Тема урока:"Особенности обособления приложения"
Цель.
Повторить и обобщить сведения об обособлении приложений.
Развивать навыки обособления приложений.
Воспитывать культуру речи.
Методические приёмы: повторение, работа в парах, объяснительный диктант, тест, тренировочные упражнения.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид: урок-практикум
Оборудование: таблицы, доска, проектор
Ход урока
1.Орг. момент
2 .Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик).
В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача, датчанина по происхождению.
3. Повторение сведений о приложении.
- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений
- Какие особенности обособления приложений вам известны?
- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?
Таблица «Знаки препинания при обособленных приложениях » составлена на предыдущих уроках и имеется у каждого ученика на парте.
Приложения – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих. |
Обособляются | Не обособляются |
1.Приложения, которые относятся к личному местоимению. Человек дела, он всегда дорожил временем. | 1. Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве». Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених. |
2.Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова. Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем. | |
3.Приложения, имеющие причинное значение. Смышлёные звери, бобры зимуют разумно. | |
4. Согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного собственного. Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель. | |
5. Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности. Её, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области. | |
6. Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр. Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием. | |
Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются от определяемого слова длительной паузой, например: Пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков. |
4. Закрепление (Запись на доске)
Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).
Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.
А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.
Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.
Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили
Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.
Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?
5. Работа в парах Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1 вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы проверяются друг у друга по ключу.
1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?
Мальчик пастух заиграл на жалейке.
Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.
Течёт Волга река почти через всю страну.
Сумерки, но мы дети ещё на улице.
Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.
Ключ 1,3,5
2. Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.
Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.
Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.
Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
Ключ 1,2, 5
6. Вспомним ещё раз особенности обособления приложения с союзом как.
Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему?
Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.
Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.
Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру.
С.А.Есенин, как последний поэт деревни хорошо, знал крестьянскую жизнь.
Илюше тогда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.
Он работал как простой каменщик.
7. Составление кластера на тему «Обособленные приложения»
8. Тест на компьютере с использованием тестирующей оболочки «Познание» (по группам).
9. Проверка творческого задания (чтение сочинения- миниатюры на тему) (1 человек)
10. Индивидуальные задания
1. Перестройте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.
Берёзка – любимое дерево русского народа.
В.И.Даль – ровесник и друг А.С.Пушкина.
Звёзды – живые цветы неба. Москва – столица России.
2. К имени существительному придумайте распространённое приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложения.
Лев Николаевич Толстой много лет прожил в Ясной Поляне.
В Спасском-Лутовинове И.С. Тургеневу особенно хорошо писалось.
Норка разводится в питомниках.
3. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.
Бугорков любил Травкина, своего земляка–волжанина.
Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
Капитан артиллерии, Максимов кладёт телефонную трубку.
Все знают Александра Блока, как гениального поэта
4. Прочитайте предложения и объясните расстановку знаков препинания
Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать.
5. Прочитайте предложение и подумайте, изменится ли количество участников, если после слова Миша поставить тире.
От нашей школы в соревнованиях участвовали Серёжа, Миша, мой брат, Игорь и Зина.
Подводим итоги урока.
Озвучим составленный вами кластер.
Домашнее задание.
1и 2 группы : упр.318
3 группа: выписать шесть примеров с обособленными приложениями и определениями из рассказа Л.Н.Толстого «После бала».