Конспект урока литературы в 10-А классе с использованием ИКТ.
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СШ № 2» - Джебик Елена Геннадьевна |
Предмет: литература. |
Тема урока: «Пушкин в Крыму». |
Дидактическое обоснование |
Урок разработан в соответствии с ФК ГОС СОО. Рассмотрены вопросы развития предметных знаний на уроке литературы в 10 классе. |
Тема урока: «Пушкин в Крыму». |
Тип урока: урок внеклассного чтения. |
Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания. |
Методические задачи урока: |
Предметные: Привлечь внимание учащихся к личности Пушкина; вызвать интерес к его творчеству; углубить знания о поэте, о его пребывании в Крыму; развивать навыки выразительного чтения. |
Метапредметные. Развивать: психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать в паре, группе, индивидуально. |
Личностные: -формировать положительную мотивацию учения; -развивать уважение и интерес к литературе, истории страны. |
Основные дидактические методы: деятельностный, проблемный, исследовательский, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления. |
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная. |
Форма проведения урока: урок-путешествие с применением ИКТ. |
Используемое оборудование: ПК, проектор, экран. |
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: майл. ру -картинки |
Тема: «Пушкин в Крыму» (урок-путешествие)
Цель: привлечь внимание учащихся к личности А.С. Пушкина; вызвать интерес к его творчеству; углубить знания о поэте, о его пребывании в Крыму; развивать речь, навыки выразительного чтения стихотворений; учить выступать с сообщениями; развивать умение слушать и составлять план; формировать уважительное отношение к литературе, истории родного края, любить Родину.
Оборудование:
Карта Крыма.
Иллюстрации картин и эскизов.
Выставка книг по теме.
Презентация к уроку «Пушкин в Крыму».
Опережающее задание:
Материал по темам готовят учащиеся с помощью учителя:
«Петербург душен для меня. Я жду краев чужих».
Первые впечатления с острова Тамань.
«Счастливые минуты моей жизни».
У истоков Бахчисарайского фонтана.
Прощание с Тавридой.
Иллюстрации к темам готовит специальная группа учащихся.
Стихотворения, относящиеся к этому периоду, подбираются с помощью учителя.
Эпиграф к уроку:
«Прекрасны вы, брега Тавриды…»
А.С. Пушкин
Ход урока
Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Задания учащимся:
К каждому разделу выступления записать:
План | А) ключевые слова; Б) тезисы. |
Вступительное слово учителя:
В 1820 году великий русский поэт А.С. Пушкин несколько недель провел в «Благословенной Тавриде». Керчь, Феодосия, Гурзуф, окрестности Севастополя, Бахчисарай, Симферополь.
Многое изменилось в жизни этих городов. Неизменными оказались горы, море, солнце и память о молодом А.С. Пушкине, воспевшем полуденный край в своих бессмертных творениях.
Мы сегодня проследуем по пути Пушкина и попытаемся воспроизвести время 1820 года.
Итак, «Петербург душен для меня.
Я жду краев чужих».
1-ый ведущий.
6 мая 1820 г. Пушкин выезжает из столицы. Имя Пушкина было у всех на устах. После завершения «Руслана» ему предсказывали успех и славу. А в мае 1820 г., собираясь в длинную дорогу, Пушкин укладывал в чемодан портрет Жуковского с надписью, ставшей хрестоматийной: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила»ю
Поэт уезжал из столицы. Отъезд был поспешным и печальным: «Петербург душен для меня. Я жажду краев чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу», - писал Пушкин своему другу незадолго до отъезда.
Пушкин попал в Крым не случайно, поездка на Кавказ и в Крым была оговорена заранее, до того, как Пушкин покинул Петербург. Александр Тургенев писал П.А. Вяземскому в Варшаву, что «Пушкин едет к генералу Инзову в Крым».
6 мая 1820 года в сопровождении дядьки Никиты Козлова Пушкин выезжает из столицы в Екатеринослав. Но по пути заехал и остановился у Раевских. 17 мая в Екатеринославе состоялось знакомство Пушкина с генералом И.Н. Инзовым.
С разрешения Инзова утром 28 мая 1820 года Пушкин с Раевсим выезжает на кавказские минеральные воды.
12 августа Пушкин и Раевские в сопровождении вооруженного казачьего отряда проезжают Темрюк. Вечером останавливаются в Тамани. «С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открывались мне берега Крыма», - вспоминал Пушкин через несколько недель.
Из Тамани была видна уже Керчь.
2-й ведущий. Первые впечатления с полуострова Тамань.
15-17 августа 1820 г.
Вечером 15 августа 1820 года Пушкин приезжает в Керчь. И хотя о пребывании Пушкина на крымской земле осталось немного документальных материалов, по его письмам и стихам, по описаниям современников, побывавших здесь в те же годы, можно увидеть Тавриду «запущенную» глазами поэта.
Керчь не оставила в памяти поэта ярких впечатлений. Тогда это был маленький городок, в котором насчитывалось не более 4000 жителей.
Но Керчь манила Пушкина своим романтическим прошлым. С лицейской поры знал он о древней столице Боспорского царства, о борьбе царя Митридата с Римом, он читал трагедии Расина «Митридат». С волнением спешил поэт к гробнице Митридата. Однако был разочарован. С грустью писал он брату: «Здесь увижу я развалины Митридатского гроба, здесь увижу следы Пантикапея, думал я, на ближней горе посреди кладбища увидел я груду камней, утесов, грубо высеченных- заметил несколько ступеней, дело рук человеческих. Гроб ли это, древнее ли основание башни – не знаю. За несколько верст остановились мы на золотом холме. Ряды камней, ров, почти сравнявшийся с землею – вот все, что осталось от города Пантикапей».
Поэт увидел «Керчь уединенной на Митридатском холме», но впечатления не совпали с романтическими картинами, которые рисовало его воображение.
Краткое пребывание в Феодосии не нашло отражения в поэзии Пушкина. Но именно здесь, в Феодосии, Пушкин всерьез задумался о судьбе Крыма, о его значении.
Наставали самые волнующие минуты в жизни Пушкина, т.к. он направлялся в Гурзуф.
Учитель. Итак, 3 часть путешествия «Счастливейшие минуты жизни…»
3-й ведущий. Настоящие крымские впечатления начались во время переезда из Феодосии в Гурзуф. Пушкин и Раевские отплыли на военном бриге «Мингрелия» на рассвете 18 августа 1820 года.
«Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Гурзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью, на корабле написал я Элегию», - вспоминал поэт.
Вдохновение вернулось поэту через четыре с половиной месяца – «случай в его биографии чуть ли не единственный».
Высланный из Петербурга, Пушкин не сразу осознал, что это ссылка, изгнание, наказание. В жизни поэта наступил перелом.
Пушкин понимает, что писать по-прежнему он уже не может, ему с ужасом представился конец его поэтического вдохновения. Душа, как прежде, каждый час полна пленительной думой – но огонь поэзии погас…
Эпилог к «Руслану и Людмиле» - начало глубоких раздумий поэта о судьбе своего таланта.
Элегия «Погасло дневное светило» стала важным моментом в творческой биографии поэта, на наших глазах происходит возмужание Пушкина, переход от беспечной юности к духовной зрелости, когда он почувствовал суровую ответственность за свой талант и научился четко и мужественно судить себя, свои прошлые увлечения и ошибки.
4-й ведущий. В эпилоге к поэме «Руслан и Людмила» он сам пытается осмыслить свое положение.
(5-й ведущий читает наизусть стихотворение «Так, мира житель равнодушный»)
6-й ведущий. Гурзуф. «Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромная Аю-Даг… и кругом синее, чистое небо, и светлое море».
Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я…
7-й ведущий. Три недели в Гурзуфе Пушкин называет в письме к брату счастливейшими минутами своей жизни.
В письме к брату он писал: «Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так любил и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа… горы… сады, море…»
Настроение Пушкина можно понять. Он вырос в семье, где не было тепла, сердечности.
8-й ведущий. А в Гурзуфе молодой Пушкин жил в дружной семье, среди людей умных и искренних, близких ему по духу – в семье Раевских.
Пушкин был знаком с генералом Раевским в Петербурге, но в дни путешествия по Кавказу и Крыму сблизился с ним и проникся к несу уважением и нежной привязанностью. Добрые отношения завязались у него сов всем семейством.
С младшим сыном генерала, почти ровесником поэта, Пушкин познакомился еще в 1816 году. Ему посвящена повесть «Кавказский пленник». На Кавказе близко сошелся Пушкин и со старшим сыном генерала Александром, блестяще образованным офицером.
В семье Раевских царила атмосфера влюбленности, немного лиризма и удивительной чистоты.
Немало этому способствовали дочери Раевского.
Старшая, Екатерина, по отзыву Пушкина, «женщина необыкновенная», отличалась умом и очень твердым характером. Вторая дочь Раевского, Елена, была влюблена в поэта Байрона, знала хорошо романы В.Скотта. А с пятнадцатилетней Марией Пушкин сдружился в дни поездки на Кавказ. Поэтому с семьей Раевских связаны самые приятные воспоминания, жившие в душе поэта до конца его дней.
Чарующая природа и жизнь среди добрых друзей, радушно принявших изгнанника в свою семью – все это вливало творческую энергию, способствовало напряженной работе мысли.
За три недели в Гурзуфе было написано и завершено многое. Стихотворение «Мне вас не жаль, года весны моей…», «Увы, зачем она блистает» получили творческую завершенность и превратились в изящные элегии.
(чтение наизусть стихотворений)
В лирике южного периода поэт гармоничен и строг, он все время проверяет свою жизнь, свои чувства, воспитывает свой характер, ищет возвышенный идеал.
Гурзуфское утро так и светится в стихотворении «Нереида».
(чтение наизусть стихотворения)
9-й ведущий. Гурзуф был великолепен.
Уже в Кишиневе Пушкин мысленно возвращается в ночной Гурзуф.
Радеет облаков летучая гряда,
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив и черных скал вершины,
Люблю твой слабый свет в небесной вышине,
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополи в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и стройный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Крым остался в памяти поэта, как образ совершенной гармонии звуков, красок и чувств…
10-й ведущий. Чувство гармонии, просветления оставил и Гурзуф. Дальше путешествие продолжается вдоль скалистых южных берегов.
Подходили к концу счастливые дни в Гурзуфе, где Пушкин забыл на время, что он – изгнанник, ссыльный.
5 сентября поэт покидает гостеприимный дом Раевских. Теперь Алупка, Байдарская долина, мыс Фиолент и Георгиевский монастырь.
Из Георгиевского монастыря Пушкин с Николаем Раевским отбыли в Бахчисарай.
7 псентября Пушкин впервые увидел Хан-Сарай – бывший дворец крымских ханов.
Бахчисарай.
Древняя крымская земля. Расположенный в одной из живописных долин юго-западного Крыма, у причудливых скал, хранящих тайны тысячелетий, своей экзотикой и удивительными памятниками сарины город издавна привлекал очень многих поэтов и писателейю
Здесь, на древней бахчисарайской земле, родились удивительные строки «Бахчисарайского фонтана»:
Волшебный край, очей отрада!
Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приятная краса…
А в 1824 году была написана полностью вся поэма, в которой Пушкин еще раз переживет встречу с Крымом:
Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов,
Бродил я там, где бич народов,
Татарин буйный пировал,
И после ужасов набега
В роскошной лени утопал.
Тогда же, в 1824 году, Пушкин написал и стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца».
(чтение наизусть стихотворения)
11-й ведущий. Увиденное и услышанное здесь, в Бахчисарае, затем выльется в романтическую поэму «Бахчисарайский фонтан», строки из которой вы услышали ранее.
Время неумолимо, пора уезжать. Пора прощаться с Тавридой.
Один только день Пушкин провел в Бахчисарае. Особенно запомнился ночной город со всеми его неповторимыми красками, звуками, запахами:
Настала ночь, покрылись тенью
Тавриды сладостной поля...
В сентябре 1820 годва Пушкин приехал в Симферополь. Отъезд. Поэт прощается с Крымом.
Но прощание затянулось надолго. В VIII главе «Евгения Онегина» Пушкин вновь совершает вместе со своей музой упоительное путешествие в полуденный край:
Как часто по берегам Тавриды
Она меня во мгле ночной
Водила слушать шум морской,
Немолчный шепот Нереиды,
Глубокий, вечный хор валов,
Хвалебный гимн отцу миров.
12-й ведущий. Поэт прощался с Тавридой. Для него Таврида – край любви, где юность поэта очищается и приобретает магическу силу, зовущую к жизни, к радости.
До конца своих дней он будет мыслями в Крыму. Будут дни, когла в душе поэта наступит та редкая гармония, о которой он говорит в строках, навеянных Гурзуфом:
Ты вновь со мною, наважденье,
В душе утихло мрачных дум
Однообразное волненье!
Воскресли чувства, ясен ум.
Какой-то негой неизвестной,
Какой-то грустью полон я…
Пушкин считал Крым жемчужиной России, все восхищение он передает в одном из лучших крымских стихотворений «Кто видел край, где роскошью природы…»
(чтение наизусть стихотворения)
Учитель. Наше путешествие с Пушкиным по Крыму подошло к концу. Мы закончили разговор, но не прощаемся с пушкиным. Знакомство с ним у нас еще впереди.
Домашнее задание: откорректировать план и тезисы. Составить 10 вопросов по данному материалу.