СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Сложные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок давался в классе со средними способностями.Я благодарна коллегам, у которых я позаимствовала отдельные фрагменты урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Сложные предложения"»

Тема: Простые и сложные предложения (5 класс ФГОС)



Цели урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";

  • научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;

  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;

  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;

  • развивать навык чёткого и красивого письма;

  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

  • закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений;

  • закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;

  • формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;

  • развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;

  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;

  • воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;

  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, садитесь! Поприветствуем гостей нашего урока. Сегодня у нас открытый урок. Мы продолжаем изучать тему «Синтаксис».

  1. Актуализация знаний.

Синтаксический разбор предложения : Ноябрь только наступил, а по утрам трава уже посеребрилась от инея .

Ответьте на несколько вопросов:

-Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные)

-по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

-по наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные и нераспространенные)

-Что такое грамматическая основа предложения?

Перед вами карточки с предложениями. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Подумайте, о чем этот текст. Чему он нас учит?Как надо относиться к природе?А посмотрите, какое интересное слово СПАЛА(вода). А переставьте ударение в слове? Какой смысл? Приведите пример предложения. (Белочка спала в дупле)

1.Солнце св…тило ярко, и снег быстро растаял. 2. В…да поднялась и зат…пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал т…нуть. 6. Я заметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

Слайд № 2

1.познакомиться с _____ и ______ предложениями

2. учиться различать _____ и _______ предложения

3. учиться ставить ___________ в ________предложениях

Учащиеся сами определяют цели урока по опорным словам.

Слайд № 3 анализ предложений:

А)_Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух и
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.

Б) Неожиданно налетел порывистый ветер, и листья закружились в воздухе.

Чем похожи эти предложения? Чем различаются? Каким вы себе представили образ ветра?

Чем различаются? Что включает в себя грамматическая основа?

Как определить простое или сложное предложение перед нами?

Обобщите наши рассуждения по плану:

  1. Какие предложения называются простыми, а какие – сложными?

  2. Из чего состоит сложное предложение?

  3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

  4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие – бессоюзными?

  5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

ФИЗМИНУТКА Вспомним сказки Пушкина. Обучающиеся делают упражнения под следующие стихи:

  1. Туча по небу идет, бочка по морю плывет.

Словно бедная вдовица , плачет, бьется в ней царица.



  1. Как царица отпрыгнет,

да как ручкой замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет:»Ах, ты , мерзкое стекло, это врешь ты мне назло!»

Прочитайте новый материал по учебнику стр. № 108 , упр. № 232 устно. Сравните с нашими выводами. Что еще мы узнали нового?



  1. Упражнение для закрепления: на доске

Рассмотрите внимательно предложения , найдите и спишите сложные предложения , расставьте знаки препинания.

1.Улетели птицы и лес опустел.

2.Пришла осень.

3.Пришла осень и позолотила листья на деревьях.

4. Пришла осень и лес надел золотой наряд.

Игра «Определи предложение по структуре». (Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают одну руку, а если сложное, то две руки)

Пришла долгожданная весна.

Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.

Появились первые клейкие листочки.

Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.

Выбирается из берлоги медведь.

Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.



Конструирование предложений (Слайд № 4)

Составьте из двух простых сложное ( на доске)

  1. вар. Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.

2 вар. Стояли ясные дни. Птицы готовились к отлету.

Составление предложений по схемам:.

  1. [– =], и [= -].

  2. [– =], [= -].











Д.З. пар. № 46, упр 234.