Урок по русскому языку в 1 классе
Тема: “Ознакомление со строчной буквой Д ”
Задача: сформировать графические навыки правильного написания строчной буквы д и её соединение с другими буквами.
Оборудование:
1. Наглядность для актуализации опорных знаний.
2. Наглядность для подведения к проблемному вопросу.
3. Наглядность для открытия новых знаний.
4. Разрезная азбука.
5. Карточки УПЗ
6. Плакат-памятка
Ход урока
1.Организация проблемной ситуации.
Актуализация опорных знаний.
Ребята, у нас в гостях друг. А кто это, узнаете, если отгадаете загадку:
В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись…. (дятел) (слайд)

Подведение к проблемному вопросу.
Дети, посмотрите на этого симпатичного дятла, он вам букву не напоминает? Если да, то какую?
- Какую букву принес дятел в класс? (Букву «д») - Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая задача перед нами стоит? (Будем писать букву д)
Проблемный вопрос: - Скажите, а какую именно букву д будем писать? (Строчную)


Графический анализ.
- Ребята, посмотрите, строчная буква “ д” очень похожа на дятла. Вот голова, а вот хвост. (слайд)
- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, из каких элементов состоит строчная буква д. (Работа ведется в группах по 4 человека, где дети конструируют из предложенных учителем элементов строчную букву д. Проходит защита проделанной работы)
- Сколько элементов входят в букву? (Два)
- Какие это элементы? (Овал и линия с петлей внизу). 
Письмо строчной буквы “ д “ на доске с объяснением учителя. Проследите за моей рукой, откуда начнем писать элементы. А теперь проследите за написанием самой буквы. (Пишу овал сверху, доводя до верхней рабочей строки, и пишу линию с петлей внизу)
Прописывание буквы детьми в воздухе. Проведём пробное прописывание буквы на доске мокрой кисточкой. (Выходят несколько учеников и прописывают мокрой кисточкой по доске строчную букву д)
- Трудно ли было прописывать новую букву? (Нет)
- А почему? (Потому что мы потренировались писать букву в воздухе и элементы, из которых состоит буква, мы писать уже умеем)
Работа в Прописи
- Откройте пропись на стр. 14. Но сначала посмотрите на плакат-памятку
Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно возьму. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
- Возьмите простой карандаш и по написанному обведите букву по правилам.
Работа по схеме.
Оденем схему – человечка с буквой д.
- Произнесите слова: доктор, дятел.
- Какие звуки даёт буква д в этих словах? (Звуки [ д ], [д’] )
- Дайте характеристику этим звукам. (Звонкие, твердый; звонкий, мягкий)
Письмо элементов строчной буквы д и письмо самой строчной буквы д в прописях.( В прописях дети находят первую строчку с элементами буквы д и обводят их, тем самым тренируясь к письму самой буквы. Затем в прописях обводят строку со строчной буквой д, предварительно посмотрев еще раз на показ учителем направление написания буквы по интерактивной доске)
- Наш гость доволен вашей работой.
Построение гипотезы.
А ещё дятла называют лесным доктором. Почему, как вы думаете? (Мнения ребят)
Про дятла ещё так говорят: Далеко его стук слышится вокруг. Червякам он враг, а деревьям – друг.
Беседа “Подкормите птиц зимой”.
- Как живётся птицам в холодную зиму? Как мы можем помочь им? Для чего это нужно делать?
– Да голодно и холодно птицам зимой. Они больше страдают от голода, чем от холода. А помочь им может каждый, подкармливая их семенами, крупой, несолёным салом, белым хлебом… Совсем не трудно подкармливать птиц. Каждый может смастерить кормушку. А как это нужно для них! Весной и летом на наше внимание ответят добром: подарят нам прекрасные песни и уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.

Письмо слогов с буквой д.
− Чем отличаются соединения в написании ДО и ОД? (Буквы переставили местами, получились разные слоги)
- Сформулируйте задание.
(Обвести слоги)
Запись слов по картинкам. (Дети формулируют получившиеся слова по картинкам, выходят к интерактивной доске и записывают слова: дом, домик, домишко).

2. Открытие новых знаний.
- Назовите эти слова. Чем они похожи ?
Формулировка открытия:
- У них общая часть - ДОМ
-Выделите эту часть дугой ( Работа на интерактивной доске: дети выходят и выделяют корень)
- А для вас, что значит дом? (Мнения ребят)
- А кто живет в вашем доме? (Семья)
Пальчиковая физминутка.
Моя семья. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, А это кто? А это я! Вместе дружная семья!
- А для вас члены семьи – друзья? Почему? (Мнения ребят)
Итог урока.
- Какую букву принес к нам дятел? Какую букву мы писали?
- Кому было трудно?
- В чем затруднялись?
- Что ещё узнали на уроке?
Рефлексия. Самооценка собственной деятельности на уроке.
- Оцените свою работу.
- Дятел остался доволен вашей работой и благодарит за помощь.
Д/з по желанию: Работа по картинке. Обведение линий простым карандашом.
Вы хорошо потрудились! Всем спасибо за урок! Урок окончен.
