СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе «Сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Материал данного урока помогает учащимся научиться различать сложные предложения по структуре и способам связи, закрепляет умение объяснять постановку знаков препинания и подготовиться к выполнению заданий № 2-4 по материалам ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе «Сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью».»

Урок русского языка в 9 классе «Сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.


Тема. Сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью.

Цель:

- дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи;

- отрабатывать навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью;

- развивать грамотность;

- воспитывать внимательность.

Оборудование: учебник «Русский язык 9 класс» под ред. Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2022 г., дидактический материал.


Ход урока.


  1. Организационный момент. Готовность к уроку.

  2. Актуализация опорных знаний.

1. Устный опрос.

- Что называется сложным предложением?

- Назовите виды сложных предложений.

- В чём различие между ними?


2. Тренировочное упражнение (один ученик у доски).

  • Запишите под диктовку предложения, дайте им синтаксическую характеристику; постройте схемы.


В утреннем воздухе над зелёным лугом, долго переливаясь и дрожа, плывёт заливчатое ржание жеребёнка, и у далёкого леса оно ещё звенит, замирая тонким валдайским колокольчиком. Опытный и вдумчивый тренер умело прививал жеребёнку трудовые навыки, которые необходимы для его будущей беговой карьеры на ипподроме. Когда Браслету перевалило за год, его вывели на манеж и стали запрягать так, будто сейчас ему предстояло участвовать в скачках. Беговая дорожка засыпана первым снегом – бежать по ней неудобно и непривычно. Тренер передал Браслета новому хозяину, и тот, когда оглядел жеребёнка, одобрительно прищёлкнул языком: из Браслета должен выйти большой толк. (Л. Брандт).


Выводы. В сложном предложении, состоящем из нескольких простых, может быть использована сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь; существуют предложения с разными видами связи.


  1. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Чтобы понять смысл сложного предложения с разными видами связи, надо уметь видеть, из каких частей оно состоит, объяснять способ соединения частей и постановку знаков препинания.


  1. Объявление темы и цели урока.


  1. Восприятие учащимися учебного материала.



  1. Работа с учебником. (Учитель может предложить ознакомиться с теоретическим материалом: п. 33, стр. 182).


  1. Тренировочные упражнения.



  1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки; постройте схемы предложений.


  1. Далеко простирались поля среди которых вилась наша прежняя дорога к городу а за ними виднелась деревушка в которой прошли десять лет моей жизни. 2. Чтобы отдохнуть и послушать лес мы присаживаемся на мягкий ковёр из хвои и настороженная тишина окутывает нас хотя мы знаем что над нами и вокруг нас кипит невидимая жизнь. 3. Мы зашли в незнакомое нам место где по рассказам былых охотников было много дичи и вдруг из зарослей дикой малины вышел бородатый мужик который движением руки велел нам остановиться.


  1. Перестройте предложения, заменив причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями; запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки; постройте схемы предложений.



Выйдя во двор, отец пр..дирчиво осмотрел бричку, приготовле..ую ещё с вечера а Яков терпеливо стоял рядом и ждал приказаний хозяина прид..равшегося к каждой мелочи. Изредк.. льдины, скопившиеся у берега, били о деревя..ый борт брига но корабль легко отшвыр..вал их и они, с шипением уходя под воду, переворачивались и снов.. всплывали.



3.Работа с учебником. (Учитель предлагает учащимся выполнить упражнения

№ 318, 319).


  1. Подведение итогов урока.

Заключительная беседа.

- Какая связь существует между частями рассмотренных на уроке сложных предложений?


  1. Домашнее задание. Выучить теоретический материал п. 33. Выполнить

упр. 321. Придумать и записать предложения, соответствующие указанным схемам.