Выявите основные признаки и свойства биосферы.

3.Почему В.И.Вернадский проводил нижнюю границу биосферы по толще осадочных и нефтеносных пластов?

^ Вывод: границы биосферы определяются факторами земной среды, которые делают невозможным существование живых организмов.

Закрепление изученного материала

^ Обсуждение содержания видеофрагмента

Фронтальная беседа по вопросам:

Какие оболочки Земли входят в состав биосферы, какие – не входят?

Каковы верхние и нижние пределы жизни во всех оболочках Земли?

Каково значение озонового экрана в атмосфере?

Охарактеризуйте распределение живых организмов в наземно-воздушной, водной и почвенной среде.

Какие горные породы называются органогенными? (используется коллекция “Горные породы”)

Почему В.И.Вернадский отнес к особым обитателям - биокосные тела природы?

Почему изменяется плотность жизни в различных частях биосферы?

Что такое биомасса?

Каковы свойства биомассы?

^ Изучение нового материала

Постулаты учения о биосфере (В.И.Вернадский, 1926 г.)

Биосфера – устойчивая динамическая система, которая уже изначально была высокоорганизованна и целостна.

Биосфера была структурирована на совокупности организмов. Только благодаря их “массовому эффекту” осуществлялись разнообразные геохимические функции жизни, что и отражалось в окружающей среде.

Эволюционный процесс идет в определенной жизненной среде, состав и масса которой неизменны в геологическом времени… Выйти за пределы этой жизненной среды нельзя путем изучения эволюции видов.

Живые организмы своим дыханием, своим питанием, своим метаболизмом… а главное – длящейся сотни миллионов лет непрерывной сменой поколений… порождали одно из грандиознейших планетных явлений ... Этот великий планетный процесс есть миграция химических элементов в биосфере.

Для осуществления полного кругооборота элементов в эволюции необходимо было участие “совокупностей”, состоящих из организмов разного уровня организации и различной таксономической принадлежности.

Все без исключения геохимические функции живых организмов в биосфере могут быть исполнены простейшими одноклеточными. По истечении геологического времени различные организмы замещали друг друга, однако не происходило изменений их функции.

Биологический круговорот – обмен веществ и энергии между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью живых организмов и носящий циклический характер.

Из множества связанных друг с другом круговоротов отдельных биогеоценозов складывается установившийся за многие миллионы лет глобальный биогеохимический круговорот веществ биосферы, поддерживающий устойчивость жизни на планете.

Назовите известные вам химические элементы, включенные в активный круговорот живыми организмами?

Кислород, углерод, фосфор, азот, кальций сера, магний и другие.

Эти элементы называются биогенными (циклическими).

Различают два типа биогеохимических круговоротов: круговороты газов (углерод, кислород, азот и др.) и осадочные круговороты (сера, фосфор, кальций и др.).

Рассмотрим круговорот углерода (объяснение по таблице):

Зеленые растения и фотоавтотрофные бактерии в процессах фотосинтеза и хемоавтотрофные бактерии в ходе хемосинтеза превращают углекислый газ и углеводы в другие органические вещества. Зеленые растения, фотоавтотрофные и хемоавтотрофные бактерии – продуценты в биогеоценозах. Одна часть органических веществ откладывается в виде запасов нефти, каменного угля, торфа, природного газа, гумуса. Другая часть потребляется гетеротрофами – консументами (животными, бактериями и грибами), в дальнейшем – большая часть его окисляется в процессе дыхания и брожения с освобождением углекислого газа. Трупы, экскременты, остатки гетеротрофов, растительный опад используются сапрофитами – редуцентами (бактериями, грибами) и также окисляются в процессе энергетического обмена. Большую роль в минерализации органического углерода выполняет горение. Углекислый газ поглощается автотрофами, замыкая цикл. Часть углекислого газа также депонируется, превращается в нерастворимые соли (карбонаты кальция и магния). Депонированный в виде топлива и гумуса органический углерод и депонированный в виде карбонатов неорганический углерод вовлекается в бактериальное окисление нефти, глубокое разрушение гумуса, растворение карбонатов кислотами, сжигание топлива и т.д.

Работа в статических группах:

Представьте, что Земля с ее биосферой- это космический корабль, который мчится по беспредельным просторам Вселенной. Чем должен располагать этот корабль для обеспечения на нем жизни человека? Какие организмы могут обеспечить круговорот веществ? Изобразите в своих тетрадях схему круговорота углерода на этом корабле.

Каким образом живые организмы влияют на глобальный круговорот углерода?

Может ли одно и тоже вещество многократно использоваться для построения живой материи?

.

Закрепление изученного

Тест:

На каком уровне организации живого изучается поведение живых организмов:

1.клеточном

2.биосферном

3.организменном

4.популяционно- видовом


Живым веществом называется:

1.совокупность всех живых организмов Земли

2.масса, образованная телами погибших организмов

3.биомасса продуцентов, переходящая на второй уровень в цепи питания

4.масса минеральных веществ, образовавшихся при разложении живых организмов


Какой из компонентов биоценоза наиболее подвержен изменениям?

1.продуценты

2.консументы- 1-порядка

3.редуценты

4.консументы-2- порядка


Задание: Дополните схему “Круговорот азота” используя материалы учебника на С.221-225. Задание на 3 минуты.

Вопросы для фронтальной беседы:

Какова роль свободноживущих и симбиотических азотфиксирующих бактерий в круговороте азота?

Какова роль редуцентов в круговороте азота? Что произойдет, если редуценты перестанут функционировать?

Вследствие чего возникли нитратные загрязнения окружающей среды?

В результате какого процесса и при каких условиях происходит превращение соединений аммиака в нитраты и нитриты, которые в дальнейшем могут превращаться в атмосферный азот?

В чем заключается процесс денитрификации?

Чем отличается круговорот азота от круговорота углерода?

Каково влияние человеческой деятельности на круговороты азота, углерода?

^ Домашнее задание

Прочитайте §46-47.

Объясните утверждение Г.А.Заварзина “…Нельзя говорить о существовании отдельных видов, а можно обсуждать только целые экосистемы”.

^ Индивидуальные творческие задания:

Составьте карту-схему “Путешествие капельки воды в биосфере”

.

Итог урока: Биосфера –оболочка Земли, состав, структура и свойства которой в той или иной степени определяются настоящей или прошлой деятельностью живых организмов, область распространения жизни и единое целое, состоящее из огромного числа различных биогеоценозов с их круговоротами. Интерактивный урок по биологии в 9 кл.«Приматы и основные этапы эволюции человека»

Тема «Приматы и основные этапы эволюции человека»

Задачи урока:
-Познакомимся с основными этапами эволюции человека;
-узнаем о происхождении человека;
-рассмотрим сходства и различия человека и человекообразных обезьян;
-проанализируем, какие изменения происходили на различных этапах эволюции человека.

Учитель:
У вас на партах лежат листы самооценки работы на уроке, карточки с заданиями. Лист самооценки заполняется по ходу урока после выполнения заданий
Вопрос о происхождении человека сегодня практически решен. Ученые считают нашими предками древних вымерших высших приматов.
Какая наука изучает происхождение человека и его развитие
Ученик:
Происхождение человека и его развитие изучает наука антропогенез.
Эволюция приматов началась намного миллионов лет раньше, чем эволюция самого человека. Ведь люди- это самые последние «приматы», если рассматривать их в эволюционной последовательности.
Учитель:
Откуда мы узнали о существовании приматов и основных этапах эволюции человека? Из археологических находок. Вы видите, что первая находка черепа австралопитека обнаружена в Центральной Африке около 3-х млн. лет назад.
Слайд «Карта археологических находок»
Зачатки эволюционных представлений о происхождении человека имеются в трудах К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч. Дарвина.
Слайд «Портрет ученого Ж.Б.Ламарка», «Портрет ученого Ч. Дарвина»
В строении человека и животных есть много сходных и отличительных признаков. Давайте попытаемся установить сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
На парте у вас лежат листы с утверждениями.
Задание: определите сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
1 ряд –определите сходство
2 ряд –определите отличия
Слайд «Найдите сходства и отличия человека и человекообразны обезьян»
Сходство и отличия человека от человекообразных обезьян

1. Обладают пятипалой хватательной конечностью –
-это сходство так как человек и обезьяна имеют пять пальцев на руке.

2. Способность изготовления орудий труда для сознательного влияния на окружающую среду
- это различие потому, что только разумные существа способны влиять на окружающую среду.

3. Перестройка этапов онтогенеза – увеличение длительности внутриутробного периода.
-это отличие так как внутриутробный период развития человека длиннее чем у обезьян.

4. Пальцы снабжены плоскими ногтями, а не когтями
- это сходство так, как у человека и обезьяны на пальцах ногти.

5. Прямохождение связано с преобразованием в опорно-двигательном аппарате.
-это отличие потому, что центр тяжести у человека приходится на тазовые кости, а у обезьян на локтевой сустав.

6. Хорошо различают цвета и объемы предметов –
- это сходство так, как у обезьян как и у человека имеется объемное и цветное зрение.

7.Приспособление руки и особенно кисти к трудовой деятельности
-это отличие потому, что в связи с трудовой деятельностью человека произошло противопоставление большого пальца.

8.Изменение зубочелюстного аппарата и формирование членораздельной речи
-это отличие так, как членораздельная речь характерна только для человека.

9.Наличие диафрагмы-
- это сходство потому, что у человека и обезьяны грудную и брюшную полость разделяет диафрагма.

10.Сохранение остаточного волосяного покрова на определенных участках тела
-это отличие, так как у обезьян сплошной волосяной покров.

11.Диплоидный набор хромосом
- это сходство потому, что у человека 46 хромосом, а у обезьян 48.

12.Обладают хорошим слухом и зрением
- это сходство так как обезьяны обладают хорошим зрением и слухом, как и человек.

13.Интенсивное развитие головного мозга, особенности коры больших полушарий-
- это отличие потому, что мозговой отдел человека преобладает над лицевым.

Проверяем, ребята, как вы выполнили задание.
Вызываю по одному ученику от группы.

Слайд таблица ответов
«Найдите сходства и отличия человека и человекообразных обезьян»
1 группа- записывает сходство
2 группа -записывает различия

Ответы:
1 сходства: 1, 4, 6, 9, 11, 12,
Правильно.
Сверим ответы на доске и в тетрадях.
2. различия: 2, 3, 5, 7, 8, 10, 13
Правильно.
Сверим ответы на доске и в тетрадях.
Хорошо! Спасибо!
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, но необходимо доказать свой выбор.
( встают с листочками и отвечают)
При ответах идет возвращение к слайдам.
Учитель:
Пожалуйста, раскройте кратко вопросы сходства и отличия человека и человекообразны обезьян

Учитель:
Все живые организмы по родственным признакам классифицируются в систематические группы. Самый высшей единицей является царство.
Не вызывает сомнений, что человек относится к царству животных. А классификация имеет следующую логическую цепочку.
Задание
Установите соответствие систематических единиц.
Слайд «»Установите соответствие систематических единиц»
Класс работает в тетрадях, потом сверяют с выполнением на доске

Тип Позвоночные
Подтип Хордовые
Надкласс Четвероногие
Класс Приматы
Отряд Млекопитающие
Подотряд ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫЕ
Семейство ГОМИНИДЫ
Род ЧЕЛОВЕК Разумный
Вид Человек
_________________________________________________________
Слайд «Проверка заданий»

Тип Хордовые
Подтип Позвоночные
Надкласс Четвероногие
Класс Млекопитающие
Отряд Приматы
Подотряд ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫЕ
Семейство ГОМИНИДЫ
Род ЧЕЛОВЕК
Вид Человек разумный

ВОПРОС: Ребята, как вы считаете, верно, ли Дария выполнила задание?

Учитель: А сейчас мы просмотрим видеофрагмент «Этапы эволюции человека».

Задание: после просмотра назовите основные этапы эволюции.
Просмотр

Учитель: Какие этапы развития человека вы можете назвать.
Ученик:
1.Предшественники человека - АВСТРАЛОПИТЕКИ

2.Древнейшие люди - ПИТЕКАНТРОПЫ

3. Древние люди - НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ

4. Человек современного типа - КРОМАНЬОНЕЦ

Слайд . «Этапы эволюции человека»
Учитель:
В процессе становления человека выделяются 3 стадии
1. Древнейшие люди
2. Древние люди
3. Современные люди

Слайд . «Питекантропы »
1.Древнейшие люди возникли около 1-го миллиона лет назад
Слайд «Неандертальцы»
2. Древние люди появились 200 тыс. лет назад. Обитали в Европе, Африке, в Южной Америке.
Слайд . «Кроманьонец»
3. Современные люди жили 40 тыс лет назад. Их останки были найдены в Европе, Азии, Африке, Австралии ив Казахстане.

Учитель:
Ребята, давайте установим, какие происходили изменения в процессе эволюции человека?

Слайд «Эволюция осанки»
Учитель:
Посмотрите, как изменилась осанка человека.
А почему это произошло расскажет нам ученик (опережающее задание)
Рассказ идет по слайду «Эволюция осанки»
-На первом этапе эволюции своего развития человекообразная обезьяна передвигалась на 4 конечностях, т. к они лазали по деревьям. Но это не спасало их от врага.
В естественном отборе сохранялись те, кто первым мог заметить враг. Это было легче делать, если стоять на задних конечностях.
Таким образом, выживали те, кто мог не только изредка стоять, но и как можно дольше ходить вертикально.
Так стимулировалось прямохождение. Поэтому пришли к вертикальному положению тела.

Слайд «Объем мозга и строение черепа»
Учитель:
Изменилось и строение мозга?
Как взаимосвязаны развития мозга и быта человека расскажет нам ученик (опережающее задание)
На первом этапе объем мозга австралопитека и питекантропа составлял 500 – 900 куб.см.. Мозг был неразвитым, речь нечленораздельная, они могли изготавливать только примитивные орудия труда, охотились в одиночку.

На втором этапе неандертальцы охотились группами, умели добывать огонь и создавать жилище, могли быстро и правильно реагировать на похолодание климата (ледниковый период), использовали загонную охоту, у них появились элементы членораздельной речи, коллективная работа.

На последнем этапе объем мозга увеличился до 1700 куб.см., речь стала членораздельной, появились абстрактное и логическое мышление, точная координация зрения и движения. Техника изготовления орудий труда и предметов быта усовершенствовались, они овладели шлифованием, сверлением, овладели гончарным делом. Были заложены основы земледелия и животноводства. Появились зачатки религии. В развитии стали играть основы воспитания, обучения и передачи опыта.

Ребята, а в строение черепа вы видите изменения?
Кто нам расскажет об этом?
Ученик (опережающее задание)
С развитием головного мозга меняется и строение черепа. В черепе изменяется соотношение мозговой и лицевой частей. На слайде видно, что самое большое развитие головного мозга имеет человек, поэтому в скелете головы человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

Слайд «Средний рост»
Учитель:
И рост человека изменяется.
А расскажет об изменение роста ученик (опережающее задание)
По этапам развития меняется рост древнейшего человека. Если Австралопитек и питекантроп были небольшого роста, в среднем от120 до 140 см. Их передние конечности были удлиненные, они передвигались, главным образом цепляясь, за ветви.
Неандертальцы ходили на двух ногах, слегка наклоняясь, их рост достигал 160 см.
Кроманьонцы достигали роста 180 см.
В связи с изменением образа жизни и условий обитания изменяется средний рост, в сторону увеличения.

Учитель:

Мы увидели биологические изменения в развитии человека, а за счет чего происходили эти изменения?
На развитие человека влияли биологические и социальные факторы.
Мозг, осанка, рост, череп- все это изменилось, потому что изменились среда обитания и хозяйственная деятельность. А они являются социальными факторами.

Вывод: С развитием эволюции уменьшается роль биологических факторов и возрастает роль социальных, что приводит к формированию нового типа – человека разумного.

Закрепление.

Слайд «Закрепление»
Учитель:

Ребята, давайте обобщим полученные знания на уроке.
1.Назовите тему нашего урока.
( Приматы и основные этапы эволюции человека)

2.С какими основными этапами эволюции вы познакомились на уроке?

3.Какие изменениями произошли в процессе эволюции?
(Изменились осанка, строение черепа, объем мозга, рост)

4. Как изменяется эти признаки? (по возрастанию)
___________________________________________________
Учитель рисует ручкой на интерактивной доске по ходу ответов учеников.

Этапы эволюции человека

1 2 3

древнейшие люди древние люди современные люди

изменение общих биологических признаков:
- Осанка-
- Мозг
- Череп
- Рост

На всех этапах происходили общие изменения

ЗАДАНИЯ КРОССВОРДА

1.самый высокоорганизованный отряд среди высших млекопитающих (приматы)
2. его добывали трением палочек (огонь)
3.один из основоположников эволюционной теории (Ламарк)
4.наука о происхождении человека
(антропогенез)
5. создатель эволюционной теории (Дарвин)
6. историческое развитие живой природы (эволюция)
7.тип животные, к которому относится человек (хордовые)
И получилось в центре кроссворда, что мы молодцы!

Слайд «Итог урока»

Учитель:
Давайте подведем итог урока

Итоги урока
1.В начале урока перед вами была поставлена задача: Познакомиться с этапами эволюции человека.
2. Что непонятно?
3. Что вызвало затруднения?
4. Заполните и сдайте лист самооценки знаний.

Слайд «Домашние задание»
Д/З ( на выбор)
1. Заполнить таблицу к § 30 на стр. 92.
2. Написать эссе «Путешествие во времени»
3. Составить тестовые задания к §30 (15 вопросов)

Всем спасибо! До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!