МКОУ «БЦСОШ № 1» Москуева Цаган Арашевна.
Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений.
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Целеполагание (создать условия для определения темы урока, задач урока) | Отгадайте ребус: 7 я- - Молодцы, хорошо. - Посмотрите видео: видеоролик о семейных ценностях (просмотр детьми видеоролика) - О чем мы с вами будем говорить? Учитель:- Можешь ли ты назвать имя и отчество своей прабабушки? Знаешь ли ты, откуда она родом? - Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благородности, дань памяти. | Ученики предлагают варианты своих ответов, формулируют тему урока «Семья», корректируют ее после просмотра видеофильма, формулируют с помощью опорных слов (вспомним, поймем, научимся, научим других, будем рассуждать) учебные задачи урока. | Регулятивные УУД- умение определять тему урока, ставить с помощью учителя задачи урока |
Работа с понятиями (сформировать представления о нравственных понятиях, их взаимосвязи) | - родной дом, родные люди, родная семья. А что же такое «род»? – давайте обратимся к информационным источникам и выясним значение этих слов. - подберите (в парах) однокоренные слова к слову «род». - кто может объяснить, что такое «родословная»? - посмотрите, как люди оформляют родословную своей семьи. - как вы думаете, что должно включать в себя родовое древо? Почему для людей важно знать своих предков? - существует много шаблонов по которым, с помощью родителей, вы можете сделать свою родословную. | Работают с информационными источниками: со справочной литературой, с текстом учебника Отвечают на вопросы, зачитывают из словарей, рассматривают примеры родословных. | Формирование и развитие УУД (коммуникативных, умений работать с текстом) Умение взаимодействовать в малой группе Умение строить устное высказывание Умение понимать текст |
Обобщение (расширять представления о нравственных понятиях, изучаемых на уроке, создать условия для соотнесения их с жизненным опытом детей) | Учитель: - Давным-давно возникли разные символы рода, например фамилии. Кто же первый в роду так называется и почему? В фамилиях различных лиц Порою нам знакомых, Звучат названия рыб и птиц, Зверей и насекомых... В древности основателем рода иногда считали не человека, а легендарное или мифическое существо, животного или зверя, например волка, медведя или зайца. Отсюда возникли и фамилии: Волковы, Медведевы, Зайцевы. Ребята, а кто из вас знает историю возникновения вашей фамилии? Нет? Значит, у вас есть повод обратиться к бабушкам и дедушкам и постараться разузнать у них о ваших общих предках. Возможно, что кто-то из них прославил вашу фамилию. Я сейчас прочту вам стихотворение С. Михалкова “Финтифлюшкин”, послушайте и подумайте, о чем это произведение. У папы Финтифлюшкина, У мамы Финтифлюшкиной, У сына Финтифлюшкиных (Ему девятый год!) - Не драма, не комедия, А личная трагедия: Семейную фамилию Малыш не признает. Конечно, Финтифлюшкины Совсем не то, что Пушкины... Но все же Финтифлюшкины -… -Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди? Зачем? | Принимают участие в обсуждении, актуализируют свои представления по теме урока, соотносят со своим жизненным опытом. | Формирование и развитие УУД (коммуникативных, умений работать с текстом) Умение строить устное высказывание Умение понимать текст Умение прогнозировать событие или варианты следствий этого события |
Практическая работа (создать условия для формулирования семейных заповедей) | Предлагает в группах заполнить таблицу «Найди отличия» Дом, где есть любовь | Дом, где нет любви | | | - в каком доме ты хотел/а бы жить? Кто согласен с … Почему? Предлагает поочерёдно назвать отличия дома, где есть любовь, затем – признаки дома без любви. 3. Что надо сделать нам самим, чтобы любви в нашем доме прибавилось? | 1. Заполняют таблицу, называют общечеловеческие семейные ценности (такие как понимание, любовь, дружба, взаимопомощь, поддержка, сочувствие, уважение, трудолюбие, защита, забота) и их противоположные понятия. 2. Приходят к выводу, что все люди хотят жить в том доме, где в семье есть любовь. Обосновывают это мнение примерами из жизни или из литературных источников. 3. Называют поступки, действия, в которых выражается любовь и забота о близких и родных. | Развитие УУД (познавательных, коммуникативных умений работать с текстом) Умение строить устное и письменное высказывание, взаимодействовать в малой группе, соотносить свое мнение и мнение группы, делать выводы и обобщения |
Проверка изученного материала (определить уровень достижения целей урока) | Предлагает подумать о том, как в словах дети могут рассказать о своей любви к родителям или другим членам семьи и написать об этом в «Книге моей семьи». - попробуйте написать родителям (или другим родственникам) доброе письмо с теплыми словами о вашей к ним любви. Дома подумайте, что на ваш взгляд нужно обязательно дописать в этом письме. | В «Книге моей семьи» записывают слова-благодарности или обещания, пожелания, раскрывающие понимание значимости отношения между членами семьи, уважения и взаимопомощи. Возможно это письмо-благодарность родителям или другим членам семьи. | Умение строить устное и письменное высказывание, взаимодействовать в малой группе, соотносить свое мнение и мнение группы, делать выводы и обобщения |
Рефлексия | Предлагает вернуться к теме урока и учебным задачам. - вспомните цель урока. Что же вы поняли? Зачем нужна любовь в нашем доме? – Закончите фразу: «Любовь в нашем доме это…» - Чем был полезен вам сегодняшний урок? - Что вы расскажете об этом уроке дома? Домашнее задание: - если нужно закончить – завершите письмо для родителей и прочитайте им его; - попробуйте вместе с родителями составить свою родословную и оформите ее в «Книге моей семьи». | Соотносят поставленные задачи урока и их выполнение. Делают вывод о главной цели урока (для чего семья, что в ней главное, как проявляется любовь в семье), делятся мыслями о том, что расскажут и покажут дома родителям. | Развитие УУД (регулятивных) Умение проводить рефлексию |