СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Глагол". 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта "Повторение изученного по теме "Глагол""

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Глагол". 5 класс»



План-конспект урока русского языка в 5-м классе в условиях реализации ФГОС

по теме «Обобщение знаний, полученных при изучении темы «Глагол»»







Разработали учителя

русского языка и литературы:


  1. Нажева Екатерина Николаевна МОБУ ООШ №17 с. Гофицкое

  2. Баранова Елена Анатольевна МОБУ СОШ №15 ст. Зассовская

3. Немых Юлия Владимировна МОБУ СОШ №1 г.Лабинск

4. Захарченко Татьяна Сергеевна МОБУ СОШ №32 х.Сладкий

5. Ивлева Елена Владимировна МОБУ СОШ №6 г. Лабинск





2016г



Тема: Обобщение знаний, полученных при изучении темы «Глагол»

Цель деятельности учителя

Систематизировать сведения о глаголе и орфограммах в глаголах; подготовиться к итоговому контролю.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта /приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. Творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://intergu.ru http://festival.1september.ru/subjects

Оборудование

Итерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Грамматическая форма, грамматическая категория







Организационная структура (конспект) урока



I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Я думаю, что вы все очень гостеприимные, умеете принимать гостей и знаете, как нужно готовиться к их приёму.



Дети: Нужно накрывать стол, готовить вкусные угощения.



Определение темы и цели урока.



Учитель: Давайте для наших гостей приготовим праздничный обед. Для этого отправимся на урок в школу юных поварят. Слайд №1

Учитель: Кто же будет помогать нам в этой школе и расскажет, что нужно делать? Какая часть речи в русском языке лучше других может ответить на вопрос что делать?

Дети: Глагол. Слайд №2

Учитель: Слайд №3 В школе юных поваров мы, повторяя сведения о глаголе, с которыми вы знакомились на предыдущих уроках, узнаем рецепты приготовления нескольких блюд для праздничного обеда. Кроме того, что мы будем готовить праздничные блюда, каждый из вас будет сам оценивать выполненные задания. Для этого перед вами лежит оценочный лист.

Введение в тему урока

Учитель: Что вы знаете о глаголе?

Дети рассказывают правило.

Учитель: Ну что ж, пора приниматься за работу, но в школе поваров есть особые правила: каждый повар перед работой должен одеть или надеть головной убор?



Знакомство с лексическим значением слов «одеть» или «надеть»



Учитель: Глаголы одеть или надеть часто путают, употребляют один вместо другого. Но эти глаголы имеют совершенно разные значения. Слайд №4

Глагол одеть означает покрыть одеждой. Он обычно употребляется со словами, обозначающими человека: одеть (кого?) малыша.

Глагол надеть означает укрепить что-либо на чём-либо и употребляется только с существительными, обозначающими неодушевлённые предметы: надеть (что?) браслет, плащ, шапку.

Учитель: Так поварской колпак мы должны одеть или надеть?

Дети: надеть.

Учитель: Надели колпаки, тщательно вымыли руки. Мы готовы к приготовлению 1 блюда.



II.Повторение теоретических сведений о глаголе.

Определение глаголов в тексте



Учитель: Предлагаю приготовить суп с лимоном.

Появляется текст рецепта. Слайд №5



Задача для детей: Прочтите рецепт и подчеркните все глаголы в тексте рецепта.



Суп с лимоном.

Сварите мясо вместе с кореньями. Достаньте мясо, после чего в бульон нужно влить смесь муки с маслом, сметаной и желтками. Когда почувствуете, что суп начинает закипать, то следите, чтобы смесь не булькала. Хорошо было бы положить в суп ломтики лимона.



Повторение сведений о синтаксической роли глаголов



Учитель: Каким членом предложения является глагол? Как мы будем их подчёркивать?



Дети подчёркивают глаголы: сварите, достаньте, влить, почувствуете, начинает, закипать, следите, не булькала, было бы, положить.

Слайд №6

Учитель: Давайте ближе познакомимся с глаголами, определим их значение и поставим глаголы в неопределённую форму.



Работа по определению значения глагола и образованию

неопределённой формы глагола



Учитель: Какие значения может иметь глагол? (действие, состояние, звучание, процесс речи). Найдите в рецепте глагол, который имеет значение звучания.

Дети: не булькала.

Учитель: На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

Дети: что делать, что сделать?

Учитель: Давайте поиграем: я называю глагол, а вы ставите его в неопределённую форму.



Работа по определению грамматических признаков глаголов.



Учитель: Суп практически готов. Давайте заглянем в кастрюлю. Что в ней находится?

Дети: карточки со словами

Учитель: Прочтите задание, которое находится на карточке.

Дети: Нужно определить грамматическое значение глагола.

Учитель: Какие грамматические признаки имеет глагол?

Дети: Вид, спряжение, наклонение, время, число, лицо, род ( в прош. времени). Слайд №7

Учитель: Здесь все глаголы, которые выполняют действия, трудятся, чтобы суп был вкусным. Давайте и мы поработаем: определим те грамматические значения, которые указаны рядом с глаголами.



Сварите - наклонение (повелительное, т.к., выражается просьба)

Достаньте – число (множественное)

Влить – вид (совершенный, т.к. выражает однократное законченное действие)

Начинает – время (настоящее, т.к. действие совершается в данное время)

Закипать – вид (несовершенный, т.к. выражает незаконченное длящееся во времени действие)

Почувствовать – спряжение (1 спряжение, т.к. глагол в н.ф. оканчивается на АТЬ)

не булькала – время и род (прошедшее время, женский род)

было бы – наклонение (условное, т.к. обозначает действие, возможное при определённых условиях)

положить – спряжение (второе спряжение, т.к. глагол в н. ф. оканчивается на ИТЬ)



Учитель: Давайте подведём итог выполненных заданий.

Дети: глаголы обозначают различные действия и состояния предмета, в неопределённой форме отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и имеют самое большое количество грамматических значений.



III. Повторение сведений о морфемной структуре глаголов.



Учитель: У каждого уважающего себя шеф-повара есть секрет приготовления вкусного блюда. Слайд №8



СЕКРЕТ: вкус блюду придаёт хорошее настроение, поэтому перед подачей блюда на стол не забудьте ?????????? .




Слайд №9



- Пропал самый важный глагол! Давайте его отыщем.

В нём корень, как в слове улыбка. Слайд №10

В нём суффикс, как в слове крикнуть. Слайд №11

В нём окончание, как в слове сверкать. Слайд №12

В нём после окончания стоит особый суффикс глагола, как в слове смеяться. Слайд №13



Учитель: Какое слово пропало из секрета?

Дети: улыбнуться . Слайд №14

Учитель: пока мы искали пропавший глагол, сумели повторить морфемное строение глагола. Молодцы, ароматный праздничный суп, приправленный хорошим настроением и улыбками уже готов! Что мы смогли повторить во время приготовления 1 блюда?

Дети: Морфологические признаки глаголов, их морфемный состав, значение.

Физкультминутка. Слайд

IV. Повторение сведений о правописании глаголов.

Учитель: Пришёл черёд 2 блюда, которое вы будете готовить в парах. Мы будем готовить пудинг из овощей. Что такое пудинг?

Дети: Пудинг - запечённое блюдо из крупы, яиц с овощами или фруктами. Слайд №15

Учащиеся получают задание. Слайд №16

Карточка.

Задание: вставьте пропущенные буквы и приготовьтесь объяснить орфограммы.

Пудинг из овощей

Овощи отварива..м. Отдельно раст..раем масло с желтками.

(Не) торопитесь, ждите, когда овощная масса остудит..ся ! Добавляем масло, желтки и зелёный горошек. После нужно выложить овощи в форму и запеч.. в духовке.

Учитель: Замечательно, прекрасное блюдо. Какие орфограммы мы повторили, готовя это блюдо? Слайд №17

Дети: Правописание безударных личных окончаний глаголов, корни с чередованием Е-И, НЕ с глаголами , ТЬСЯ- ТСЯ в глаголах, Ь после Ч в глаголах Н.Ф.

Учитель: Ребята, пока наш чудесный овощной пудинг будет запекаться, вы выполните небольшое тестовое задание.

Учащиеся получают тесты (3-4 мин. на выполнение).

V. Работа по развитию творческих способностей и обогащению словарного запаса.

Учитель: Итак, у нас почти всё готово, осталось приготовить самое вкусное блюдо – десерт. Что такое десерт?

Дети: Десерт - фрукты, конфеты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда. Слайд №18

Учитель: Десерт каждый будет готовить сам, а что вы приготовите на десерт, вам подскажет приём «Фантазёры».



Задание:

  • нарисуйте блюдо, которое вы приготовите на десерт;

  • напишите пять глаголов, которые помогали вам в приготовлении десерта.



Учитель: какое блюдо вы приготовили, что вы делали, когда готовили десерт, какие глаголы вам помогали? Слайд №19-21

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель: Ну что ж, стол накрыт, осталось разложить столовые приборы – вилки и ложки. Делать это нужно быстро, правильно и аккуратно.

Взяли в руки столовые приборы: вилки – левая рука; ложки – правая рука. Слайд №22

Вам предстоит ответить на 6 вопросов. Я задаю вопрос, а вы показываете тот столовый прибор, который находится рядом с правильным ответом.

  1. Глагол обозначает действие или называет предмет? Слайд №23

  2. Глаголы совершенного времени отвечают на вопрос что делать или что сделать? Слайд №24

  3. Род определяют у глаголов настоящего или прошедшего времени? Слайд №25

  4. НЕ с глаголами пишется слитно или раздельно? Слайд №26

  5. Суп вы будете кушать ложкой или вилкой? Слайд №27

Учитель: Молодцы, ребята. Я думаю, что сведения о глаголе вы будете помнить всегда также хорошо, как знаете прибор, который необходим, чтобы кушать суп.



Заключительное слово учителя



Учитель: Итак, ребята, как называлось наше занятие ? Слайд №28 Что мы сумели повторить и чему научиться?

Сегодня вы вспомнили все морфологические признаки глаголов и правописание глаголов с различными орфограммами, узнали несколько рецептов приготовления праздничных блюд, которые можете приготовить, когда к вам придут гости.

Остаётся пожелать всем прочных знаний и приятного аппетита. Слайд №29

Спасибо за урок.