СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована при изучении темы "Имя существительное" (учебник М.М. Разумовской)

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"»

Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»


Ход урока

I. Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.


II. Проверка домашней работы.


III. Мотивация целеполагания и определение цели урока.

  1. -Прочитайте слова

Человечество, человек, родственник, родня, железка, железо, листок, листва, горох, горошина.

-Выпишите в одну колонку существительные, которые можно подсчитать, в другую – обозначающие предметы, которые нельзя подсчитать.

- Давайте посмотрим, на какие группы вы разбили слова.

Слова можно разбить на две группы. Первая – в ней то, что подсчитать нельзя, во второй - можно

человечество человек

родня родственник

железо железка

листва лист

горох горошина

- Попробуйте образовать от слов каждой группы формы другого числа.

От слов первой группы образовать форму множественного числа нельзя, а вот от слов второй группы можно. Человек – люди, родственник – родственники, железка – железки, лист – листы, горошина – горошины.


2) Предварительные выводы и их обобщение в графической форме (схема, таблицы и т.п.).

- Какой вывод вы можете сделать?

В русском языке есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

- В самом деле, в русском языке есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Примеры таких существительных представлены на слайде (продолжение работы с презентацией).

Масло, смелость, детвора, нефть, доброта, золото, синева, мебель, студенчество.

Разделите слова на тематические группы, продолжите ряды слов своими примерами.

1. Названия веществ: мало, нефть, золото (рис, сахар, молоко)

2. Названия совокупности чего-либо: детвора, мебель, студенчество (крестьянство, молодежь, старьё)

3. Названия отвлечённых понятий: смелость, доброта, синева (любовь, храбрость, злоба)


IV. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.

- Сейчас проверим на практике, как можно использовать полученные знания о тематических группах.

Подсказка: слово должно называть либо совокупность чего­либо, либо отвлечённое понятие, либо вещество (продукт).

Дети - детвора (совокупность, множество) и детство (отвлечённое понятие); горошина – горох (продукт); молочный – молоко (продукт); нефтяник – нефть (вещество);пшеничный – пшеница (продукт); добряк – доброта (отвлеченное понятие); смельчак – смелость (отвлеченное понятие);синеет – синева (отвлеченное понятие); удалец – удаль (отвлеченное понятие);масленка – масло (продукт).

(Упражнение выполняется устно)



V. 1) – Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать.

(Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)

Именины, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, cутки, чернила, каникулы, ворота, выборы, будни, заморозки.

В итоге получается следующая таблица:

Парные и

составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

События

Явления природы

ножницы
ворота

жмурки
выборы

дрожжи
чернила

будни
сутки

именины

каникулы

сумерки

заморозки

–  Скажите, пожалуйста, какие морфологические категории есть у имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных,  имеющих только форму множественного числа нельзя определить  род и склонение.


2) Я вам буду читать загадки, а вам в тетради необходимо записать только отгадки. Обратите внимание, что слова – отгадки должны соответствовать теме нашего урока.

А) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы) 
Б) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)
В) Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы) 
Г) Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги) 
Д) Зубасты, а не кусаются. (Грабли) 

(После того, как ученики запишут отгадки, на слайдах появляются соответствующие рисунки)

Бор
Всех, кто утром выйдет на простор,
Сто ворот зовут в сосновый бор.
Меж высоких и прямых стволов
Сто ворот зовут под хвойный кров.
Полумрак и зной стоят в бору.
Смолы проступают сквозь кору.
А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь.
В чаще муравейники не спят -
Шевелятся, зыблются, кипят.
Да мелькают белки в вышине,
Словно стрелки, от сосны к сосне.
Этот лес полвека мне знаком.
Был ребенком, стал я стариком.
И теперь брожу, как по следам,
По своим мальчишеским годам.
Но, как прежде, для меня свои -
Иглы, шишки, белки, муравьи.
И меня, как в детстве, до сих пор
Сто ворот зовут в сосновый бор.

- Сейчас каждый из вас самостоятельно выпишет имена существительные по группам:

1) имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа;

2) имена существительные, имеющие форму только множественного числа;

3) имена существительные, имеющие форму только единственного числа.


1) Имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа – простор, бор, ствол, смола, даль, чаща, муравейник, белка, стрелка, сосна, лес, старик, след, год, игла, шишка, муравей;

2) Имена существительные, имеющие форму только множественного числа – ворота;

3) Имена существительные, имеющие форму только единственного числа – кров, полумрак, зной, кора, глушь, сушь, вышина, детство.


VII. Итог урока

На доске записаны предложения. Учащиеся устно должны исправить ошибки в них.  

Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодежь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота!

(Эту ленту нужно отрезать большими ножницами. Ах, эта молодежь! На поле росло много хлопка. С этим мальчишкой одна сплошная хлопоты!) 


VII. Домашнее задание: § 97 теория, упр. 734 (определить значение) или 735