Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»
Ход урока
I. Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашней работы.
III. Мотивация целеполагания и определение цели урока.
-Прочитайте слова
Человечество, человек, родственник, родня, железка, железо, листок, листва, горох, горошина.
-Выпишите в одну колонку существительные, которые можно подсчитать, в другую – обозначающие предметы, которые нельзя подсчитать.
- Давайте посмотрим, на какие группы вы разбили слова.
Слова можно разбить на две группы. Первая – в ней то, что подсчитать нельзя, во второй - можно
человечество человек
родня родственник
железо железка
листва лист
горох горошина
- Попробуйте образовать от слов каждой группы формы другого числа.
От слов первой группы образовать форму множественного числа нельзя, а вот от слов второй группы можно. Человек – люди, родственник – родственники, железка – железки, лист – листы, горошина – горошины.
2) Предварительные выводы и их обобщение в графической форме (схема, таблицы и т.п.).
- Какой вывод вы можете сделать?
В русском языке есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
- В самом деле, в русском языке есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Примеры таких существительных представлены на слайде (продолжение работы с презентацией).
Масло, смелость, детвора, нефть, доброта, золото, синева, мебель, студенчество.
Разделите слова на тематические группы, продолжите ряды слов своими примерами.
1. Названия веществ: мало, нефть, золото (рис, сахар, молоко)
2. Названия совокупности чего-либо: детвора, мебель, студенчество (крестьянство, молодежь, старьё)
3. Названия отвлечённых понятий: смелость, доброта, синева (любовь, храбрость, злоба)
IV. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.
- Сейчас проверим на практике, как можно использовать полученные знания о тематических группах.
Подсказка: слово должно называть либо совокупность чеголибо, либо отвлечённое понятие, либо вещество (продукт).
Дети - детвора (совокупность, множество) и детство (отвлечённое понятие); горошина – горох (продукт); молочный – молоко (продукт); нефтяник – нефть (вещество);пшеничный – пшеница (продукт); добряк – доброта (отвлеченное понятие); смельчак – смелость (отвлеченное понятие);синеет – синева (отвлеченное понятие); удалец – удаль (отвлеченное понятие);масленка – масло (продукт).
(Упражнение выполняется устно)
V. 1) – Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать.
(Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)
Именины, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, cутки, чернила, каникулы, ворота, выборы, будни, заморозки.
В итоге получается следующая таблица:
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени | События | Явления природы |
ножницы ворота | жмурки выборы | дрожжи чернила
| будни сутки | именины каникулы | сумерки заморозки |
– Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение.
2) Я вам буду читать загадки, а вам в тетради необходимо записать только отгадки. Обратите внимание, что слова – отгадки должны соответствовать теме нашего урока.
А) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
Б) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)
В) Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы)
Г) Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги)
Д) Зубасты, а не кусаются. (Грабли)
(После того, как ученики запишут отгадки, на слайдах появляются соответствующие рисунки)
Бор
Всех, кто утром выйдет на простор,
Сто ворот зовут в сосновый бор.
Меж высоких и прямых стволов
Сто ворот зовут под хвойный кров.
Полумрак и зной стоят в бору.
Смолы проступают сквозь кору.
А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь.
В чаще муравейники не спят -
Шевелятся, зыблются, кипят.
Да мелькают белки в вышине,
Словно стрелки, от сосны к сосне.
Этот лес полвека мне знаком.
Был ребенком, стал я стариком.
И теперь брожу, как по следам,
По своим мальчишеским годам.
Но, как прежде, для меня свои -
Иглы, шишки, белки, муравьи.
И меня, как в детстве, до сих пор
Сто ворот зовут в сосновый бор.
- Сейчас каждый из вас самостоятельно выпишет имена существительные по группам:
1) имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа;
2) имена существительные, имеющие форму только множественного числа;
3) имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
1) Имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа – простор, бор, ствол, смола, даль, чаща, муравейник, белка, стрелка, сосна, лес, старик, след, год, игла, шишка, муравей;
2) Имена существительные, имеющие форму только множественного числа – ворота;
3) Имена существительные, имеющие форму только единственного числа – кров, полумрак, зной, кора, глушь, сушь, вышина, детство.
VII. Итог урока
На доске записаны предложения. Учащиеся устно должны исправить ошибки в них.
Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодежь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота!
(Эту ленту нужно отрезать большими ножницами. Ах, эта молодежь! На поле росло много хлопка. С этим мальчишкой одна сплошная хлопоты!)
VII. Домашнее задание: § 97 теория, упр. 734 (определить значение) или 735