Организационный этап, 1 минута | Словесный метод: беседа | Учитель приветствует учащихся. Представление. Мотивирует к деятельности. Проверяет готовность учащихся к уроку: «Здравствуйте ребята. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Меня зовут Анастасия Дмитриевна» Проверьте, все ли у вас есть для урока: На парте должно быть: учебник, рабочая тетрадь, пенал». Садитесь. Сегодня за ваши правильные ответы я буду давать вам жетоны, и в конце урока мы определим, кто был самым активным на уроке. | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют, все ли принадлежности находятся на парте. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, коррекция наличия оборудования. | |
Всесторонняя проверка знаний 6 минут | Словесный: беседа, объяснение. Наглядный: Иллюстрация. Прием: организационный (фронтальный опрос) Технические: Задание на карточках. Логические: классификация | Учитель дает задание. Прежде чем мы приступим к новой теме, мне хотелось бы понять, что вы узнали на прошлом уроке. На столах у вас лежат карточки с текстом в котором пропущены слова, ваша задача вписать недостающие слова. На это задание у вас есть 3 минуты. Через 1,5 минуты учитель предупреждает об оставшемся времени. Давайте будем проверять. Читаем по 1 предложению по поднятой руке. Молодцы. Учитель дает задание. Вызывает 2-ух учащихся. На доске вы видите деревья и лес, в котором они произрастают. Распределите деревья на две группы: хвойные и смешанные леса. Хорошо. Давайте проверим, как распределили ребята деревья на группы. Вы называете вид леса и какие деревья вы приписали в этому виду.
По какому принципу вы распределяли? Все ли согласны? Ребята, все согласны? Хорошо. Садитесь. | Учащиеся слушаю задание. Вписывают слова в карточки: Лесная зона находится южнее зоны тундры. Она обозначена темно зеленым, зелёным и светло-зеленым цветом на карте природных зон. Зона лесов - самая большая природная зона. Лесная зона состоит из трех частей. Учащиеся распределяют на доске изображения деревьев. Смешанные: дуб, клен, липа, ясень, вяз Хвойные: ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна. Первая группа смешанные леса. В этих лесах деревья с широкими, крупными листьями. Вторая группа хвойные леса. В них деревья с хвоинками, иголочками. Если есть ошибки, то исправляет другой ученик. | Регулятивные Контроль: оценка того что знает. Познавательные: поиск и выделение информации; построение речевого высказывания, Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: логические: классификация. Регулятивные: контроль своих достижений. | Карточки на каждого учащегося. Презентация: текст с правильными словами. Карточки деревьев Смешанные: дуб, клен, липа, ясень, вяз Хвойные: ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна. |
Подготовка к активному и сознательному усвоению материала, 5 минуты. | Словесный: беседа, рассказ Наглядный: иллюстрация. Контроль: фронтальный опрос. Логические: систематизация | Учитель предлагает прослушать стихотворение. Закройте глаза. Представьте себе картину, а какую именно, вы поймете сами. Учитель включает звуки леса и читает. стихотворение С. Никитиной «Русский лес» Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить - То мне лесовичек Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться - И видно все до дна. Течет вода – водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, - присяду на пенек. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. Учитель задает вопросы. - О каких отношениях говорится в этом стихотворении? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Учитель принимает все варианты ответов. Учитель обобщает все выше сказанное дети, составление плана урока. Замечательно, давайте обобщим все вышесказанное в план урока. У нас получается: Роль леса в жизни человека. Роль леса в природе Проблемы в лесных зонах Жизнь леса зависит от каждого из нас. Во время урока мы будет делать с вами опорную схему, где будет видно зачем нам нужен лес и как он важен. Учитель вывешивает карточку со словом лес. | Учащиеся слушают стихотворение. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом. Будем говорить о связи леса и человека. Учащиеся высказывают свои мысли. | Коммуникативные: умение слушать. Познавательные: построение речевого высказывания, Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: планирование. | Музыка: звуки леса. План урока. 1)Роль леса в жизни человека. 2)Роль леса в природе 3)Проблемы в лесных зонах 4)Жизнь леса зависит от каждого из нас. Карточка лес. |
Изучение нового материала, 10 минут | Словесный: беседа, объяснение, рассказ Контроль: фронтальный опрос Приемы: Организационный (фронтальный опрос). Работа с учебником. Работа в группах. Практический: моделирование. | Учитель дает задание. Для того чтобы мы начали с вами составлять опорную схему нам необходимо разделить на 6 групп. Сначала я расскажу вам задание, а дальше вы будете работать самостоятельно. Вам будут выдан листок с заданием, в нем расписана ваша задача того, что вы должны сделать. Распределите роли в группе, те, кто будут отвечать получать дополнительные жетоны. Итак, 1 - 2 ряд – первая группа, 3 - 4 ряд – вторая группа, 5 - 6 – 4 группа. Учитель раздает задание, дети выполняют. На выполнение задания у вас есть 10 минут. Через 6 минут учитель предупреждает об оставшемся времени. Во время работы групп, учитель ходит по классу и, если нужна помощь помогает ученикам. | Учащиеся слушают задание. Учащиеся выполняют задание в группах. | Познавательные: выделение необходимой информации, построение речевого высказывания, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов, определение основной и второстепенной информации, постановка проблемы, создание алгоритмов деятельности Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, уметь работать в группе, управление поведением партнера – контроль Логические: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждения. | Задания для каждой группы. Изображения животных и растений для 4 группы. Карточки причина-следственной связи для 3 группы. |
Этап закрепления нового материала, 15 минут | Словесные методы: беседа. Наглядный: иллюстрация. Практический: упражнения. Контроль: фронтальный опрос Словесные методы: беседа. Практические: упражнения Контроль: фронтальный опрос; Самостоятельная работа. Работа в рабочей тетради. | Проверка групповых работ. Ребята, время наше закончилось, давайте посмотрим, что у нас получилось. 1группа. Кто у вас выступает, выходите. Расскажите какое у вас было задание? Какая же главная мысль? Какое значение леса в природе? Молодцы, давайте повесим к нашей схеме два первых значения. 2 группа, выходите, какое задание было у вас? Прочитайте текст и стихотворение, которые было вам дано. Какая же главная мысль? Можем мы повесить к нашей схеме, эти две мысли? Молодцы. Ребята, посмотрите на нашу схему, как вы думаете это все? Больше нет у нас функций леса? Может кто ни будь догадается? Ребята, посмотрите вокруг, много ли предметов из дерева вы видите? Если много, то чем еще является дерево для человека? Отлично, давайте добавим к нашей схеме. А вот наша 2 группа, когда читала текст сказала, что в лесу много ягод, грибов, орехов. Какое значение леса мы еще можем добавить? Молодцы. Давайте послушаем 3 группу, о чем они нам расскажут. Какая же главная проблема леса? Расскажите, что вы можете сказать об этой проблеме? Какой второе задание у вас было? Давайте посмотрим, как у вас это получилось. Хорошо. Давайте сделаем новую схему с проблемами леса. Первая проблема какая? Садитесь. 4 группа, расскажите, что нужно было сделать вам. Какая же проблема? Что вы узнали? Назовите этих животных и растений. Молодцы ребята, вы все хорошо потрудились. Учитель дает задание. Ребята, мы говорим уже много времени о лесе, он действительно важен в жизни людей. выполните задание номер 1. В рабочей тетради на странице 50. Напишите, какую роль играет лес именно в твоей жизни. Кто хочет прочитать? | 1 группа. Нам необходимо было сделать короткий рассказ и сказать главную мысль о том, какова функция леса в природе. Лес – это «Легкие» планеты. Лес – защитник водоемов и почвы. Нам нужно было из стихотворения и текста выделить главную мысль. Читают стихотворение и текст. Лес это дом для животных и растения. Лес - это место отдыха для человека. Да мы можем. Дерево – источник древесины. Лес – источник пищи. Нам необходимо было найти главную экологическую проблему, связанную с деревьями. Вырубка деревьев. Рассказывают о вырубке леса и о том, как можно с помощью макулатуры предотвратить вырубку леса. Необходимо распределить карточки «Связь вырубки леса, воздуха и животных». Вырубка леса – загрязнение воздуха, изменение почвы и рек – сокращение численности животных. Вырубка леса. Нам нужно было найти проблему связанную с животными. Браконьерство. Браконьерство – незаконная охота. Люди создали большое количество заповедников и национальных парков. Некоторые животные и растения находятся под особой опасностью и внесены в Красную книгу России. Венерин башмачок, женьшень, жук красотел, дровосек реликтовый, жук олень, утка – мандаринка, филин, зубр, амурский тигр. Учащиеся выполняют задание. Выполняют задание. Читают учащиеся свои мысли. | Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблем; Знаково – символические: моделирование. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблем; Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблем; Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблем; Познавательные: построение письменной речи. | Карточка «легкие» нашей планеты. Карточка защитник водоемов и почвы. Каточка дом для животных и растений. Карточка место отдыха. Карточка источник древесины. Карточка источник пищи. Карточки проблема леса и вырубка. Изображения животных. Карточка браконьерство. Рабочая тетрадь |
Подведение итогов, 5 минут. | Словесные методы: беседа. Контроль: фронтальный опрос Приемы: Организационный (фронтальный опрос) Логические: (анализ, систематизация). | Учитель обращает внимание на план урока. Задает вопросы. Итак, ребята, давайте посмотрим на наш план, все ли мы с вами прошли? Какова роль леса в жизни человека? Какова роль леса в природе? Какие проблемы встречаются в лесных зонах? Что мы должны делать, чтобы дать как можно больше жизни нашему лесу? На все ли вопросы плана мы с вами ответили? Можем ли сказать, что мы поняли, как важен для нас лес и как важен лес для его жителей? На партах у вас лежат листочки трех цветов. Красный – что вам не понравился урок, что вам было не интересно и непонятно. Желтый – что вы имели какие то затруднения. Зеленый – что урок вам был понятен и вы много узнали и поняли для себя. Поднимите листочек нужного цвета. Ребята, у кого есть 6 жетонов поднимите руку. Посмотрите, он был самым активным. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Лес – источник питания, источник воды, источник материалов, место отдыха. Лес – дом для растений и животных, защитник почвы и водоемов. Вырубка, браконьерство, разведение костров, загрязнение. Мы должны бережно относиться к природе, не мусорить, не разжигать костры в неподходящем месте, не убивать животных. Да, мы ответили на все вопросы. Поднимают листочек. Поднимает руку. | Регулятивные: контроль и оценка своих действий во время урока. Познавательные: построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результата деятельности, рефлексия. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: контроль и оценка своих действий во время урока. | Листочки для рефлексии трех цветов: красный, желтый, зеленый. |