Этап урока (выбор зависит от типа урока) | Содержание урока (строго по учебнику) | Деятельность учителя по созданию учебной ситуации | Деятельность ученика | Планируемые результаты (по учебной программе предмета) |
Тема урока: «Речевой этикет: слова просьбы и извинения» |
Тип урока: | Урок освоения новых знаний | | | |
Цели урока: | | | | |
Образовательная: продолжать знакомить с использованием этикетных слов в речи, повторить знаки конца предложения; знакомить со словами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?» |
Воспитательная: учить оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения правил этикета. |
Развивающая: формировать коммуникативные умения, умения работать в парах, совместно обсуждать проблемы. |
Средства наглядности: таблички с записанными вопросами «кто?», «что?», картины с изображением детей, животных. |
Организационный этап | | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться… ( «Доброе утро!») Доброе утро!- солнцу и птицам. Доброе утро!- улыбчивым лицам. -Услышишь «Доброе утро!»- сразу становится теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «Доброе утро!» нахмурясь, недовольным голосом? Почему? | Ответы детей на поставленные вопросы. Нет! Нельзя. Нужно улыбнуться. (Дети исследуют ситуацию, находят нужные слова для ответов). | Личностные: дети научатся высказывать своё отношение к взрослым людям и своим сверстникам. |
Первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся | | Чтение стихотворения из учебника (стр. 16, упр.1). Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? Работа выполняется фронтально | Ответы детей: -Добрые слова, улыбка, доброжелательные взгляды. Нужно почаще произносить слово «пожалуйста». (Дети преобразовывают информацию из одного вида в другой). | |
Указание на то, что учащиеся должны запомнить. | | Тема нашего урока «Речевой этикет» (запись на доске). Сейчас вы разыграете ситуации использования слов приветствия и благодарности, научитесь писать ещё одно доброе волшебное слово. Словарная работа. -Отгадайте, какое слово изменило героя стихотворения? Нужно знать как дважды два Все волшебные слова, В день, пожалуй, раз до ста Говорю…(пожалуйста). Открыть учебник, прочитать слово «пожалуйста» орфографически правильно, запомните, запишите в тетради. | Дети называют отгадку, находят в учебнике слово. Читают слово по слогам, записывают в тетрадь | Учатся высказывать свои предположения, добывать знания, используя свой жизненный опыт. |
Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. | | Работа с упражнением 2 стр. 17. Рассмотрите рисунки. Где происходит действие? Что произошло? Прочитайте вежливые слова. Перечислить их ещё раз. Учитель записывает вежливые слова на доску. Ребята, а кто из вас в этой ситуации будет использовать какие-то другие «добрые» слова? | Дети рассматривают иллюстрацию к упражнению, анализируют дидактический рисунок и называют на нём ситуацию: девочка опоздала на урок, воспроизводят разговор между учительницей и девочкой. Раскладывают ситуацию на составляющие, которые должны назвать ученики: девочка здоровается с учителем, просит извинение за опоздание, получает разрешение пройти на место и не мешать никому. Ученики анализируют и обыгрывают ситуацию, представленную на рисунке. | Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, построение связного повествования. |
Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка). | | Разграничение слов, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Упр.4 стр.18. Основываясь на речевой опыт учащихся, учитель готовит детей к знакомству со словами, обозначающими одушевлённые и неодушевлённые предметы. Устно закончить предложения. Обратить внимание на вопросы. На доске таблички с вопросами «кто?» и «что?» Физкультминутка. | Учащиеся читают предложения и из слов-подсказок находят нужные слова для ответов и дописывают предложения. Пролил компот (кто?) Дети разбили (что?) | Умение выделять и разграничивать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?» и записывать их, отработка порядка действий при списывании. |
Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторение, частичных выводов. | | Посмотрите вокруг. Нас окружает целый мир. Маленький человек, познавая его, хочет узнать, как называется всё то, что окружает его: люди, животные, предметы. Он ещё не умеет говорить и на всё окружающее показывает пальчиком, как бы спрашивая: что это? А первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим их предметам и явлениям, тем самым, о которых спрашивают: Что это? Кто это? Учитель читает сведения о языке на стр.19. Что вы узнали? | Ученики слушают сведения о языке, отвечают на поставленный вопрос, о том, что они узнали. | |
Контроль результатов первичного запоминания | | Упр.5, стр.19. Работа в парах. Найти слова, которые отвечают на вопрос «что?», записать их в тетрадь, а затем друг у друга проверить. | Учащиеся учатся разграничивать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?» и записывать их. | Познавательные: ориентирование в учебнике, добывать знания |
Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями. | | На доске картинки с изображением животных, птиц, деревьев, предметов посуды и мебели. Распределить картинки на две группы по вопросам «кто это?», «что это?» | Дети выходят по очереди к доске и распределяют картинки на две группы. | Предметные действия: закрепление умений задавать вопросы к словам. |
Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых. | | Рабочая тетрадь. Стр.15. Упр.4. Распределить слова по столбикам. Записать их. | Ученики выполняют задание в рабочей тетради. | Познавательные: умение ориентироваться в рабочей тетради, использование полученных ранее знаний. |
Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. | | Работа в учебнике. Упр.3 стр.18. Догадаться, какие знаки нужно поставить в конце предложений. Найти в тексте слова, отвечающие на вопрос «что?». Как нужно было поступить детям? | Дети устно выполняют упражнение, делают вывод, как нужно было поступить? | Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной речи на уровне ответов на вопросы. |