Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Свирск
Методическая разработка урока. Окружающий мир. 1 класс
Тема:
«Почему радуга разноцветная?»
Учитель начальных классов
Подопрыгорова И.Д.
2016 – 2017 учебный год.
Урок окружающего мира в 1 классе.
Тема урока № 48: «Почему радуга разноцветная?»
Дата проведения: 24.03. 2017г.
Учебно-методическое обеспечение:
УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.:«Просвещение», 2013г.
Цель урока:
Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их
последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Создать условия для усвоения новых знаний.
2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность.
3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
3. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
3. Формировать самооценку школьников.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
1. Интерес к изучению явлений природы
2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"
3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
Метапредметные:
1. Опережающее обучение: связь природоведения и физики.
Регулятивные:
1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Познавательные:
1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(видео, текст, иллюстрация и др.).
3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
1. Доносить свою позицию до других.
2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Предметные:
1. Узнать, как образуется радуга.
2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.
3. Запомнить последовательность цветов радуги.
Основные методы:
-Исследовательский;
-Деятельностный.
Оборудование и материал:
-Учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир»;
-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»;
-Компьютер; Презентация поможет сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомит детей с цветами радуги и их последовательностью.
-тест для проверки новых знаний;
-цветные карандаши, цветные полоски, мыльные пузыри.
Время реализации урока – 40минут
Ход урока.
Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
2.Актуализация знаний
Какие вы знаете явления природы? (Ответы детей.)
Послушайте стихотворение и попробуйте его договорить.
Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что… (Хором: «Дождь идёт!»)
Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо. А какое?
Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти.
-Что появилось на небе?
3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.
- О чём сегодня будем говорить?
Посмотрите тему урока в учебнике на стр. 40
-Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
- На какие вопросы будем отвечать?
(Что такое радуга? Как и когда она появляется? Почему она разноцветная?)
4.Изучение нового материала.
А)- Дети, кто из вас видел радугу?
- Какое чувство вы испытали, когда увидели радугу?
Ф. И. Тютчев написал такие замечательные строки: (Кристина)
Как неожиданно и ярко
На важной небе синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве.
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла.
Она полнеба охватила,
И в высоте изнемогла.
- Что значит изнемогла? (Потеряла силы, ослабела)
.Можно ли сказать: поставили радугу, построили. Красиво ли будет это звучать?
Какое слово использовали авторы? (Воздвигли)
Это слово очень торжественно. Оно ещё раз подчёркивает красоту зрелища, которое увидели авторы.
С чем сравнивает поэт радугу?
Что значит арка?
-Что же означает слово «РАДУГА»?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.
«Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
Б. Работа в группах.
Сейчас вы будем работать в группах. Я напомню правила работы.
1 группа Работа по словарю Ожегова
Найти значение слова радуга в толковом словаре.
2 группа
Какая бывает радуга?
Чаще всего наблюдается простая радуга, но известно много других оптических феноменов, которые возникают по похожим причинам или похоже выглядят. Среди них, например, туманная (белая) радуга, возникающая на очень маленьких капельках тумана, и огненная радуга , возникающая на перистых облаках. Ночью можно увидеть лунную радугу.
Когда радуга появляется над поверхностью воды может возникнуть так называемая отражённая радуга. Необходимо, чтобы водная поверхность была достаточно большой, спокойной и близкой к стене дождя. Из-за большого количества условий отражённая радуга — редкое явление.
3 группа
Перечислить народные приметы.
Долгое время природа появления радуги оставалась неизвестной. Такая неизвестность породила вокруг радуги множество мифов. Особое место занимают народные приметы про радугу, так как они популярны и по сей день. У разных народов и приметы разные, но мы обратимся к тем, что ближе нам, то есть славянским.
-радуга на небе - к перемене погоды
-высокая и крутая радуга - к ветру, а пологая и низкая - к дождю.
-вечерняя радуга предвещает хорошую, а утренняя - дождливую погоду.
-радуга держится долго - к ненастью.
-когда возникает 2 или 3 ярких радуги, бывает продолжительный дождь.
Ответ по группам.
Мы ответили на первый вопрос?
В. Решение проблемной ситуации.
-Почему в воздухе возникло такое чудо?
-Кто строитель?
-Вы уже догадались?
- Ребята, когда в небе появляется радуга?(Когда светит солнце и идёт дождь)
-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.
- Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)
-На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
-Что при этом образуется?(Радуга).
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Мы ответили на второй вопрос?
Г. Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации.
-Мудрая Черепашка приготовила для вас познавательный мультфильм. Посмотрите и скажите: А почему радуга разноцветная?
-Так почему радуга разноцветная?
– Давайте мы рассмотрим, как радуга образуется при помощи луча и призмы. Призма это прозрачное стекло, заменяющая капельку воды. Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета.
Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.
Работа в парах.
Составьте радугу из полосок с соседом по парте.
В чем затруднение?
Нам поможет продолжение мультфильма.
-Как люди запоминают последовательность цветов радуги?
-Повторим этот стишок.« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Мы ответили на третий вопрос?
5. Физминутка.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
6. Практическая работа.
Муравьишка просит вас сделать радугу.
Работа в рабочей тетради.
Откройте рабочую тетрадь. Надо раскрасить радугу.
Проверка. Поднимите руку, кто справился с работой. Молодцы.
7. Творческая работа
Радуга- природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете спиной к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.
-Радугу можно увидеть в брызгах фонтана…
-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…
Посмотрите на экран внимательно, не закрывая глаза (20 секунд), продолжаем смотреть на белый экран, вы увидите радугу.
8. Практическая работа
Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.
На белый лист бумаги надувайте мыльный пузырь, найдите на нём «радугу».
- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.
9. Проверка изученного материала
У вас у каждого полоска бумаги с кружочками (бусы).
Я задаю вопросы, вы отвечаете “да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
1-У радуги 6 цветов?
2- Все цвета расположены в определённом порядке?
3- В радуге есть коричневый цвет?
4-Строители радуги – солнце и дождь?
10. Творческая работа
Прочитайте задание. Раскрасить вагончики в рабочей тетради.
11. Рефлексия
Кто считает, что поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира, кому было интересно на уроке – нарисуйте солнышко, а кому не интересно – тучку.
12. Итог урока
-Что узнали нового на уроке?
-Чему научились?
– Спросить дома у родителей: как получается радуга, сколько в ней цветов, какие цвета. Если родители не знают рассказать им.
1 группа
Найти значение слова радуга в толковом словаре.
2 группа
Какая бывает радуга?
3 группа
Перечислить народные приметы.
Какая бывает радуга?
Чаще всего наблюдается простая радуга, но известно много других оптических феноменов, которые возникают по похожим причинам или похоже выглядят. Среди них, например, туманная (белая) радуга, возникающая на очень маленьких капельках тумана, и огненная радуга , возникающая на перистых облаках. Ночью можно увидеть лунную радугу.
Когда радуга появляется над поверхностью воды может возникнуть так называемая отражённая радуга. Необходимо, чтобы водная поверхность была достаточно большой, спокойной и близкой к стене дождя. Из-за большого количества условий отражённая радуга — редкое явление.
Народные приметы.
Долгое время природа появления радуги оставалась неизвестной. Такая неизвестность породила вокруг радуги множество мифов. Особое место занимают народные приметы про радугу, так как они популярны и по сей день. У разных народов и приметы разные, но мы обратимся к тем, что ближе нам, то есть славянским.
-радуга на небе - к перемене погоды
-высокая и крутая радуга - к ветру, а низкая - к дождю.
-вечерняя радуга предвещает хорошую, а утренняя - дождливую погоду.
-радуга держится долго - к ненастью.
-когда возникает 2 или 3 ярких радуги, бывает продолжительный дождь.
Что такое радуга?
Как и когда она
появляется?
Почему она разноцветная?