Утверждено:
_____Муратшин Р.Г.
Открытый урок по русскому языку
в 8 классе по теме
«Однородные члены предложения.
Понятие об однородных членах»
Подготовила и провела:
Сулейманова Гульшат Зарифовна,
учитель русского языка и литературы
Тема:Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах
Цели урока:
- повторение и контроль знаний учащихся по теме; развитие умений и навыков нахождения однородных членов в предложении, постановки знаков препинания;
- развитие устной и письменной речи, умения грамотно и эмоционально выразить свои впечатления;
- вызвать интерес к шедеврам русской живописи, развитие эстетического вкуса и кругозора учащихся.
Тип урока: урок-повторение.
Оборудование: компьютер, слайды, схемы, карточки.
Межпредметная связь: история, изобразительное искусство.
Ход урока:
Настоящее искусство всегда человечно,
потому что создает его мыслящий, чувствующий, думающий человек.
Б. Эренгросс
I. Организационный момент.
Постановка цели урока.
II. Слово учителя.
Знакомство с содержанием эпиграфа.
Сегодня на уроке мы не только повторим тему «Однородные члены предложения», но и отправимся на заочную экскурсию в художественную галерею.
III. 1.Фронтальный опрос.
Какие члены предложения называются однородными? Примеры.
Какими частями речи они могут быть выражены? Примеры.
В чем отличие распространенных и нераспространенных однородных членов? Примеры.
Как могут соединяться однородные члены предложения?
2. Индивидуальная работа по карточкам
Задание: Расставить знаки препинания в схемах:
1. и O и O и O и O
2. O зато O
3. не только O но и O
4. как O так и O
5. ни O ни O ни O
6. O и O O и O
IV. Рассказ о художнике Левитане.
Исаака Левитана (1860-1900) называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику удавалось передавать живое дыхание природы.
Исаак Левитан родился 18 августа 1860 года в небольшом литовском городке Клебартий в еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву.
В 13 лет Исаак Левитан был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Его преподаватели были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.
Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: «Вечер на Волге», 1888 год; «Корниш. Юг Франции», 1894; «Озеро Комо», 1894; и другие.
В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находится в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.
Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.
Задание: Найти предложения с однородными членами, которые соответствуют схемам:
1. O, O и O
2. O и O
3. O, O, O, O
4. O, O, O
V. Устное рисование.
Рассмотрите картину И. Левитана «Золотая осень» и ответьте на вопросы:
1. Расскажите, что вы видите на картине?
2. Какое впечатление производит на вас эта картина?
3. Какие чувства и мысли вызывает?
VI. Творческое списывание
Списать текст, выбрать и вставить подходящие по смыслу прилагательные, определить однородные и неоднородные определения.
Художник изобразил … речку с … берегами. На освещенном солнцем берегу раскинулась … роща. Величаво стоят … березки. … осинки тянутся вверх. На … траве лежит ковер … листьев.
Картина радует нас гармонией красок и в то же время пробуждает чувство … грусти.
Скоро подует … ветер и деревья уронят свой последний … наряд.
Слова для справок: тихую, задумчивыми, золотая, стройные, тонкие, побуревшей, пожелтевших, золотых, медно-красных, багряных, легкой, холодный, праздничный, золотой.
VII. Работа по учебнику.
1.Упр.223.(устно).
2.Упр.225.
Составить схему однородных членов по образцу, работа с орфограммами.
4.Упр.229.
VIII. Графический диктант.
Расставить знаки препинания, где нужно, и объяснить их расстановку при помощи графической схемы.
1838 год. Весна. Феодосия. Перед Иваном Айвазовским родное Черное море. В тишину весеннего полдня врывается рокот прибоя.
Вспененное яростное море гонит седые валы, и они с ревом вздымаются и рассыпаются у прибрежных камней. _______________________
Только крик чаек грохот и стоны суровой стихии вспугивают разомлевшую от майского зноя тишину. ________________________________
Художник как зачарованный глядит на ярчайшую гамму красок, рожденную весной морем и солнцем. __________________________
Он весь, весь до конца отдается этой вечной музыке, повторяющейся из года в год миллионы лет.
IX. Подведение итогов.
На уроке мы повторили однородные члены предложения. Вспомнили, какие знаки препинания ставятся, если при однородных членах предложения есть обобщающие слова. Прикоснулись к малой толике богатства Третьяковской галереи, познакомились с великими русскими художниками, с шедеврами их таланта.
Выставление оценок.
X. Домашнее задание. По выбору
1)Написать сочинение по картине, которая больше всего вам понравилась.
2)Дом.зад. п.40,упр.232,233,234


И. И. Шишкин «Корабельная роща».