Тема: Звезды и созвездия
Цели: расширять знания учащихся о Солнце; учить характеризовать звезды и планеты, находить на небе известные небесные тела.
Предметные: Формировать представления детей о звездах, как о небесных телах.
Личностные: Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний
Познавательные: Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий
Регулятивные: Следовать инструкции при выполнении задания.
Коммуникативные: Умение строить монологическое высказывание.
КРУ. Расширение объема внимания.
Оборудование: иллюстрации с изображением звездного неба, карта звездного неба.
Ход урока
I. Организационный момент.
Раскинут ковер, Рассыпан горох; Ни ковра не поднять, Ни гороху собрать. (Звезды и небо.) | На черный платок Просыпано просо, Пришел петушок, А склевать-то не просто. (Звезды.) |
II. Формирование новых знаний.
– Вы читаете книгу за столом у яркой лампы. В комнате очень светло. Но стоит выйти на улицу, и свет в вашем окне покажется тусклым. Он станет одним из множества таких же огоньков в других окнах. Отойдете еще дальше, и свет яркой лампы из вашего окна станет вовсе неразличимым – он сольется с другими огнями в одно слабое сияние.
Звезды нам кажутся маленькими искрами только потому, что они очень-очень далеки. На самом деле они громадные и яркие – целые огненные шары. Они светят миллиарды лет.
Солнце – тоже огромная пылающая звезда. Оно похоже на другие звезды и выглядит гораздо ярче остальных просто потому, что на другие звезды мы смотрим издалека – как на окна очень далекого дома. А Солнце светит для нас, как лампа в комнате. Мы ведь живем «рядом» с Солнцем, можно сказать, у него «под боком».
– Чем дальше расстояние от вас, тем предметы кажутся меньше. Давайте проверим. Посмотрите на доску. Закройте один глаз, поднимите указательный палец на уровне второго глаза и посмотрите на доску. Сравните размер доски с вашим пальцем. (Палец больше доски, ведь он перед глазами, а доска – далеко.)
– Подойдите к окну и посмотрите на улицу. Все предметы на улице больше вашего пальца. Закройте один глаз и еще раз посмотрите на все предметы. Какие они?
– Солнце для нас – самая близкая, самая главная звезда. Свет от Солнца доходит до нас за 10 минут, а от самой ближайшей звезды луч света идёт 4 года.
– Для чего мы надеваем солнечные очки?
– Можно ли смотреть на Солнце? (Свет Солнца очень сильный, он портит зрение. Смотреть на Солнце – даже в темных очках – нельзя.)
– Кто видел звездное небо? Опишите ваше чувство.
– С давних времен люди наблюдали за небом. Земля казалась им неподвижной, расположенной в центре всего мира. Они считали, что Солнце служило лишь для того, чтобы согревать и освещать Землю, а Луна и звезды – для украшения неба. Небо представлялось людям твёрдой крышей, а звезды – гвоздями, прикрепляющими эту крышу.
Тысячи мерцающих звезд разбросаны по всему небу. Звезды мы видим почти одинаковыми. Но если посмотреть на них даже в бинокль, то это не так. Звезды разные: и по яркости, и по размерам.
Глядя ночью на звездное небо, люди давно заметили, что звезды расположены созвездиями. Им давали различные названия.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
По тропинке кувырком Скачет зайка босиком. «Заинька, не беги – Вот тебе сапоги, Вот тебе поясок, Не спеши в лесок, Иди к нам в хоровод Веселить народ!» Нашей песенки конец. Заинька – молодец! | Прыжки на месте. наклон. наклон. взявшись за руки, в парах водят хоровод. низкий поклон. |
– Какие созвездия вы знаете? Покажите их на звездном небе.
– На что похоже созвездие Большой Медведицы? (Оно по форме напоминает ковш.)
Но если провести воображаемые линии через все звезды, то можно представить себе фигуру медведицы. По созвездию Большой Медведицы можно легко найти Полярную звезду. Если мысленно соединить правые крайние звезды этого «ковша» прямой линией и продолжить ее на пять таких же расстояний вверх, то эта линия закончится у яркой звезды в созвездии Малой Медведицы. Это и есть Полярная звезда. По Полярной звезде ночью можно определить стороны горизонта: если вы станете к Полярной звезде лицом, то впереди будет север, сзади – юг, справа – восток, слева – запад.
III. Закрепление изученного.
– Отгадайте загадки, нарисуйте отгадки:
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды.) В голубой станице Девица круглолица. Ночью ей не спится – В зеркало глядится. (Луна.) | За бесчисленной отарой Ночью шёл пастух усталый, А когда пропел петух – Скрылись овцы и пастух. (Звезды и месяц.) Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает. (Солнце.) |
– Что такое звезды? (Это огромные раскаленные светящиеся шары.)
– Какая самая ближайшая к Земле звезда? (Солнце.)
– Почему днем не видно звезд? (Свет от Солнца очень яркий, он мешает видеть более слабый свет.)
– В каком классе вы будете учиться, когда свет от звезды Альфа Центавра дойдет до Земли? (В 6 классе.)
– Чем дальше от вас находится предмет, тем он … (Меньше.)
– Самые известные созвездия? (Большая и Малая Медведицы.)
– В каком созвездии находится Полярная звезда? (Малая медведица.)
– На какой предмет похожи созвездия Большой и Малой Медведицы? (На ковш.)
– Рассмотрите карту звездного неба. Назовите созвездия, которые здесь изображены.
Ученики по одному выходят к доске и показывают созвездия.
Р а б о т а в т е т р а д и.
– Отгадайте загадки, подпишите отгадки в з а д а н и и № 13.
– Выполните самостоятельно творческое з а д а н и е № 14.
– Возьмите листок в клеточку и нарисуйте понравившиеся вам созвездия. Подпишите их. Нарисуйте созвездия, которые названы именами животных. (Выполняется творческая работа самостоятельно, с последующей коллективной проверкой.)
IV. Итог урока.
– Что нельзя увидеть днем? (Звезды.)
– На что нельзя смотреть даже в солнечных очках? (На Солнце.)
– Почему звезды кажутся маленькими? (Потому что они находятся очень далеко от Земли.)
– Как выглядит большой предмет издалека? (Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше.)
– Перечислите созвездия, которые вы знаете.
– Сколько звезд в созвездиях Большой и Малой Медведицы? (По 7 штук.)
Звезды с огромной скоростью движутся в мировом пространстве – космосе. Но так как они удалены от нас на огромнейшие расстояния, то перемещения их почти незаметны, поэтому звезды кажутся нам неподвижными. Мир звезд очень разнообразен, и люди пока еще мало знают о них.