СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи на тему: Научный стиль речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с разновидностью книжного стиля - научным стилем, показать его лексические и синтаксические особенности.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему: Научный стиль речи.»

Тема: Научный стиль речи.

Тема: Научный стиль речи.

Задача: познакомить детей с разновидностью книжного стиля-научным стилем, показать его лексические и синтаксические особенности.

Задача: познакомить детей с разновидностью книжного стиля-научным стилем, показать его лексические и синтаксические особенности.

1.Речевая разминка Иду в страну лучистую По имени Весна, Туда, где Март бесчинствует, Воспрянув ото сна, Туда, где шубу снежную Он сбрасывает с плеч, Чтоб к солнцу грудью вешнею, Земною грудью лечь, Где так ликуют зяблики, Где, разрубив снега, Ручьи кривыми саблями Врезаются в луга, Где над любой проталинкой Еще витает пар, Где в каждой капле маленькой Дрожит весны пожар.   Н. Браун  -Прочитайте, передайте настроение стихотворения. -Найдите в стихотворении слова, употреблённые в переносном значении. -Для чего использовал их автор в стихотворении? -Как вы думаете, какой это стиль речи?

1.Речевая разминка

Иду в страну лучистую

По имени Весна,

Туда, где Март бесчинствует,

Воспрянув ото сна,

Туда, где шубу снежную

Он сбрасывает с плеч,

Чтоб к солнцу грудью вешнею,

Земною грудью лечь,

Где так ликуют зяблики,

Где, разрубив снега,

Ручьи кривыми саблями

Врезаются в луга,

Где над любой проталинкой

Еще витает пар,

Где в каждой капле маленькой

Дрожит весны пожар.

Н. Браун

-Прочитайте, передайте настроение стихотворения.

-Найдите в стихотворении слова, употреблённые в переносном значении.

-Для чего использовал их автор в стихотворении?

-Как вы думаете, какой это стиль речи?

2. Знакомство с научным стилем речи -Прочитайте текст №1.  Белоствольная, с развевающимися на ветру зелеными кудрями, веселая береза - самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весною чествовали березу. Её, березоньку кудрявую, украшали разноцветными лентами и вокруг нее водили хороводы или одевали срубленную березу в женское платье и с песнями носили по деревне. Иногда такую березку изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми ветками.  Сколько песен сложено народом о березе, сколько посвящено ей русскими поэтами стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи!  По Н. М. Верзилину

2. Знакомство с научным стилем речи

-Прочитайте текст №1.

Белоствольная, с развевающимися на ветру зелеными кудрями, веселая береза - самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весною чествовали березу. Её, березоньку кудрявую, украшали разноцветными лентами и вокруг нее водили хороводы или одевали срубленную березу в женское платье и с песнями носили по деревне. Иногда такую березку изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми ветками.

Сколько песен сложено народом о березе, сколько посвящено ей русскими поэтами стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи!

По Н. М. Верзилину

-Прочитайте 2 текст. Береза - лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья, весной распускаются сережки. Весной у березы листья светло-зеленые, потом они темнеют, а осенью они становятся желтыми или красными. Береза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири. На севере растет карликовая береза.  (Из энциклопедии.)

-Прочитайте 2 текст.

Береза - лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья, весной распускаются сережки. Весной у березы листья светло-зеленые, потом они темнеют, а осенью они становятся желтыми или красными. Береза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири. На севере растет карликовая береза.

(Из энциклопедии.)

-О чём говорится в обоих текстах? -Как описывается берёза в первом тексте? С чем её сравнивает автор? -К какому стилю принадлежит первый текст? Докажите. А как описывается берёза во втором тексте? -Как вы думаете, к какому стилю речи принадлежит этот текст?

-О чём говорится в обоих текстах?

-Как описывается берёза в первом тексте? С чем её сравнивает автор?

-К какому стилю принадлежит первый текст? Докажите.

А как описывается берёза во втором тексте?

-Как вы думаете, к какому стилю речи принадлежит этот текст?

Книжный стиль  художественный научный

Книжный стиль

художественный научный

Научный стиль Научный стиль строго, точно описывает сущность явления . -Как вы думаете, где он применяется? -Что для него характерно: какие слова? Предложения? -Самый важный, существенный признак текстов научного стиля – это употребление в них специальных слов- терминов . Каждая наука имеет свои термины. -Давайте вспомним математические, музыкальные термины. -А какие термины используются в науке о языке? Откройте учебник русского языка и прочитайте определения понятий: «существительное», «прилагательное», «глагол». -Какой стиль у этих понятий?

Научный стиль

Научный стиль строго, точно описывает сущность явления .

-Как вы думаете, где он применяется?

-Что для него характерно: какие слова? Предложения?

-Самый важный, существенный признак текстов научного стиля – это употребление в них специальных слов- терминов . Каждая наука имеет свои термины.

-Давайте вспомним математические, музыкальные термины.

-А какие термины используются в науке о языке? Откройте учебник русского языка и прочитайте определения понятий: «существительное», «прилагательное», «глагол».

-Какой стиль у этих понятий?

3. Закрепление -Напишите описание дуба в научном и художественном стилях. Научное описание можно взять из энциклопедии, а художественное составьте сами.

3. Закрепление

-Напишите описание дуба в научном и художественном стилях. Научное описание можно взять из энциклопедии, а художественное составьте сами.

Энциклопедический словарь Дуб обыкновенный – листопадное дерево, высота его достигает 50 метров, обхват ствола – до 2-х метров. Растет ввысь в среднем до 200 лет, затем расширяется всю оставшуюся жизнь. По этому признаку можно определить, сколько примерно лет дереву. Продолжительность жизни отдельных особей – до 500, а то и более лет. Самый старый представитель вида растет в Литве близ поселка Стемлуж. Ученым удалось определить приблизительный возраст долгожителя – около 2000 лет, в исторических документах есть его описание. Стемлужский дуб по сей день цветет и периодически плодоносит.

Энциклопедический словарь

Дуб обыкновенный – листопадное дерево, высота его достигает 50 метров, обхват ствола – до 2-х метров. Растет ввысь в среднем до 200 лет, затем расширяется всю оставшуюся жизнь. По этому признаку можно определить, сколько примерно лет дереву. Продолжительность жизни отдельных особей – до 500, а то и более лет. Самый старый представитель вида растет в Литве близ поселка Стемлуж. Ученым удалось определить приблизительный возраст долгожителя – около 2000 лет, в исторических документах есть его описание. Стемлужский дуб по сей день цветет и периодически плодоносит.

4. Подведение итогов -С каким стилем мы сегодня познакомились? -Какие признаки характерны для этого стиля? -Где он применяется?

4. Подведение итогов

-С каким стилем мы сегодня познакомились?

-Какие признаки характерны для этого стиля?

-Где он применяется?

Литература Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)

Литература

Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)