1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Вступительное слово. -Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? (Дети с помощью картинок-смайликов, грустного и веселого, выражают свое настроение.) - Мне приятно, что большинство из вас пребывают в хорошем настрое, думаю, что в конце урока грусть остальных ребят сменится на позитивный настрой! - Принесли нам два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте ее послушаем. - Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы). - Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет). - А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи). - Так что же мы на сегодняшнем уроке будем изучать?(звуки) - Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами? 1) знать, что изучает фонетика 2)Повторить деление звуков речи на группы 3)вспомнить элементы транскрипции Запись в тетради: число, классная работа | Участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают звуки природы. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний, постановка целей урока, мотивация к учебной деятельности | - Сегодня у нас с вами необычный урок – урок погружения в мир звуков. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же попробуем разобраться в этом мире. Это поможет нам лучше понять какой раздел науки?(фонетика) - Так что же изучает фонетика? Давайте поработаем с учебником. Нашли стр. 122. Самостоятельно изучите параграф. Фонетика – звуки речи. - Вспомните слова с корнем «фон» (опережающее задание «Словарь иностранных слов»). Телефон Магнитофон Мегафон Микрофон Диктофон Таксофон Фонотека Фонограмма Граммофон Патефон - Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”. Например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка). - Какими знаками обозначаются звуки на письме? (буквы) - Чем же различаются звуки и буквы?(буквы: пишем, читаем; звуки: слышим, произносим) Слайд 3 - Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи. - Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом «заводе» рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из легких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где «живут» голосовые связки. Слайд 4 Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга. - Давайте попробуем произнести звуки и попытаемся угадать, какие наши органы участвуют в произношении звуков? Для этого нам понадобится учебник на стр. 122 под звёздочкой: [а] - [о], [б] – [п], [у] - [э], [д] - [т], [и] - [ы] - При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый к зубам язык?(б-п, д-т) - А возникают ли подобные препятствия при произношении гласных звуков? (нет) - Давайте попробуем произнести гласные звуки: [а], [о], [и], [ы], [э], [у] | Читают выразительно, выделяют звуки, наблюдают, делают вывод. Знакомятся с артикуляционным аппаратом и принципами его действия; на собственных наблюдениях делают выводы об образовании гласных и согласных звуков | Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3. Обобщение и систематизация знаний | Теперь давайте вспомним, какими бывают гласные и согласные звуки. Перед вами 3 картинки: подушка, кирпич и колокольчик. Давайте запишем на подушке звуки, которые всегда бывают мягкими, на кирпиче - всегда твердые, а на колокольчике запишем сонорные звуки. (Три ученика записывают звуки на доске) Упр. 263 - Задание: подберите и запишите односложные слова с данными гласными звуками. (кот и кит, тур и тир, сон и сын, суд и сад, шесть и месть) - Ребята, мы забыли про второй конверт. На нём написано: школа № 131, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? Слайд 7 “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?” -Ребята, а если между звуками произойдёт разлад? Как это случилось в одной сказке. Что же будет тогда? Лингвистическая сказка В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки. Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: «Братья, а мы ведь все никому не нужны!» Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства. - Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О. - Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. – Меня хотя и трудно произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня! - Подумаешь – широкий! Подумаешь – важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звук У. В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались вконец и не разошлись в разные стороны. - И что же из этого получилось? Слайд 5 Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам! -Что произошло? Почему получилась путаница?(звуки разругались, поменялись местами и т.д - А теперь Юля и Аня прочтут нам стихи о звуках, у которых тоже есть любимые занятия. Ель, топор и руки – В каждом слове слышим звуки. Эти звуки разные – Гласные, согласные. Гласные звуки – презвонкая штука Могут и петь и кричать, Могут в дремучем лесу поаукать, И в колыбельке сестрёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс: - змеиный слышен свист. Шшш: - шумит опавший лист. Жжж: - шмели в саду жужжат. Рр: - моторы тарахтят. В общем тут любому ясно: Чтоб сказать ты слово мог, дружат гласная с согласной, составляют вместе слог. Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Вспоминают, на какие группы делятся звуки, их характеристики, самопроверка по слайду. Физкультминутка | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | - Вы уже знакомы с понятием «транскрипция». На каких уроках чаще всего им пользуетесь? (На уроках английского языка) Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Угадай слово». Перепишите в столбик транскрипции слов, которые вы видите на экране, а рядом укажите буквенную запись слова. Поменяйтесь тетрадями с соседом для проверки этого задания. У меня для вас есть еще одна игра, которая называется «Салат», в нее мы поиграем устно. (Слайд 12) Итак, в огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла такие, название которых состоит из: 2 слогов, 7 букв, 6 звуков; 2 слогов, с ударением на первый слог, 2 согласных звука мягких; 1 слога, все согласные звуки твердые; 4 слогов. Молодцы ребята вы отлично справились с заданием! И напоследок у меня припасены для вас шуточные вопросы. Будьте внимательны, отвечая на них! (Слайд 13) Чем кончается день и ночь? Что стоит посредине земли? Чем кончается лето и начинается осень? Что находится в начале книги? Что мы слышим в начале урока? Что у человека есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? За какой сонорной буквой спрятано большое, просторное помещение? Здорово! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, плодотворно сегодня поработали! | Применение и закрепление полученных знаний в игровой форме: игры «Угадай слово», «Салат» (устно), шуточные вопросы | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). |
7.Рефлексия деятельности. | - Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их? Слайд 11 - Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? - На какие две группы делятся звуки речи? - Какие органы речи участвуют в образовании звуков? - В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков? - Каких звуков больше: гласных или согласных? Слайд 12 | Подведение итогов урока (с помощью фраз-клише), заполнение кластера по теме «Фонетика» | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |