| | -Как вы думаете, что значит быть добрым? Что такое доброта? Запишите в тетрадях собственное определение доброты. А теперь давайте посмотрим в нескольких словарях, какое определение дают учёные слову «доброта» (один ученик даёт справку). - Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на нём? Попробуйте сформулировать тему урока. -Действительно, тема нашего урока «Твори добро» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". - Ребята, с произведениями А.И.Куприна мы с вами ещё не знакомы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с этим замечательным писателем. Я думаю, что это не последняя встреча с этим прекрасным человеком. А для того, чтобы понять, как Куприн связан с темой доброты, мы обратимся к эпиграфу урока, словам Михайлова Олега: “Таланты (как и люди) бывают добрые и злые, веселые и грустные, светлые и мрачные. При мысли о Куприне сразу хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой вот бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью “ко всему живому – к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу”. Слово учителя о Куприне.
-Сформулируйте для себя цели урока. | Ф/И | Ответы на вопросы, выполнение задания Словарная работа Формулирование темы: - О доброте, о людях и их Поступках. Слушание
Целеполагание. | Умение работать с информацией; умение ставить цели; умение работать с толковыми словарями; умение отвечать на вопросы |
| | - Куприн в своих рассказах обращался к различным темам. Волновал писателя и человек. Очень часто в рассказах А.И. есть волшебство, всегда добро побеждает зло, детям и взрослым, нуждающимся в помощи, всегда помогают другие честные, порядочные, чудесные люди. Куприн учил видеть в человеке человека. Беседа на восприятие: -Вы уже прочитали рассказ «Чудесный доктор». Понравился ли вам рассказ? Почему? Давайте посмотрим на название рассказа. Подберите однокоренные слова к слову “чудесный” (чудо, чудак, чудачество, чудесно, чудик, чудной, чудный, чудище). - Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарная работа): 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный; проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный; 3)чудный, замечательный. -Предположите, как связано название с жанром произведения. -Этот жанр называется святочный рассказ. Один ученик подготовил заранее сообщение о жанре святочного рассказа. -Давайте рассмотрим на примере Сюжета «Чудесного доктора» Куприна жанр святочного рассказа. Работа по тексту В какое время года происходит действие рассказа? Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела «великолепная выставка» витрины на мальчиков? Как вы относитесь к праздникам? Какие чувства испытываете при их приближении? Может ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни? Как в рассказе передается царившая в доме Мерцаловых атмосфера? Приведите примеры из текста. Восстановите в хронологическом порядке то, что произошло с семьей Мерцалова. Чем объясняли свой отказ те, к кому Мерцалов обращался за помощью? Перечислите способы, с помощью которых Мерцалов пробовал достать денег. В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелева: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее»? К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова? Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым? Почему он не ушел после «озлобленных криков» Мерцалова? Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? Почему не дал деньги открыто? Самостоятельная работа учащихся. - Определите, как в тексте Проявляются оттенки значения слова «чудесный». Аргументируйте. Что было «чудесного» в поступках незнакомца? Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове-прототипе «чудесного доктора» в рассказе? Сообщение ученика о деятельности Пирогова Н.И. -Вы услышали сообщение об этом великом человеке, Пирогове. Почему Пирогов является прототипом доктора Пирогова в рассказе? Аргументируйте свою точку зрения. | И/Ф | Слушание Ответы на вопросы Работа со словарём Сообщение учащегося. Ответы на вопросы: 1.Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна «елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки», «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядных дам»… 2.Несколько учащихся высказываются 3.Описание дома при помощи эпитетов и метафор: «ветхий дом», «подземелье», «закоптелые, плачущие от сырости стены», «ужасный запах керосинового чада, детского грязного белья и крыс», «душная, промозглая комната», «грязная широкая постель». Передача чувств героев: «давно успели привыкнуть… к настоящему запаху нищеты», «их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания». Описание состояния героев: «дыхание было коротко и затруднительно», «глаза смотрели пристально и бесцельно», «кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок» Портретная характеристика героев: «худая женщина с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом», «встревоженное лицо» и т.д Речевая характеристика героев: «спросила… отрывисто и нетерпеливо», «тревожно спросила», «хрипло ответил» и т.д.) 4.В рассказе Куприна есть повествовательная рамка – в начале и в конце произведения. Рассказ выросшего Гриши дается в изложении автора-рассказчика. Роль этой повествовательной рамки – подчеркнуть достоверность услышанного от собеседника. Важно указать, что в рассказе описывается то, что произошло в течение одного дня.) 5.(«Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца».) 6. Им овладело отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать на сострадание окружающих 7,8,9.(собственное мнение)
Самостоятельная работа учащихся: ищут ответ и выстраивают аргументы Сообщение учащегося Слушание Отвечают на вопрос, подбирают аргументы. | Умение работать с разными источниками информации, умение анализировать, давать характеристику персонажам, соотносить с реальными личностями, умение отвечать на вопросы, умение работать с толковым словарём, умение выражать собственную точку зрения, умение выстраивать связный ответ |
| | -Давайте подведём итоги. Как проявляется качество «доброта» в рассказе «Чудесный доктор»? Можно ли назвать рассказ до сих пор актуальным? -Объясните, что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?
Прочитайте высказывания, выберите то, которое заключает главную мысль произведения и прокомментируйте его. 1)Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. А.Швейцер 2)За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье. А.Чехов 3)Высушить одну слезу — больше доблести, чем пролить целое море крови. Дж. Байрон Как вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас? Каких у нас людей больше: добрых или злых? Докажите, приведя примеры из своей жизни.
Так почему же рассказ называется «Чудесный доктор»? | Ф/И | Отвечают на вопросы: - В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам. Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям. Выбирают верное для себя высказывание, подбирают аргументы. - В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного. | Умение отвечать на вопросы, умение подбирать аргументы, умение давать связные ответы |