Урок русского языка
7 класс
Буквы н, нн в наречиях на -о, -е
Цель: к концу урока учащиеся могут отличать краткое прилагательное и причастие от омонимичного им наречия и правильно писать в суффиксах Н-НН.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Над какой частью речи мы работаем на протяжении последних уроков? (Наречие)
Что нам уже известно об этой части речи? Ответьте на этот вопрос, заполнив данную схему. (Прием «Денотатный граф» Работа в парах. Время работы – 3 минуты)
Озвучивание результатов работы (Время работы – 2 минуты)
Какая информация по наречию, уже известная нам не была включена в схему? (Правописание наречий)
Расскажите о правописании наречий с не.
2. Проверочная работа. (Приём «Да-Нет». Время работы – 5 минут)
Прочитайте текст. Заполните таблицу, используя данный текст, согласившись или не согласившись с утверждениями. Для этого напротив утверждения поставьте знак + или -.
Мы шли по широкой дороге. Воздух был свеж. Справа тянулись поля, а слева было болото, сплошь заросшее осокой. Изредка попадались одинокие деревья черёмухи и рябины.
Вот дорога стала уже, повернула направо и стала извилисто подниматься вверх. Вдруг мимо пронеслась вскачь пустая телега, и пыль столбом поднялась по дороге. Был вечер, и мы пошли быстрее, чтобы засветло добраться домой.
№ | Утверждение | ДА | НЕТ |
1 | В данном тексте 14 наречий | | |
2 | Во втором предложении второго абзаца использовано 4 наречия, которые относятся к одному разряду по значению. | | |
3 | В тексте два наречия простой формы сравнительной степени | | |
4 | В тексте 4 наречия со значением места | | |
5 | В первом абзаце все наречия образованы от прилагательных | | |
6 | Наречия «изредка», «направо», «извилисто», «засветло» образованы приставочно-суффиксальным способом | | |
По окончании работы – обсуждение (Время работы – 2 минуты).
3.1. Актуализация знаний учащихся. (Время работы – 5 минут)
Прочитайте предложения. К какой или каким частям речи относятся повторяющиеся или однокоренные слова в каждом предложении? Аргументируйте свой ответ.
Соревнование, которое было организова…о любителями биатлона, прошло организова…о. После состязания победительница на пута…ые вопросы журналиста отвечала также пута…о.
Объясните написание Н-НН в прилагательном и причастии?
Можем ли мы сейчас ответить на вопрос: сколько Н пишется в наречиях и почему?
Сформулируйте тему урока и запишите её в тетрадь. (Правописание Н-НН в наречиях)
На какие вопросы нам необходимо сегодня найти ответы, чему научиться? (Отличать наречие от омонимичных частей речи, правильно писать Н-НН в суффиксах наречий)
Как вы считаете, от чего зависит написание Н-НН в наречиях? Для этого определите, от каких слов образованы данные наречия. (Учащиеся высказывают свои предположения).
Убедиться в правильности-неправильности наших предположений поможет §18 учебников на стр.110-111 (Чтение параграфа)
3.2. Первичная проверка понимания. Упр. 270 (в тетрадях и на доске).
3.3. Первичное закрепление. Упр.271 (в тетрадях и на доске).
3.4. Обратимся к презентации.
Или
На доске и в тетрадях (с объяснением правописания):
Класс сосредоточенно слушал объяснение учителя.
Лица всех были сосредоточенны, серьезны.
Войска были сосредоточены на равнине.
4. Рефлексия.
Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
Какую цель урока мы ставили в его начале?
Какое задание Вам больше всего помогло в достижении поставленной цели?
Продолжите суждения:
Уверен(а), что после сегодняшнего урока
Пока ещё не уверен(а), что…
5. Домашнее задание.
§18 (стр.110-111); упр.272