Цель: усвоить знания о физических и химических свойствах водорода, области его применения Цель этапа: сформировать знания по новой теме в соответствии с программным материалом. Задачи: создать условия для усвоения учащимися знаний о физических и химических свойствах водорода, областях его применения; развивать у учащихся познавательную активность; развивать память и внимание. Метод: частично-поисковый. Лабораторная работа в группах. Учитель: В 1766г. известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием металлов на кислоты. «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки оставались крохотные капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследования полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода. Первым стал рассматривать водород как химический элемент француз А.Лавуазье, который в 1787 году установил что при горении на воздухе этот газ образует воду и дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду». Русское название (по смыслу одно и тоже) : вода род (слайд2) 1.Реакция горения. При взаимодействии водорода с кислородом образуется вода. Водород без примесей сгорает спокойно. 2H2+ O2= 2H2O + 573 кДж (экзотермическая) (слайд3) Однако смесь водорода с кислородом или воздухом взрывается. Наиболее взрывчата смесь, состоящая из двух объемов водорода и одного объема кислорода – гремучий газ. Реакция протекает со взрывом.(слайд4) Вывод: прежде чем поджигать водород, необходимо проверить его на чистоту. Лабораторная работа «Получение водорода и проверка его на чистоту». (слайд 5) Инструкция к выполнению лабораторной работы. Соберите прибор для получения газов, проверьте его на герметичность. В пробирку положите 5-6 гранул цинка и прилейте 3-4 мл соляной кислоты. Газоотводную трубку прибора располагают строго вертикально, надевают на нее пустую пробирку. Соберите водород в пробирку, которую в положении вверх дном подносят к пламени. Если водород чистый, то он сгорает с характерным звуком «п-пах». Если водород содержит примесь воздуха – он сгорает со взрывом. При работе в водородом необходимо соблюдать правила техники безопасности. 2. Молекулы водорода довольно прочны. Для того, чтобы водород мог вступать в химические реакции, должна быть затрачена большая энергия. Поэтому при комнатной температуре водород реагирует только с очень активными металлами и фтором. Остальные реакции идут при повышенной температуре.(слайд 6) Взаимодействие с активными металлами. При комнатной температуре 2K + H2→ 2KH (гидрид калия) Ca + H2→ CaH2(гидрид кальция) При нагревании водород реагирует с менее активными металлами 2Al + 3H2→ 2AlH3(гидрид алюминия) Вывод: в соединениях с металлами водород образует гидриды – бинарные соединения, твердые вещества.(KH, CaH2, AlH3).(слайд 7) 3.Взаимодействие с неметаллами (слайд8) При комнатной температуре водород реагирует с фтором F2+ H2→ 2HF (фтороводород), реакция протекает со взрывом при любой температуре Водород хорошо горит в атмосфере хлора (газ желто – зеленого цвета), который постепенно обесцвечивается, так как образуется бесцветный газ – хлороводород. Cl2+ H2→ 2HCl (хлороводород), реакция протекает на свету. Если пропускать струю водорода в пробирку с расплавленной серой, то ощущается запах тухлых яиц. Это запах газообразного сероводорода 9слайд 9) H2+ S → H2S↑ (сероводород) При высокой температуре, давлении и в присутствии катализатора (железо) с азотом: 3N2+ 3H2→ 2NH3↑ (аммиак) Вывод: в результате реакций образуются газообразные вещества.(слайд 10) 4.Взаимодействие с оксидами неактивных металлов. (слайд 11) Реакции идут при нагревании и применяются для получения чистых металлов: меди, вольфрама и особо чистого железа. Водород проявляет при этом восстановительные свойства. Оксиды восстанавливаются до металлов: CuO + H2= H2O + Cu + 130 кДж (порошок меди) Fe2O3 + 3H2= 2Fe + 3H2O Способ получения металлов из оксидов и изготовление деталей из них называется порошковой металлургией. Вывод: водород восстанавливает металлы из их оксидов, поэтому водород является восстановителем.(слайд12 Учитель: Какие выводы мы можем сделать по химическим свойствам водорода?(слайд13) Ученик:1)В обычных условиях молекулярный водород взаимодействует лишь с наиболее активными веществами - фтором, натрием, кальцием. 2).Соединения водорода с неметаллами в большинстве являются газами. Исключение составляет вода. 3).Химические реакции с водородом обычно протекают при повышенной температуре, давлении или в присутствии катализатора. 4).Водород горит, а кислород поддерживает горение. 5).Водород в реакциях с оксидами неактивных металлов является восстановителем. Лабораторная работа «Взаимодействие водорода с оксидом меди(II). Групповая работа. Метод частично-поисковый. Использование наглядности (лабораторного опыта) и опоры на практический жизненный опыт детей позволяет поддерживать внимание и интерес учащихся на достаточно высоком уровне. Активная работа большинства учащихся класса Приведение учащимися собственных примеров Рассуждения учащихся и вывод собственных умозаключений Метод мотивирования: похвала, доказательство необходимости получаемых знаний в жизни. Результат: 1.Учащиеся усвоили новый учебный материал темы. 2. Учащиеся заинтересованы и подготовлены к следующему этапу урока. |