Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;
2. Составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;
4. Развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.
Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.
I. Организационная ситуация.
Проверьте вашу готовность к уроку. Садитесь.
- Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка.
2. Актуализация знаний.
- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.).
- Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.
- Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?
(О правописание безударных окончаний имён существительных)
- Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.
(Проверка - один ученик работает у доски)
- В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.
Карточка с заданием для индивидуальной работы.
Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания.
- Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного? Н.ф. – И.п., ед. ч.
Определи склонение, падеж, окончание |
или
Вспомни окончание по опорному слову |
- Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения?
- Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.
3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.
- Прочитайте предложение: В Якути__ ведётся добыча алмазов.
- Какое окончание нужно писать?
(Одни учащиеся отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»).
- Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.
Подчиняются общему правилу | Не подчиняются общему правилу |
Определи склонение, падеж, окончание |
или
Вспомни окончание по опорному слову |
- Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? (тема в учебнике)
Это имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на -ий, -ие, -ия.
- Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.
(Ответы детей: «Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия»).
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с правилом. Учебник - стр.106.
Запись на слайде выглядит так:
Подчиняются общему правилу | Не подчиняются общему правилу |
Определи склонение, падеж, окончание | -ий, -ие -ия Р.п. и Д.п. и П.п. и и |
Вспомни окончание по опорному слову |
- Рассмотрите таблицу на стр. 105.
- Сравните окончания существительных 1-го и 2-го склонения и окончания существительных на –ий, -ия, -ие.
- Определите, в каких падежах есть особенность написания окончаний слов на –ий, -ия, -ие и в чём заключается эта особенность? Сможете ли вы сформулировать правило?
У слов на –ия в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и.
У слов на –ий, -ие в предложном падеже окончание –и.
- Откройте страницу 106. Прочитайте правило.
- Ребята, теперь зная особенность написание безударных окончаний на -ий, -ия, -ие, давайте вернёмся к предложению, которое и привело нас к новому правилу и допишем нужное окончание.
В Якутии ведётся добыча алмазов.
2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия. Работа в парах.
Карточка 1. Работа в парах
- Вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга.
Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний.
РТ с.29 упр.1
- Сколько слов вы нашли? (9 слов)
- Каждая группа называет по одному слову. Повторять слова нельзя.
- А теперь ещё раз назовите все слова, которые не подчиняются общему правилу написания безударных окончаний имён существительных.
- Почему важно узнавать такие слова среди других?
3. Самостоятельная работа.
- Вот вы и узнали новую тайну русского языка. А теперь нужно новые знания закрепить.
Карточка 2. (в тетради).
Вставь окончания имён существительных. Запишите слова в тетрадь.
- Как вы будете рассуждать (проговаривание алгоритма рассуждения)?
Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, побывали на экскурси__, подъехал к площадк__.
Физминутка.
Я буду называть существительное. Если оно относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему– прыгаете на месте.
Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.
Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в предложении существительное 2 скл.;
учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное 3 скл.;
учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное 1скл.;
-Вы готовы? Тогда приступаем:
Бежала по улице собака (3)
Ярко светило солнце(1)
Ночь была тихой(2)
Я рада, что вы не ошиблись!
III. Упражнение по совершенствованию навыка.
1. Работа самостоятельно по образцу
- Прочитайте задание. Что вы можете сказать об именах существительных.
(на ие,ий, ия; не подчиняются общему правилу)
В форму какого падежа нужно записать слова?
Что узнали об окончаниях данных слов в П.п.?
2. Тренировочный материал (дополнительно).
- Составьте словосочетания из двух групп слов. Запишите их.
мечтать экскурсия
читать Англия
готовиться путешествие
написать герой
IV. Итог урока.
- Как звучит тема урока?
- Какие цели мы поставили?
- Какие особенности в написании окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие мы узнали?
V. Рефлексия. Лист достижений.
- Благодарю вас за интересные ответы, умение общаться, проявляя, при этом, уважение друг к другу.
| …активно/ пассивно …доволен/ не доволен …коротким/ длинным …не устал/ устал …понятен/ не понятен …полезен/ бесполезен ...интересен/ скучен |
VI. Домашнее задание. Учебник - с.106-П, упр.2