СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Несклоняемые имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Несклоняемые имена существительные"»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Орг.момент.


Прозвенел звонок звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Меня зовут Анастасия Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.


Проверьте вашу готовность к уроку.

Слушают учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: положитель-ный настрой к учению, уме-ние слушать.

  1. Словарная работа.


-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.

-  А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:

  • Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)

  • Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)

  • Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)

  • Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)

  • Разговор, обмен мнениями (беседа)

-  Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?)   ( Им.сущ ) Докажите.




Выполняют задание.












(Интересный. Это имя прилагательное)

( Им.сущ )














Коммуникативные УУД 
1.оформлять свои мысли в устной форме; 
2.высказывать и обос-новывать свою точку зрения; 

  1. Обобщение знаний об имени существительном.


-    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием  «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи.  Послушайте задание:

-    Подготовьте  рассказ об имени существительном, используя следующий план:  (слайд)                  

1. Какого рода бывают имена существительные?

2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

-  Итак, что у вас получилось? (проверка)

-   А теперь вспомните и дайте полное определение,   что   такое склонение?  (слайд)

 

  -  Просклоняйте существительные:

1 вариант – сестра

2 вариант – окно  ( ученик).

-  Выделите окончания.

( У доски работают 2 человека)

-  Проверим, как вы справились с заданием.

- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)


Устно по плану выполняют задание.












Два ученика выполняют упражнение на доске, остальные выполняют упражнение по вариантам в тетрадях.

Регулятивные УУД :
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность .













Коммуникативные УУД: уметь формулировать отве-ты на вопросы учителя, сравнивать полученные от-веты.

  1. Постановка учебной проблемы.


-  Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?


нет

Познавательные: 
.строить рассуждения 

5.   Решение проблемы. Формулирование темы урока.

Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках. Укажите над словами падеж.

  В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мама купила  мне   новое зимнее пальто.  Я доволен своим  пальто.  Мне было тепло в  пальто.

-  Что вы заметили?(  Во всех предложениях повторяется слово пальто) .  Какой частью речи оно является?

- Давайте узнаем ,  в каком падеже употребляется  слово  пальто в каждом предложении.    Как будем действовать?  Что нужно сделать?

   (Появляется запись на доске:

И.п. – пальто.

Р.п. –  пальто.

Д.п. – пальто.

В.п. -  пальто.

Т.п.-   пальто.

П.п. – в пальто.

-  Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая  же особенность  у    слова пальто?

-  Как можно назвать  существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).

-  Сформулируйте тему нашего урока.  (Несклоняемые имена существительные).







 Во всех предложениях повторяется слово пальто .  

Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

По вопросу и предлогу определить падеж.



Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).

-Несклоняемое.


Несклоняемые имена существительные).






















Коммуникативные УУД 
1.оформлять свои мысли в устной форме; 
2.высказывать и обос-новывать свою точку зрения; 

.   Физминутка

Потрудились-отдохнём.

Встанем-глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют.


6.Актуализация знаний.


а) Чтение сведений в учебнике, с. 65.

- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).

б) В русском языке таких слов много. (Слайд ) 

Шоссе, фламинго, метро,  кино, радио, манто, , кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

-  Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?

-  Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям.

Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.

 Что мы с вами сейчас и сделаем.

в)  Словарная работа.

-   Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.

-дорога, а синоним к этому слову-шоссе.

Запишим его.

-  Это слово пришло к нам из французского языка.  Оно обозначает дорогу с твердым покрытием.  

Фонетически разберем слово. – Саша Быстров к доске.

  Работа со словом:

  • Запишите слово.

  • Поставьте ударение.

  • Определите опасные места.

  •  Сколько слогов? Букв? Звуков?

-  Составим предложение с данным словом. Какие предложение можно составить?

Я предлагаю записать: Мы ехали по шоссе.




Итак, в чём особенность этих слов?



(Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные).


( не изменяются по числам).

Слушают, один ребенок находит в словаре значение слова «манто» и читает вслух.




Разгадывают загадку.

Записывают слово «шоссе».


Записывают в тетрадях фонетический разбор слова, Один ученик выполняет у доски.




Устно предлагают варианты предложений

Записывают предложение. Выполняют разбор.


Отвечают на вопрос.






Познавательные: 
-анализировать и обобщать на основе фактов и понятий. 
-находить информацию в текстах, схемах

































Коммуникативные: 
излагать своё мнение, аргу-ментируя его, подтверждая фактами . 

7.Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.


1.На какие две группы можно разделить эти слова, по какому принципу?

Запишите слова по этому принципу самостоятельно.

        Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, радио.


  1. Вставьте в предложения  подходящие по смыслу несклоняемые существительные .

Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых  __________________  ,

 

большого _______________________ . Маленький   ___________ был

грустным.

Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том  как

______________ катал детей по зоопарку, а _________________________

рисовал красками картину.






Резерв: упражнение 151. Устно.

Выполняют упражнение в тетрадях.

Проверяют вслух.


Выполняют упражнение на карточках по вариантам.

Познавательные: 
1.строить рассуждения 
2.осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать отве-ты на вопросы учителя, сравнивать полученные от-веты.

8.Итог урока.


-   Итак, с какими словами познакомились на уроке?

-  Почему они так называются?

-  А сейчас я предлагаю вам послушать строки из «Песенки» Аркадия Хайта

               Чтобы грамотными стать и писать отлично,

               Никогда нельзя менять в падежах различных

               Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

               Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

               Можно песню распевать и в гостях, и дома,

               Если только не менять окончанье слова

               Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

               Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

Домашнее задание: упражнение 152.

Отвечают на вопросы.

Слушают строки из песенки, которые читает учитель.

Личностные: положитель-ный настрой к учению, уме-ние слушать.






государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)







Технологическая карта

Урока русский язык

















Выполнила:

Попова Анастасия Дмитриевна

Волгодонск, 2019