СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока теме: "Морфема -минимальная значимая часть слова." (5  класс)

 

Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием здоровьесберегающих технологий»

МКОУ Заводская СОШ

Калачеевский район

Воронежская область











Открытый урок по теме:

"Морфема -минимальная значимая часть слова."

(5 класс)







Разработала учитель русского и литературы 1КК

Комиссарова Ирина Владимировна









2015-2016уч.г.




Цели урока:


Обучающая: дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова.


Развивающая: расширять детский кругозор, словарный запас.


Воспитательная: прививать любовь к творчеству русских поэтов; продолжать развивать интерес к здоровому образу жизни.



Оборудование: карточки, учебник, рабочие тетради.


Ход урока:


1.Организационный момент.


2. Постановка целей урока.


-На сегодняшнем уроке мы будем повторять те разделы русского языка, с которыми уже знакомы и познакомимся с новым разделом - морфемикой.


3. Актуализация знаний учащихся.


- Начнём урок с лексической зарядки «Если хочешь быть здоров»

Скажите, какие слова здесь зашифрованы?


1) Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях.


2) Вид спортивной гимнастики.


3) Система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья.


4)Поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью.


5)Высшее достижение в спорте.


6) Исполнитель сложных и опасных трюков.


-Вы молодцы, ребята, все слова знаете, запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную и запомните их написание.


Запись в тетради словарной работы:

Туризм, аэробика, гимнастика, массаж, рекорд, каскадёр.


- Как вы считаете, вы должны заниматься спортом? Для чего?


Молодцы. Я рада, что вы так считаете.

- Синтаксическая пятиминутка.


Записываем предложение, определяя вид предложения и части речи.


Сила воли – ценнейшее качество человека.

(простое предложение, сказуемое составное именное есть качество, где есть - глагол-связка, а качество-именная часть, выраженная существительным).


-Вы уже устали, поэтому сейчас проведём физкультминутку, но она будет немного необычной. Гимнастика мозга

Упражнение «Ленивые восьмерки»

Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.


4. Изучение нового материала


-Из чего состоят слова?

Слова состоят из морфем.

- Ребята, это новая тема урока.

- Что такое морфема? Проведём словарно – орфографическую работу слова МОРФЕМА.


Морфема – (греч.- форма) – минимальная ЗНАЧИМАЯ часть слова.

-Каждая морфема выражает лексическое и грамматическое значение слова. А раздел науки о языке, который изучает состав слова, называется морфемикой.

- Всего, и вы уже это знаете, существует 4 морфемы – приставка, корень, суффикс, окончание.

Давайте вспомним, какие есть морфемы, и в какой последовательности должны мы выполнять морфемный разбор.

(Ученики читают стихотворения и прикрепляют на доске морфемы)

«КОРЕНЬ»

Корень слова – главная, значимая часть,

Родственные связи Корню дарит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

«ПРИСТАВКА»

У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – Приставка.

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

«СУФФИКС»

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку.

«ОКОНЧАНИЕ и ОСНОВА»

Та часть слова, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.


- Вы теперь знаете, что приставка, корень, суффикс, окончание и основа в русском языке называются морфемами.


-Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла.


5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


-Ребята, будем закреплять полученные знания.

На доске спрятано слово. Попробуйте его отгадать. Открываю по одной букве Т И Г Р Я Т А.


- Ребята, скажите, какая морфема самая главная? Почему?


- Корень – это главная морфема, потому что слово не может существовать без корня, так как в корне заключено лексическое значение слова.


- А суффикс –ЯТ - вносит в слово свой смысл, он показывает нам, что перед нами группа каких-то детёнышей. Приведите примеры.


КОЗЛЯТЯ, ЛИСЯТА, ПОРОСЯТА, ВОЛЧАТА, РЕБЯТА, КОТЯТА


- Давайте вспомним, почему в слове ВОЛЧАТА после Ч пишем А?


Звук Ч всегда мягкий и не требует дополнительного смягчения, чтобы не получилось «масло масляное» (это фонемное правило)


А сейчас давайте поиграем.


Перед вами игра «Третий – лишний». Докажите, что здесь есть лишние слова.


Лес – лестница – лесничий


Чеснок – честный – чесночный


Налево – лев – левый


Правильно, дети, лестница, чеснок и лев – лишние слова, потому что они не однокоренные с их соседями.


Подберите к этим лишним словам однокоренные и запишите их в тетрадь.


Лестница – лестничный, лев – львята, чеснок – чесночный


-Мы ещё раз с вами доказали, что главная морфема – корень, потому что он несёт смысл.

-Проведём игру "Узнай способ"

А несчастный Старик Хоттабыч забыл заклинание и его слова исчезли, остались лишь выделенные морфемы. Помогите ему из заданных морфем составить слова.

-ый-, -здоров-, -к-, -прыж-, -и-, -беж-, пере-, -к-, -а- (здоровый, прыжки, перебежка)


Сейчас следующий этап урока – работа с текстом.

Приём, который использует автор называется СТИЛИЗАЦИЯ НАРОДНОЙ РЕЧИ.

Из-за леса, леса тёмного,


Подымалась красна зорюшка.


Рассыпала ясной радугой


Огоньки – лучи багровые.


В это утро вместе с солнышком


Уж из тех ли тёмных зарослей


Выплывала, словно зоренька


Белоснежная лебёдушка.


Позади ватагой стройною

Подвигались лебежатушки,


И дробилась гладь зеркальная


На колечки изумрудные.


- Понравился вам отрывок? Его стихи как живые. Вы читаете, и картины оживают в вашем воображении.


- Давайте включим воображение. Какую картину вы видите? С помощью чего автор добивается такой нежности, трогательности, мелодичности? (Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы)


- Особенно поэт любил животных, он их никогда не обижал.


Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.


-А как вас ласково называют дома родители?

-Найдите в тексте однокоренные слова и запишите их в тетрадь.


Зорюшка – зоренька


Лебёдушка – лебежатушки


Выделите в них корень слов

Работа по карточкам

Запиши слова в тетрадь и выдели в словах морфемы.

Вода – безводный – подводный – водяной -

Звезда – звёздочка – звёздный – созвездие -

Трава – травинка – травушка – травонька -

Запишите их, подбирая однокоренные слова.


6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


- Итак, подводим итоги урока. Что мы повторили на сегодняшнем уроке? (синтаксис – составное сказуемое, тире между подлежащим и сказуемым; лексику – узнали новые слова)


- А что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (что такое морфемика и морфема, что каждая морфема несёт в себе смысл, что главная морфема – корень)


На следующих уроках мы продолжим изучать морфемы.


Выставление оценок за урок.


7. Домашнее задание


Стр. 24 - 25










Карточка



Запиши слова в тетрадь и выдели в словах морфемы.



Вода – безводный – подводный – водяной -



Звезда – звёздочка – звёздный – созвездие -



Трава – травинка – травушка – травонька -



Попробуй ещё придумать однокоренные слова к рядам слов. Запиши их.