СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории "Военные походы фараонов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории "Военные походы фараонов"»

Технологическая карта урока


Предмет история Класс 5

Базовый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2021.

Тема урока «Военные походы фараонов»

Цель урока: условия для формирования представлений об устройстве древнеегипетской армии, основных родов войск и вооружений, выделение факторов, способствующих военным успехам фараонов; подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, иллюстративный материал по теме «Древний Египет», настенная карта.

Формы работы: групповая, парная , индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные:

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей…

- усвоение основных дат по теме

- понимание причин военных походов фараонов

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнеегипетского государства

Личностные:

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса к истории древнего мира

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент (настрой на урок, мотивация к новым знаниям)




2

Опрос по ранее изученному материалу

( проверка домашнего задания)

- Вспомним что мы знаем о населении Древнего Египта и их занятиях. Для этого выберите себе задание:

1. Вставить пропущенные слова

2. Ответить на вопросы

(Приложение 1)

Работают с карточками, отвечают на поставленные вопросы.

Самооценивание. За ответы выбирают себе фишки:

красная: «5», зеленая «4», синяя «4».

Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных знаний

Коммуникативные: Формировать умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.

3

Мотивация (создание проблемной ситуации) (3-4мин.)

Организует проблемную ситуацию;

- Организует мыслительную деятельность обучающихся, для формулирования темы урока,

- Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым объектам

Демонстрация карт «Древний Египет» и «Военные походы фараонов».Иллюстрации «Портрет Тутмоса III», изображение войска фараона.

Сформулируйте тему нашего урока.

-Совершенно верно, тема нашего урока «Военные походы фараонов». Запишите ее в тетрадь


- В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы;

- Определяют тему урока; план урока, по новодящим вопросам



Регулятивные: - целеполагание, ,

- выдвигают версии, определяют проблему.

П:ознавательные - самостоятельное выделение познавательной цели,

- выбор оптимальных способов решения задач,

- умение строить речевое высказывание,

- сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы.

Комуникативные: - умение слушать и вступать в диалог,

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

- владение монологической и диалогической речью

4

Целеполагание и планирование (2-3 мин.)

На какие вопросы нам нужно найти ответы? Какие источники информации необходимо использовать?

«Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей»


1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;

2.Цели военных походов;

3.Походы египетских фараонов;

4.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

5. Каковы результаты военных походов?



План урока, по наводящим вопросам

Называют источники (учебник, документы, карта и др.) определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)


Регулятивные: -

- планирование,

- прогнозирование,

- волевая саморегуляция,

Познавательные:

- выбор оптимальных способов решения задач,

- умение строить речевое высказывание,

- сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы.

Комуникативные- умение слушать и вступать в диалог,

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

5

Актуализация знаний.(2 мин)

Каким образом можно расширить территорию государства?

Какой процесс расширения Египта уже происходил и когда?


6

«Открытие» нового знания (изучение новой темы) 20 мин.

Прием «Собери чемодан» Работа в группах . После просмотра фильма.

У вас на столах наименование отрядов войск египтян 1 группа. Пехотинцы, 2 группа - колесницы, разведчики. В конвертах понятия, словосочетания, которые относятся к тому или иному отряду.

(Приложение 2)


Каково преимущество в бою колесницы перед пехотинцами?


Присмотр видеофильма.

Работа в группах

Выбирают понятия.

Знакомятся с египетским войском, его устройством, вооружением. Осуществляют сравнение колесницы и пехотинцев. Делают выводы

Взаимооценивание. Дают фишку

Регулятивные: - поиск информации,

- умение строить речевое высказывание,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- смысловое чтение,

- анализ объектов с целью выделения признаков, синтез,

сравнение

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство

Комуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли,

- владение монологической и диалогической речью

Регулятивные: - волевая саморегуляция,

- работают по плану, сверяясь с целью;

- определяют проблему, выбирают средства достижения, планируют деятельность





Работа с картой.

-Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (Стрелочками)

-На какие территории были совершены походы фараонов Египта?

Работа с документом. Группам раздается документ и вопросы к нему

-С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа («… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов…»)

-Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины? (

Какой характер носили войны?

Работа с документов в парах.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием различных источников (документ, карта, учебник) Выходят к карте, показывают






Каковы результаты походов для военачальников и рядовых воинов?

Инсценирование , по ролям

(Приложение 3)

Подведение итогов.



Рассказывает о себе рядовой воин, вельможа.

Слушают, задают вопросы, делают вывод


7

Закрепление

Учащимся предлагается на основе полученных знаний закончить схему, дописав недостающее, тем самым подведя итог

ЦЕЛЬ ПОХОДОВ




………… …… ……….

-Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?

- Почему успешные военные походы привели в итоге к ослаблению Египта?



Заполняют схему, отвечают на вопросы


Познавательные: Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: Использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания.

Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.

Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.


8

Рефлексия

«Светофор»


Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»

Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»


Крепят карточки на светофор

Суммируют карточки, выставляют оценки

Познавательные: Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: Использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания.

Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.

Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.


9

Домашнее задание

1.Ответьте на вопросы – Как было устроено войско фараона? Какова судьба пленников?

2.Найдите территорию Египетского царства при Тутмосе III, сделайте вывод. Подсчитайте, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса III.

3. Опишите рисунок «Войско фараона в походе». Предположите куда и с какими целями движется войско.


Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Познавательные: Оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: Выделять и формулировать то, осуществлять пошаговый контроль по результату.

Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека.



Приложение 1

Мой дом из тростника, вместо крыши….

Двери своего дома я не запираю, потому что….

Одежды н мне …,потому что…

На обед у меня….

Живется мне тяжело, потому что…


Я живу в большом и …. Доме, посреди сада у меня находится….

Одежда сшита моя из…

Когда у меня гости, то я надевал…

В комнате много мебели из…

Меня развлекают…

Фараон дает мне такие поручения…


Я очень нужен фараону и вельможе, но меня боятся….

Я самый грамотный , поэтому сосчитаю… и скажу сколько нужно

Вопросы:

  1. С какой целью египтяне изображали на стенах гробниц самого вельможу, его семью и слуг?

  2. Как жили и чем занимались вельможи на службе фараона

  3. Зачем в гробницу клали фигурки работников?

Приложение 2

Лук, копье, топорик, бронзовый кинжал, легкий щит, длинные лестницы, возница, дышло, прочное дерево, страусовые перья, внезапное нападение, обогащение. рядовой воин

Приложение3

Крестьянин. Я участвую уже во втором военном походе. Посмотрите на мои шрамы. Этот я заработал при взятии крепости Мегиддо, а при штурме другой крепости я чуть не погиб от меча противника. И что же я получил за все тяготы и опасности похода? Все мое имущество умещается вот в этой котомке, домой приду с пустыми руками. А дома ждут меня жена и дети. Как они справляются с хозяйством без мужчины? Ведь уже давно началось время сева, а женщине и малым детям трудно управлять быками, тяжело работать с плугом. А если в этом году по воли бога Хапи вода поднялась высоко в Ниле, то надо вывести воду с поля, иначе зерно сгниет в земле. И сборщикам налогов не объяснишь, что воевал, а не работал. Они все равно будут кричать: «Давай зерно!» Не столько у меня раны болят, сколько душа изболелась за близких.

Второй крестьянин. И у меня те же проблемы. Еще после первого похода взяли у меня за долги быка. Боюсь, как бы за долги не забрали в рабство и жену с сыном. Вдруг приду и увижу пустую хижину, да поле, заросшее сорной травой. К кому тогда обращаться за помощью?



Вельможа. Ну, а я полностью доволен результатами похода. Во время взятия крепости я командовал отрядом колесниц. «Большой дом» остался мною доволен. За храбрость я получил 50 пленников, 300 голов скота, несчетное количество украшений. Посмотрите на мой новый кинжал, украшенный драгоценными камнями. Я сорвал его с пояса раненого в бою противника. А кроме того мне пожаловали большой участок земли в завоеванной стране. Вернувшись домой, я прикажу высечь на стенах гробницы стихи о моих славных подвигах. И довольный владыка возможно назначит меня на новую более высокую должность.

Вопросы учащимся: Каковы результаты походов для военачальников и рядовых воинов?