СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по развитию речи и альтернативной коммуникации

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по развитию речи и альтернативной коммуникации детей с умеренной  умственной   отсталостью. Для ребенка с нарушением интеллек-та учеба общению представляет   большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, потребности, попросить о помощи и прореагировать на слова го-ворящих с ним людей, он  сможет войти в мир. Материал будет интересен учителям коррекционных школ, логопедам, дефектологам и тем, кто работает с особенными   детьми.

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи и альтернативной коммуникации»

Конспект урока по "Развитию речи и альтернативной коммуникации" 

в классе коррекционной  школы

Учитель-дефектолог Дюкарева Е.В.


Описание: конспект урока по развитию речи и альтернативной коммуникации детей с умеренной  умственной  отсталостью. Для ребенка с нарушением интеллек-та учеба общению представляет  большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, потребности, попросить о помощи и прореагировать на слова го-ворящих с ним людей, он  сможет войти в мир. Материал будет интересен учителям коррекционных школ, логопедам, дефектологам и тем, кто работает с особенными  детьми.

Тема урока : русская народная сказка "Заюшкина избушка"

Тип урока : комбинированный

Цель: закрепление умения рассказывать сказку "Заюшкина избушка" с помощью  ее инсценировки.

Задание:

Образовательные:

- упражнение в различении и название сказок, изученных раннее ("Курочка Ряба",  "Репка", "Колобок");

- закрепление знаний о сказке "Заюшкина избушка", ее героев;

- упражнение в инсценизировке сказки, умения передавать настроение героя.

Коррекционно-развивающие:

- коррекция устной речи через артикуляционную гимнастику, диалогическое общение, через участие в сказке, пополнение и обогащение активного словарного  запаса при использовании "сказочной" лексики (лубяная избушка);

- коррекция памяти через вопросно-ответную форму работы;

- коррекция и развитие зрительных восприятий (умение рассматривать иллюстра-ции, узнавать изображение и силуэты);

- развитие слухового восприятия (аудио сопровождение);

- коррекция и развитие общей и мелкой моторики (формирование моторики с помощью пальчиковой гимнастики, развитие ритмичности движений с помощью  динамических пауз, участия в инсценировке);

- коррекция и развитие умственной деятельности (анализу операций через наблюдение за таянием снега, синтеза через театрализующую деятельность, установление  логических связей через дидактичные игры);

- коррекция и развитие личностных качеств учеников, эмоционально-волевой сферы (через совместную деятельность детей).

Воспитательные:

- воспитывать интерес к учебе, 

- воспитывать моральные качества (любовь к сказкам, умению сопереживать,  сочувствовать).

Оборудование, наглядность:

- компьютер, база презентаций;

- ширма для инсценировки, костюмы героев сказки;

- плоскостное изображение ледяной и лубяной избушек, сделанное детьми на уроке рисования;

- дидактичный материал для игры "Найди за силуэтом";

- фото каждому ребенку из представленной сказки.

Ход урока :

1. Организация начала урока

Дети заходят в класс на игровой ковер. Звучит музыка " В гостях в сказки"

Презентация "Угадай сказку"

Тянут деда, баба, внучка, тянет маленькая Жучка, кошка с мышкой тянут крепко.  Догадались? Это ....

Где и когда случилось такое? Мышка разбила яйцо золото. Плакал дед, плакала ба-ба, только кудахтала...

Он от дедушки ушел, и от бабушки ушел. Круглый сам, румяная сторона, а зовется ...

Как одним словом можно назвать эти картинки?

2. Основная часть урока.

- Тема урока : сказка (какая?) Ответ перед вами (рисунок ).

Правильно, сказка "Заюшкина избушка".

- Молодцы! Продолжаем наш урок. Садимся на свои места. Помним о правильной посадке.

Дети садятся на стуле. Фото детей на спинке стула.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы сами будем участвовать в сказке. Но прежде, чем начать работу, мы как настоящие артисты должны подготовиться.

"Артикуляционная гимнастика"

- "Улыбка"

- "Лопата"

- "Часы"

- Вспомним сказку. Герои сказки. Как начинается?

- Заяц, лиса, собака, медведь, петух. Заяц и лиса построили себе хаты.

Рассказывание сказки.

Дети выполняют движения вместе с учителем.

Содержание (рассказывает учитель)

Жили-были Лиса и Заяц. Построили они себе дома. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца - лубяная.

Пришла весна-красна. Под теплыми лучами солнышка Лисы избушка растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу.

Лиса. Заинька, соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький!

Заяц. Заходи, Лиса.

Не успела Лиса войти в избушку, как здесь же стала гнать бедного Зайца.

Прогнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал.

Идет мимо Собака: "Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь"?

Зайка рассказала о своей беде.

Собака. Не плач, Заяц. Я ее выгоню!

Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису.

Собака. Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав!

Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут лоскутки по закоулкам!

Собака испугалась и убежала в лес.

Идет мимо Зайца Медведь.

Медведь (сочувственно). О чем, Заяц плачешь? Не плачь, Зайка, я ее выгоню!

Подошел Медведь к избушке и стал гнать Лису.

А Лиса не испугалась.

Лиса (в окошке). Как выскочу, как прыгну, пойдут лоскутки по закоулкам.

Испугался Медведь и в лес убежал.

Идет мимо Зайца Петух.

Петух. Ку-ка-ре-ку! (Сочувственно) О чем, Зайка, плачешь?

Подошел Петух к хате и стал гнать Лису.

Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон.

Лиса. Шубу одеваю...

Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу Лису посечи! Иди, Лиса

Лиса испугалась и убежала.

И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец!

Динамическая пауза (дети выполняют)

Тук-тук, строим дом (кулачки стучат друг о друге),

 дом высокий (руки подняты вверх), дом с окном (руки в стороны), 

с острой крышей и трубой (руки над головой в форме крыши), 

в нем поселимся с тобой (руками обхватывают себя, как будто обнимают).

Руки детей поднимаются вверх, ладони раскрыты.

Лисичка топ-топ, двери тук-тук.

По очереди поднимают ноги.

Зайка скок-скок, слезы кап-кап

Собака прыг-прыг, "ав-ав".

Собака в двери тук-тук, ножками топ-топ.

Дети руками делают окошко.

Бегут на месте.

Мишка топ-топ-топ, "Р _Р_ Р".

Мишка в двери тук-тук-тук, ножками топ-топ.

Дети руками делают окошко.

Бегут на месте.

Петушок "Ку-ка-ре-ку"

Петушок в двери тук-тук-тук, ножками топ-топ-топ, "Ку-ка-ре-ку"

Петушок в двери тук-тук-тук, ножками топ-топ-топ, "Ку-ка-ре-ку"

Бегут на месте.

Зайка в ладони хлоп-хлоп-хлоп.

- Вспомнили сказку, а теперь попробуем показать ее нашим гостям.

- Свою роль в сказке вы узнаете, определив животных по силуэту.

Дидактичный упражнение "Найди за силуэтом"

Дети по силуэту определяют свою роль, находят костюм.

Все готовы. Сказка начинается.

Театрализованная деятельность

Педагог рассказывает сказку и помогает детям при диалогах.

Обобщающая беседа

- Как называется сказка, которую мы показывали гостям?

- Перечислите героев этой сказки.

- Что мы делали в начале занятия? Потом?

- Что понравилось?

Чтобы сказки не забыть-

Надо  чаще видеть их.

Их читать и рисовать

Их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться

Быть добрее и скромнее

Терпеливее, мудрее.

- Молодцы! За вашу активность приготовила подарок.