Урок русского языка в 3 «А» классе
Тема: Как найти корень в слове?
Тип урока: Урок объяснения новых знаний.
Планируемые результаты деятельности:
а) личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения различной деятельности , осознание значения русского языка как носителя национальной культуры. б) метапредметные
-регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать ;
- коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, работать в парах ,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .
Предметные: - распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;
-выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.
Цель:
Уточнить представление о том , что корень в однокоренных словах пишется одинаково; научить находить корень в словах.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах (УМК «Школа России», автор учебника Канакина В. П., 3 класс)
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности:
Учитель: Я как всегда рада вас видеть и уверена, что вы порадуете меня своими успехами в работе - С чего вы начнем свою деятельность? (С повторения необходимых знаний.).
2. Актуализация опорных знаний Учитель: Откройте тетради и запишите число.
1) На какие две группы можно разбить слова. Слайд 1.
Вода,цет , водный,цветной, цветочный, подводный, водичка ,цветник.
-Почему вы так сделали? (это однокоренные слова)
-А какие слова называются однокоренными?
- Приведите пример своих однокоренных слов.
- А что такое корень слова?
- Итак, что же мы сегодня повторили? (Однокоренные слова, корень слова)
- Почему я выбрала именно эту тему? (Это поможет нам сегодня узнать новое.)
2) Пробное действие.
- Какое задание я вам сейчас предложу? (Пробное задание.)
- А что это за задание? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Для чего вам предлагается это задание? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
-Какие признаки осени вы знаете? (Ответы детей)
На доске предложение «Перелетные птицы потянулись в теплые края» Слайд 2.
Я предлагаю вам найти корень в слове потянулись.
Учащиеся выполняют пробное действие.
- Итак, у кого появилось затруднение?
Учащиеся поднимают руки.
- А у кого есть варианты ответа? ( Учащиеся выходят к доске, записывают слово , выделяют корень и объясняют полученный результат) . (Урок показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и спрашивает:)
3.. Выявление места и причины затруднения.
- Что же нужно делать? (Нужно остановиться и подумать.)
- В чем возникло затруднение? (Мы не можем выделить корень)
- Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа нахождения корня слова)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (найти способ нахождения корня в слове.
-А кто сформулирует тему урока. (Как найти корень в слове?)
5. Реализация построенного проекта
-Какие средства нам помогут в достижении цели урока (учитель, учебник)
- Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах.
(Один из учащихся озвучивает правила работы в группах.)
Каждая группа получает разрезанную на части карточку с планом нахождения корня.
Прочитай слово и пойми его смысл.
Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.
Проверь, близки ли они по смыслу.
Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
Это и будет корень слова. Выдели его знаком .
Лес , лесник, лесной
Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои проекты.
Учитель сравнивает с планом на доске , что и будет являться эталоном к уроку . Слайд 3.
Учитель: Что позволяет делать этот план? (находить корень слова.)
- А теперь вернемся к нашему пробному заданию и выделим корень в слове потянулись.(- тя – (тягать , растяжка))
Физминутка.
Отдохнём с тобой дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу
Сядем тихо мой дружок,
И продолжим наш урок!
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться.)
Упр. №135 в парах.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы научились находить корень слова.)
Учащиеся самостоятельно выполняют задание №99 тетрадь .
Проверка проводиться по эталону для самопроверки . Слайд 10.
- Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.
- У кого есть ошибки? В чем они?
Учащиеся называют свои ошибки.
- Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще тренировать.)
- У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем находить корень слова.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Где нам могут пригодиться сегодняшнее умение находить корень слова?
( разбор слова по составу, проверка безударных гласных в корне слова)
Разбор слова по составу магазин, ветер ,здоровый.
Работа с доской . Записать картинки словами. Слайд 11- 15.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какова была цель сегодняшнего урока? (научиться находить корень в слове..)
- Достигли ли вы цели? Докажите.
- Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. - Оцените свою работу сигнальными картами.
- Где вы можете поработать над трудностями? (При выполнении домашнего задания.)
Домашнее задание:
Стр.75 упр.174
Спасибо за внимание!
Приложение




