Тема. «Плоды, виды плодов, их распространение»
Задачи:Продолжать формировать у учащихся понятия о процессах жизнедеятельности растительного организма (развитие плодов и семян); сформировать понятие о плодах, их строении и разнообразие как результат приспособления к условиям среды; выяснить функции плодов, их значение в природе и жизни человека;
развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, работать в группах;
воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.
Оборудование. Мультимедийная доска, презентация «Плоды, их виды плодов, распространение», натуральные объекты сухих и сочных плодов, бортовые журналы для каждого ученика.
Тип урока; Комбинированный
Ход урока
I. Вступительная часть.
1.Организационный момент.
2.Н.П.П.
Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос — Сладок мягкий... |
абрикос |
Жарким солнышком согрет, В шкурку, как в броню, одет. Удивит собою нас Толстокожий... |
ананас |
Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь, На куски его порежь, мякоть красную поешь. |
арбуз |
II. Основная часть
Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами присутствуем на необычном уроке. Сейчас мы должны отправиться в путешествие, чтобы ознакомиться с разнообразием плодов, их строением, распространением в природе. Во время путешествия мы сделаем остановки на станциях:
• «Научная»
• «Исследовательская»
• «Историческая»
• « Художественная»
Путешествие продолжалось, поэтому проверьте, чтобы на парте у вас лежали: дневник, ручка, бортовой журнал, который будет выполнять функцию рабочей тетради.
Для удачного полета также необходимо хорошее самочувствие экипажа.
Как вы себя чувствуете? Как настроение? Поднимите квадратики настроения. Напоминаю: зеленый цвет – означает спокойствие, фиолетовый – тревога, оранжевый – все необычно, потому билетами будут ваши баллы, которые вы получите после выполнения упражнений: «Цепочка» и «верю – не верю». Вы должны задать по кругу друг другу вопросы по предыдущей теме "опыление и семя".
Слово учителя. «Из всех сокровищ знание – самое ценное, поэтому оно не может быть ни украденным, ни потерянным, ни уничтоженным» - говорит народная мудрость. Так и нам, для нашего путешествия тоже понадобится много «сокровищ»,поэтому, дети, чтобы больше увидеть, что знания из предыдущих тем, которые нам необходимы на уроке, у вас крепкие, мы с вами выполним упражнение «Верю – не верю».
1. Верите ли вы, что цветок – генеративный орган растения? ( Верю)
2. Верите ли вы, что у каждого цветка являются чашелистики? ( Не верю)
3. Верите ли вы, что чашелистики защищают цветок от повреждений? (Верю)
4. Верите ли вы, что в лепестках цветка развивается плод? (Не верю)
5. Верите ли вы, что в чашелистиках цветка происходит фотосинтез? (Верю)
6. Верите ли вы, малозаметные цветки – это приспособление растений к опыления насекомыми? ( Не верю)
7. Верите ли вы, что цветение и образование плодов у разных видов растений происходит в течение жизни? ( Не верю)
8. Верите ли вы, что венчик защищает тычинки и пестики, а также привлекает насекомых опылителей? ( Верю)
9. Верите ли вы, что чашечка защищает цветок от неблагоприятных условий? (Верю)
10. Верите ли вы, что основными частями цветка, в которых формируется плод, есть пестик и тычинки? ( Верю)
Слово учителя. Молодцы ребята! Я увидела, что знания из предыдущих тем у вас крепкие,
поэтому мы можем начинать изучать с вами тему «Плоды, их строение, распространение,
значение».
Девиз нашего урока: «Корень учения горек, а плод сладок
А так это или нет, выясним в конце урока. Поэтому отправимся в путешествие в «Страну
плодов».
Закроет на миг глаза и мысленно перенеситесь на борт самолета. Вот мы пролетаем банановые
плантации на Малайском архипелаге, самом большом в архипелаге нашей планеты, далее за
иллюминатором остается Бразилия – крупнейшее государство в южной Америке с арахисовыми
полями, Новозеландские заросли тропических лиан киви – культура, пушистые плоды которог
получили название за сходство с телом одноименной птицы.
Пролетаем Крымские горы с огромными виноградниками, зарослями душистого кизила и
красного граната и вот мы пролетаем наши родные украинские поля с огурцами, помидорами,
тыквами, арбузами и сладким перцем, сады с грушами, вишнями и яблоками.
Помните знакомые с детства строки? « Сладкое, сочное, потому что солнышком налитое – Это
яблочко красное, всем детишкам знакомо…»
Посмотрите, дети, какая красота нам открылась! Наш лайнер перенес нас на станцию "
научная»
Присмотритесь, какое прекрасное творение природы – плод. Он состоит из околоплодника и
семян. Оплодень у некоторых плодов сочная, а в других – сухой и семян может быть одно или
несколько. Чтобы подробнее познакомиться со строением и типами плодов, мы послушаем
доклады учащихся.
Сотрудничество учителя и творческих групп на станциях «Научная», «Исследовательская»,
«Историческая», « Художественная».
Станция «Научная»
План
1. Строение плодов.
2. Биологическое значение плодов.
3. Виды плодов.
4. Способы распространения плодов.
Станция «Исследовательская»
1. Рассматривание натуральных объектов плодов: яблока, томата, киви, банана, сладкого перца,
граната, открыток клена, лимона, финиковой пальмы. бобов.
2. Заполнение таблицы (по бортовому журналу)
Растение | Плод | Сочный или сухой | Односемянный или многосемянной | Открытый или нераскрытый |
Софора | | | | |
Арахис | | | | |
Пшеница | | | | |
Яблоко | | | | |
Перец | | | | |
Вывод.
Станция « Историческая»
1 ученик.
Огурец. Близким родственником тыквы является огурец. Он относится также, как и тыква, к семейству тыквенных, имеет многосемейный сочный плод-тыкву. Родина огурца-Индия, где его начали обрабатывать за 3000 лет до н. э. в переводе с греческого "огурец" - переводится-незрелый. В его плоде –і 97 % воды, очень мало органических веществ: белков, жиров, углеводов, при этом много калия, витаминов РР, С, В. Этот плод успешно улучшает пищеварение: калий, содержащийся в огурцах, улучшает работу сердца и почек.Свежие огурцы незаменимо мочегонное, желчегонное, слабительное средство. Они полезны при заболеваниях щитовидной железы и артритах.
2 ученик.
Банан-толстокожа, многосемянная ягода. Первые письменные упоминания об этом плоде дошли до нас в буддийском каноне, который относится к 6 веку до нашей эры. Бананы описываются в "естественной истории растений" древнегреческим философом, основателем ботаники-Теофрастом, жившим в 4 веке до нашей эры.
Остатки банановых листьев находили в перуанских и индийских гробницах в Южной Америке.
Некоторые учении считают, что под райским фруктом в Ветхом Завете, который соблазнил Адама и Еву в раю имелся в виду именно банан. А вот как банан Дампир – капитан, посетивший в 1686 году Филиппины « ...сладкий и мягкий, не очень сочный и тонкого вкуса. Банан, я берусь утверждать, король всех плодов, не исключая самого кокоса. Он такой замечательный, что испанцы считают его самым полезным плодом для жизни. Шкура мягкая и желтеет при созревании плода. Плод не тверже, чем масло зимой, и также желтого цвета, как оно, вкус у него тонкий, и он тает как мармелад.»
Родина бананов – Малайские острова, где, как полагают ученые, древние жители выращивали бананы и употребляли в пищу вместе с рыбой. В Индии, Средней Азии, Африке бананы были завезены после 650 года. В 19 веке банан появился а Америке. Во многих странах, например, в Эквадоре – бананы основной источник питания. На сегодняшний день и мы с вами не мыслим свой завтрак, или ужин без бананового десерта. В чем польза банана? Полезные свойства этой ягоды – крупные. Мякоть содержит большое количество углеводов, что придает особую питательность этом плодовые, и витамин С. Минеральные вещества – фосфор, железо, калий, кальций, магний, витамины – В1, В2, РР, бета – каротин. Употребляйте банановые ягоды и будете всегда здоровы!
3 ученик.
Грецкий орех-односемянная костянка. В ядре вмещаются: алкалоиды, стероиды, дубильные вещества, витамины С, А, В, Е. Микроэлементы: натрий, калий, железо, фосфор, йод, кальций, магний. На 60% плод грецкого ореха состоит из жиров, большинство из которых – ненасыщенные. В медицине используется как бактерицидное, противовоспалительное, общеукрепляющее, противоглистное, ранозаживляющее средство.
Быстро снимает усталость, укрепляет мышцы, из – за этого свойства грецкие орехи незаменимы для спортсменов.
Магний, который содержится в орехах, укрепляет кровеносные сосуды, способствует для понижения артериального давления.
Грецкие орехи очень рекомендуются людям, которые занимаются умственным трудом, так как замечена положительная их действие на сосуды головного мозга.
Грецкие орехи-замечательное поливитаминное средство для ослабленных, больных, слабых детей и пожилых людей. Аскорбиновой кислоты в них больше, чем у черной смородины в 5 раз.
Грецкие орехи улучшают память, способствуют более четкому восприятию и выводят радионуклеиды.
4 ученик.
Помидоры-многосемейный сочный плод-ягода. Растения, на которой растут помидоры называется томат. Родина – Южная Америка. Был известен ацтекам как декоративное и лекарственное растение, с середины 16 века томат был завезен в южную Европу, где его впервые начали употреблять в пищу.
Помидор широко вошел в культуру 19 века. Первые сведения о томатах в России, Украине относятся к 1780 году.
Созревшие плоды помидоров богаты сахаром, витамином С, содержат белки, крахмал, органические кислоты, клетчатую, пектиновые вещества, из минеральных веществ присутствуют : соли К, Са, Мд, Fe, Cl, P, S, Ѕі, И, витамины В, К, никотиновая и фолиевая кислоты.
Плоды полезны при сердечно – сосудистых заболеваниях из – за большого содержания калия и железа, а также при гастритах, упадка сил, недогрева, ослаблении памяти.
Томатный сок ( свежо выжатый) снижает кровяное давление, кроме того, из –за повышенного содержания пектиновых веществ снижает холестерин в крови, регулирует обмен веществ в организме, усиливает работу почек и половых желез.
5 ученик.
Арахис культурный имеет плод боб ( 2 – х или 4 – х семенной). Созревая, бобы наклоняются, касаясь земли, а затем зарываются глубоко в почву. Именно из-за этого арахис называют земляным орехом.
Семена средней величины, содержат до 50 % арахисового масла. Это масло используется как осветительный материал в Испании, а также в пищу, как безвредная добавка к маргарина, шоколада. Арахисовое масло используется в мыловарении.
Известно, что в Южной Америке используется в пищу еще до открытия ее Колумбом. В Европе арахис появился благодаря испанским завоевателям. После чего арахис стал успешно и широко использоваться европейцами, из арахиса стали производить даже кофе. Позже португальцы завезли его в Африку, где очень быстро местное население оценило его питательные свойства. Из Африки арахис попал в Северную Америку. Долгий путь прошел удивительный плод арахиса через Европу, Индию, Макао, Филиппины до Китая, где его пищевые ценности оценили должным образом. Арахис помог китайцам, самый многочисленной нации в мире, решить проблему с голодомором.
Агрохимик Джордж Уошингтон Карвер начал свой активный поиск использования арахиса. Со временем он изобрел более 300 наименований продуктов и других товаров из арахиса, в том числе: напитки( чай, кофе), косметику, красители, лекарства, хозяйственное мыло, средство для уничтожения насекомых – вредителей и типографскую краску.
Арахис и в наше время находит широкое применение как в пищевой, так и химической промышленностях. Его используют для производства арахисового масла, пластмассы, искусственной шерсти, клея.
На прилавках кондитерских магазинов в г. Мариуполя можно увидеть: арахис в шоколаде, арахисовую пасту, разнообразные батончики: « Сникерс», конфеты с добавлением арахиса. Арахис очень питательный, дает человеку много энергии. Поэтому он так популярен как добавка к кондитерским изделиям.
6 ученик
Тыква-плод тыквенно-сочный, многосемянной. Отличается твердым внеплодником и мягкими между-и внутриплодником и плацентой. Культура тыквы известна с III тысячелетия до н. э. на территории Перу и Мексики . В 1500 г. н.э. португальцы завезли тыкву в Индию, в это время он попал в Европу и быстро распространился по всем европейским странам.
Плоды тыквы очень хорошо усваиваются организмом и применяются для детского и диетического питания. Благодаря большому содержанию витаминов и минеральных элементов, тыкву рекомендуют при сердечно-сосудистых заболеваниях, отеках, подагрее, ожирении, сниженном содержании гемоглобина.
Станция « Художественная»
Красотой плодов восхищалось много художников: художников, поэтов, композиторов. На уроке мы познакомимся с некоторыми современными украинскими художниками, которые рисовали натюрморты.
1. Знакомство с репродукциями картин.
Творческая работа.
Составление натюрморта - коллажа «Натюрморт» Написание и чтение собственных стихов в технике « Синквейн»
Образец.
Плод
Сочный, сухой
Развивается, распространяется, образуется.
Плод – генеративный орган покрытосеменных
Рефлексия
Упражнение « Незаконченное предложение»
На уроке я …
Понял…
Узнал…
Научился…
Самый большой мой успех – это …
Ответьте на вопрос
Так почему « Корень обучения горек, а плод – сладок»?
ІІІ. Заключительная часть
1.Итоги урока.
2.Оценивание обучающихся.
3.Домашнее задание.- сочинить частушки, сказки, свои собственные не выдуманные истории о плоды.
4.Организованное завершение урока.