Конспект урока по "Развитию речи и альтернативной коммуникации"
в классе коррекционной школы
Учитель-дефектолог Дюкарева Е.В.
Описание: конспект урока по развитию речи и альтернативной коммуникации детей с умеренной умственной отсталостью. Для ребенка с нарушением интеллек-та учеба общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, потребности, попросить о помощи и прореагировать на слова го-ворящих с ним людей, он сможет войти в мир. Материал будет интересен учителям коррекционных школ, логопедам, дефектологам и тем, кто работает с особенными детьми.
Тема урока : русская народная сказка "Заюшкина избушка"
Тип урока : комбинированный
Цель: закрепление умения рассказывать сказку "Заюшкина избушка" с помощью ее инсценировки.
Задание:
Образовательные:
- упражнение в различении и название сказок, изученных раннее ("Курочка Ряба", "Репка", "Колобок");
- закрепление знаний о сказке "Заюшкина избушка", ее героев;
- упражнение в инсценизировке сказки, умения передавать настроение героя.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция устной речи через артикуляционную гимнастику, диалогическое общение, через участие в сказке, пополнение и обогащение активного словарного запаса при использовании "сказочной" лексики (лубяная избушка);
- коррекция памяти через вопросно-ответную форму работы;
- коррекция и развитие зрительных восприятий (умение рассматривать иллюстра-ции, узнавать изображение и силуэты);
- развитие слухового восприятия (аудио сопровождение);
- коррекция и развитие общей и мелкой моторики (формирование моторики с помощью пальчиковой гимнастики, развитие ритмичности движений с помощью динамических пауз, участия в инсценировке);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализу операций через наблюдение за таянием снега, синтеза через театрализующую деятельность, установление логических связей через дидактичные игры);
- коррекция и развитие личностных качеств учеников, эмоционально-волевой сферы (через совместную деятельность детей).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе,
- воспитывать моральные качества (любовь к сказкам, умению сопереживать, сочувствовать).
Оборудование, наглядность:
- компьютер, база презентаций;
- ширма для инсценировки, костюмы героев сказки;
- плоскостное изображение ледяной и лубяной избушек, сделанное детьми на уроке рисования;
- дидактичный материал для игры "Найди за силуэтом";
- фото каждому ребенку из представленной сказки.
Ход урока :
1. Организация начала урока
Дети заходят в класс на игровой ковер. Звучит музыка " В гостях в сказки"
Презентация "Угадай сказку"
Тянут деда, баба, внучка, тянет маленькая Жучка, кошка с мышкой тянут крепко. Догадались? Это ....
Где и когда случилось такое? Мышка разбила яйцо золото. Плакал дед, плакала ба-ба, только кудахтала...
Он от дедушки ушел, и от бабушки ушел. Круглый сам, румяная сторона, а зовется ...
Как одним словом можно назвать эти картинки?
2. Основная часть урока.
- Тема урока : сказка (какая?) Ответ перед вами (рисунок ).
Правильно, сказка "Заюшкина избушка".
- Молодцы! Продолжаем наш урок. Садимся на свои места. Помним о правильной посадке.
Дети садятся на стуле. Фото детей на спинке стула.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы сами будем участвовать в сказке. Но прежде, чем начать работу, мы как настоящие артисты должны подготовиться.
"Артикуляционная гимнастика"
- "Улыбка"
- "Лопата"
- "Часы"
- Вспомним сказку. Герои сказки. Как начинается?
- Заяц, лиса, собака, медведь, петух. Заяц и лиса построили себе хаты.
Рассказывание сказки.
Дети выполняют движения вместе с учителем.
Содержание (рассказывает учитель)
Жили-были Лиса и Заяц. Построили они себе дома. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца - лубяная.
Пришла весна-красна. Под теплыми лучами солнышка Лисы избушка растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу.
Лиса. Заинька, соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький!
Заяц. Заходи, Лиса.
Не успела Лиса войти в избушку, как здесь же стала гнать бедного Зайца.
Прогнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал.
Идет мимо Собака: "Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь"?
Зайка рассказала о своей беде.
Собака. Не плач, Заяц. Я ее выгоню!
Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису.
Собака. Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав!
Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут лоскутки по закоулкам!
Собака испугалась и убежала в лес.
Идет мимо Зайца Медведь.
Медведь (сочувственно). О чем, Заяц плачешь? Не плачь, Зайка, я ее выгоню!
Подошел Медведь к избушке и стал гнать Лису.
А Лиса не испугалась.
Лиса (в окошке). Как выскочу, как прыгну, пойдут лоскутки по закоулкам.
Испугался Медведь и в лес убежал.
Идет мимо Зайца Петух.
Петух. Ку-ка-ре-ку! (Сочувственно) О чем, Зайка, плачешь?
Подошел Петух к хате и стал гнать Лису.
Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон.
Лиса. Шубу одеваю...
Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу Лису посечи! Иди, Лиса
Лиса испугалась и убежала.
И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец!
Динамическая пауза (дети выполняют)
Тук-тук, строим дом (кулачки стучат друг о друге),
дом высокий (руки подняты вверх), дом с окном (руки в стороны),
с острой крышей и трубой (руки над головой в форме крыши),
в нем поселимся с тобой (руками обхватывают себя, как будто обнимают).
Руки детей поднимаются вверх, ладони раскрыты.
Лисичка топ-топ, двери тук-тук.
По очереди поднимают ноги.
Зайка скок-скок, слезы кап-кап
Собака прыг-прыг, "ав-ав".
Собака в двери тук-тук, ножками топ-топ.
Дети руками делают окошко.
Бегут на месте.
Мишка топ-топ-топ, "Р _Р_ Р".
Мишка в двери тук-тук-тук, ножками топ-топ.
Дети руками делают окошко.
Бегут на месте.
Петушок "Ку-ка-ре-ку"
Петушок в двери тук-тук-тук, ножками топ-топ-топ, "Ку-ка-ре-ку"
Петушок в двери тук-тук-тук, ножками топ-топ-топ, "Ку-ка-ре-ку"
Бегут на месте.
Зайка в ладони хлоп-хлоп-хлоп.
- Вспомнили сказку, а теперь попробуем показать ее нашим гостям.
- Свою роль в сказке вы узнаете, определив животных по силуэту.
Дидактичный упражнение "Найди за силуэтом"
Дети по силуэту определяют свою роль, находят костюм.
Все готовы. Сказка начинается.
Театрализованная деятельность
Педагог рассказывает сказку и помогает детям при диалогах.
Обобщающая беседа
- Как называется сказка, которую мы показывали гостям?
- Перечислите героев этой сказки.
- Что мы делали в начале занятия? Потом?
- Что понравилось?
Чтобы сказки не забыть-
Надо чаще видеть их.
Их читать и рисовать
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться
Быть добрее и скромнее
Терпеливее, мудрее.
- Молодцы! За вашу активность приготовила подарок.