Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг.момент. | Прозвенел звонок звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Меня зовут Анастасия Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте вашу готовность к уроку. | Слушают учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные: положитель-ный настрой к учению, уме-ние слушать. |
Словарная работа. | - Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного. - А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите: Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея) Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека) Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный) Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив) Разговор, обмен мнениями (беседа) - Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?) ( Им.сущ ) Докажите. | Выполняют задание. (Интересный. Это имя прилагательное) ( Им.сущ ) | Коммуникативные УУД 1.оформлять свои мысли в устной форме; 2.высказывать и обос-новывать свою точку зрения; |
Обобщение знаний об имени существительном. | - Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Послушайте задание: - Подготовьте рассказ об имени существительном, используя следующий план: (слайд) 1. Какого рода бывают имена существительные? 2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам) 3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение) - Итак, что у вас получилось? (проверка) - А теперь вспомните и дайте полное определение, что такое склонение? (слайд) - Просклоняйте существительные: 1 вариант – сестра 2 вариант – окно ( ученик). - Выделите окончания. ( У доски работают 2 человека) - Проверим, как вы справились с заданием. - Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание) | Устно по плану выполняют задание. Два ученика выполняют упражнение на доске, остальные выполняют упражнение по вариантам в тетрадях. | Регулятивные УУД : работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность . Коммуникативные УУД: уметь формулировать отве-ты на вопросы учителя, сравнивать полученные от-веты. |
Постановка учебной проблемы. | - Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются? | нет | Познавательные: .строить рассуждения |
5. Решение проблемы. Формулирование темы урока. | Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках. Укажите над словами падеж. В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто. - Что вы заметили?( Во всех предложениях повторяется слово пальто) . Какой частью речи оно является? - Давайте узнаем , в каком падеже употребляется слово пальто в каждом предложении. Как будем действовать? Что нужно сделать? (Появляется запись на доске: И.п. – пальто. Р.п. – пальто. Д.п. – пальто. В.п. - пальто. Т.п.- пальто. П.п. – в пальто. - Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая же особенность у слова пальто? - Как можно назвать существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое). - Сформулируйте тему нашего урока. (Несклоняемые имена существительные). | Во всех предложениях повторяется слово пальто . Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж. Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам). -Несклоняемое. Несклоняемые имена существительные). | Коммуникативные УУД 1.оформлять свои мысли в устной форме; 2.высказывать и обос-новывать свою точку зрения; |
. Физминутка | Потрудились-отдохнём. Встанем-глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот, Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполняют. | |
6.Актуализация знаний. | а) Чтение сведений в учебнике, с. 65. - Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам). б) В русском языке таких слов много. (Слайд ) Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, , кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе. | - Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно? - Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть. Что мы с вами сейчас и сделаем. в) Словарная работа. - Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь: Опоясал каменный ремень Сотни городов и деревень. -дорога, а синоним к этому слову-шоссе. Запишим его. - Это слово пришло к нам из французского языка. Оно обозначает дорогу с твердым покрытием. Фонетически разберем слово. – Саша Быстров к доске. Работа со словом: Поставьте ударение. Определите опасные места. Сколько слогов? Букв? Звуков? - Составим предложение с данным словом. Какие предложение можно составить? Я предлагаю записать: Мы ехали по шоссе. Итак, в чём особенность этих слов? | (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). ( не изменяются по числам). Слушают, один ребенок находит в словаре значение слова «манто» и читает вслух. Разгадывают загадку. Записывают слово «шоссе». Записывают в тетрадях фонетический разбор слова, Один ученик выполняет у доски. Устно предлагают варианты предложений Записывают предложение. Выполняют разбор. Отвечают на вопрос. | Познавательные: -анализировать и обобщать на основе фактов и понятий. -находить информацию в текстах, схемах Коммуникативные: излагать своё мнение, аргу-ментируя его, подтверждая фактами . |
7.Закрепление нового материала. Самостоятельная работа. | 1.На какие две группы можно разделить эти слова, по какому принципу? Запишите слова по этому принципу самостоятельно. Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, радио. Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ , большого _______________________ . Маленький ___________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как ______________ катал детей по зоопарку, а _________________________ рисовал красками картину. | Резерв: упражнение 151. Устно. | Выполняют упражнение в тетрадях. Проверяют вслух. Выполняют упражнение на карточках по вариантам. | Познавательные: 1.строить рассуждения 2.осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные УУД: уметь формулировать отве-ты на вопросы учителя, сравнивать полученные от-веты. |
8.Итог урока. | - Итак, с какими словами познакомились на уроке? - Почему они так называются? - А сейчас я предлагаю вам послушать строки из «Песенки» Аркадия Хайта Чтобы грамотными стать и писать отлично, Никогда нельзя менять в падежах различных Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро, Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе. Можно песню распевать и в гостях, и дома, Если только не менять окончанье слова Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто, Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру. Домашнее задание: упражнение 152. | Отвечают на вопросы. Слушают строки из песенки, которые читает учитель. | Личностные: положитель-ный настрой к учению, уме-ние слушать. |