СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Распознавание деревьев своей местности по листьям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок   по теме "Распознавание  деревьев  своей  местности по листьям" разработан   с использованием  «Технологии учебного проблемного исследовани" (автор Н.Б.Шумакова).

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Распознавание деревьев своей местности по листьям"»


ОТКРЫТЫЙ УРОК

АВТОР: РОМАНОВСКАЯ В.А.

Учитель начальных классов

МКОУ «Русановская ООШ»


ТЕМА: РАСПОЗНАВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ ПО ЛИСТЬЯМ

УРОК РАЗРАБОТАН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОБЛЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ», автор Н.Б.Шумакова.

ОБОБЩЕНИЕ УРОКА: Листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознавать деревья по их листьям.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: Листья с разных деревьев данной местности, атлас-определитель деревьев, бумага, клей, фломастеры.


ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети научатся:

Различать деревья своей местности по листьям.


УМЕНИЯ, характеризующие достижения этого результата:

  • Узнавать деревья по листьям; (базовый уровень)

  • Распознавать по определенным признакам лиственные и хвойные деревья;

  • Наблюдать, сравнивать;

  • Делать умозаключения.

(Курсивом выделен повышенный уровень усвоения знаний)


ХОД УРОКА:


  1. МОТИВАЦИЯ

Для создания проблемной ситуации можно разместить на доске листья с разных деревьев (липа, береза, осина, тополь), но похожие друг на друга размером, цветом, формой и т.д.

Учитель: На экскурсии мы собрали листья под деревьями, и теперь я не пойму: одному дереву принадлежат все эти листья или нет? Как вы, ребята, думаете?

Дети высказывают свои предположения. Учитель подчеркивает наличие разных точек зрения в предположениях детей.

Учитель: Мнения разделились. Как нам быть?

Выслушать ребят и сформулировать проблему: НАМ НЕ УДАЛОСЬ ОПРЕДЕЛИТЬ, К КАКОМУ ДЕРЕВУ (ДЕРЕВЬЯМ) ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ ЛИСТЬЯ.

Учитель: Что нам нужно знать, чтобы решить эту проблему?

Дети: Надо сравнить все листья?

Учитель: Как мы будем сравнивать эти листья?

Дети: Мы посмотрим, чем похожи и чем отличаются между собой листья.

Учитель: То есть: мы с вами определим внешние признаки, по которым будем сравнивать листья. Какие внешние признаки листа позволят определить, к какому дереву относится лист?


Дети отвечают, высказывают предположения, учитель записывает на доске предполагаемые признаки, например:

ЦВЕТ

ФОРМА

РАЗМЕР

КРАЙ ЛИСТА




РАСПОЛОЖЕНИЕ ЛИСТОВЫХ ПЛАСТИНОК НА ЛИСТЕ

КОЛИЧЕСТВО ЛИСТОВЫХ ПЛАСТИНОК





При необходимости учитель в проблемном диалоге с детьми дополняет список необходимых признаков.


Учитель: Итак, у нас возникло предположение, что по выделенным нами признакам можно определить, к какому дереву относятся листья, т.е. наша гипотеза заключается в том, что цвет, форма, край листа и т.д. являются отличительными признаками.

Если это так, если эти признаки действительно помогают определить, к какому дереву относятся листья, то тогда давайте рассмотрим листья и выясним, какому дереву они принадлежат.


Формулируется цель исследования: опираясь на отличительные признаки листа, с помощью атласа определить, к каким деревьям относятся данные листья.


Учитель: Если нам удастся по этим признакам определить, к каким деревьям относятся эти листья, то, значит, наша гипотеза о признаках подтвердилась, если нет, значит, не подтвердилась.


  1. ИССЛЕДОВАНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Каждой группе предлагается следующий материал:

    • Набор листьев с 2-3 деревьев;

    • Инструкционная карта;

    • Атлас-определитель

    • Листы белой бумаги, клей, фломастеры.

Ребятам необходимо:

  • Провести сортировку листьев, используя их внешние особенности;

  • Используя материал атласа-определителя деревьев, выяснить, к каким деревьям они относятся;

  • Наклеить листья на листы бумаги и подписать, с какого они дерева.

Учитель обращает внимание на порядок выполнения работы и обсуждает план исследования.


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА (ПЛАН)

  • Разложите листья на столе.

  • Сравните листья по внешним признакам, которые мы с вами определили.

  • Используя атлас, определите, к какому дереву они относятся.

  • Наклейте листья на бумагу и подпишите названия деревьев.

  • Подготовьте план ответа (отчёта о работе группы).


Для подготовки отчёта можно предложить детям воспользоваться специальным средством: «ПОМОЩНИК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОТЫ» или «ПОМОЩНИК ОТВЕТА». В этом случае учитель даёт детям конверт, в котором находятся четыре или пять листов бумаги (по количеству учеников в группе) с незавершёнными предложениями. Эти незавершенные предложения являются началом изложения определенной части работы, выполняемой группой.

Например:

«ПОМОЩНИК ОТВЕТА»

1.Мы изучали _________________________________________________ .

Выяснили, что _______________________________________________________________ . (показывают наклеенные листья с надписями)

2.Это лист с _______________________________ дерева. Это подтверждается тем, что (указать признаки) ______________________________________ . А этот лист с ____________________________ дерева. Потому что___________________ .

3. У этого листа мы увидели такие признаки_________________________ .

С помощью атласа-определителя мы установили, что он принадлежит _______________ .

4.Мы сделали вывод, что __________________________ .


(Первый раз учитель предлагает детям воспользоваться этим средством организации отчета группы после того, как дети выполнили основную часть своей работы. В дальнейшем «Помощник представления» выдается детям вместе с рабочими листами и материалами для изучения.)


3. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ, ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКТОВ

Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы.

Учитель в ходе отчета групп уточняет отличительные особенности листьев каждого дерева (цвет, форма, количество лучей, края листьев, простой лист или сложный), а также фиксирует на доске отличительные признаки, которые являются определяющими, и те, которые не являются определяющими.


Деревья

Определяющие признаки

Неопределяющие признаки

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.



  1. СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ОБОБЩЕНИЕ

Учитель: посмотрите на доску. Какие признаки помогали нам определять, к какому дереву принадлежат листья? Какой вывод о листьях различных деревьев мы можем сделать?

Выслушать ответы ребят и сформулировать обобщение: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

На этапе подведения итогов необходимо вернуться к предположению о том, что по определенным признакам можно узнать, какому дереву принадлежат листья:

    • Выяснить, какие предположения подтвердились, а какие нет;

    • Определить, с какого дерева листья, принесенные учителем (те, которые висят на доске).

Учитель: удалось нам выяснить, с каких деревьев листья, на основе определенных признаков?

Дети: Да.

Учитель: Можно считать теперь гипотезу подтвержденной?

Дети: Да.


  1. ПРИМЕНЕНИЕ

Ребята выходят во двор школы и по внешним особенностям листьев определяют названия деревьев. В качестве домашнего задания учащиеся могут определить, какие деревья растут у каждого во дворе дома.

Если не удалось определить название какого-то дерева, листья с него собираются в конверт для определения вида дерева в классе с использованием атласа-определителя.

Можно собрать листья для выполнения аппликации на уроке труда.

Данная тема проходит по всему курсу предмета «Окружающий мир» начальной школы:

- 2 класс «Деревья леса» (учащиеся составляют «паспорт дерева»)

- 3 класс «Многообразие и значение растений»


27 марта 2012 год.

4