СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения "Пушкин в Крыму"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока по литературе. Тема "Пушкин в Крыму"

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Пушкин в Крыму"»

Конспект урока литературы в 10-А классе с использованием ИКТ.

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СШ № 2» - Джебик Елена Геннадьевна

Предмет: литература.

Тема урока: «Пушкин в Крыму».

Дидактическое обоснование

Урок разработан в соответствии с ФК ГОС СОО.

Рассмотрены вопросы развития предметных знаний на уроке литературы в 10 классе.

Тема урока: «Пушкин в Крыму».

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные:

Привлечь внимание учащихся к личности Пушкина; вызвать интерес к его творчеству;

углубить знания о поэте, о его пребывании в Крыму; развивать навыки выразительного чтения.

Метапредметные.

Развивать: психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, группе, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать уважение и интерес к литературе, истории страны.

Основные дидактические методы: деятельностный,

проблемный, исследовательский, практический;

методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:

индивидуальная, парная, фронтальная.

Форма проведения урока: урок-путешествие с применением ИКТ.

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников: майл. ру -картинки

























Тема: «Пушкин в Крыму» (урок-путешествие)

Цель: привлечь внимание учащихся к личности А.С. Пушкина; вызвать интерес к его творчеству; углубить знания о поэте, о его пребывании в Крыму; развивать речь, навыки выразительного чтения стихотворений; учить выступать с сообщениями; развивать умение слушать и составлять план; формировать уважительное отношение к литературе, истории родного края, любить Родину.

Оборудование:

  1. Карта Крыма.

  2. Иллюстрации картин и эскизов.

  3. Выставка книг по теме.

  4. Презентация к уроку «Пушкин в Крыму».

Опережающее задание:

  1. Материал по темам готовят учащиеся с помощью учителя:

  • «Петербург душен для меня. Я жду краев чужих».

  • Первые впечатления с острова Тамань.

  • «Счастливые минуты моей жизни».

  • У истоков Бахчисарайского фонтана.

  • Прощание с Тавридой.

  1. Иллюстрации к темам готовит специальная группа учащихся.

  2. Стихотворения, относящиеся к этому периоду, подбираются с помощью учителя.

Эпиграф к уроку:

«Прекрасны вы, брега Тавриды…»

А.С. Пушкин

Ход урока

  1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

  2. Задания учащимся:

К каждому разделу выступления записать:

План

А) ключевые слова;

Б) тезисы.

  1. Вступительное слово учителя:

В 1820 году великий русский поэт А.С. Пушкин несколько недель провел в «Благословенной Тавриде». Керчь, Феодосия, Гурзуф, окрестности Севастополя, Бахчисарай, Симферополь.

Многое изменилось в жизни этих городов. Неизменными оказались горы, море, солнце и память о молодом А.С. Пушкине, воспевшем полуденный край в своих бессмертных творениях.

Мы сегодня проследуем по пути Пушкина и попытаемся воспроизвести время 1820 года.

Итак, «Петербург душен для меня.

Я жду краев чужих».

1-ый ведущий.

6 мая 1820 г. Пушкин выезжает из столицы. Имя Пушкина было у всех на устах. После завершения «Руслана» ему предсказывали успех и славу. А в мае 1820 г., собираясь в длинную дорогу, Пушкин укладывал в чемодан портрет Жуковского с надписью, ставшей хрестоматийной: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила»ю

Поэт уезжал из столицы. Отъезд был поспешным и печальным: «Петербург душен для меня. Я жажду краев чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу», - писал Пушкин своему другу незадолго до отъезда.

Пушкин попал в Крым не случайно, поездка на Кавказ и в Крым была оговорена заранее, до того, как Пушкин покинул Петербург. Александр Тургенев писал П.А. Вяземскому в Варшаву, что «Пушкин едет к генералу Инзову в Крым».

6 мая 1820 года в сопровождении дядьки Никиты Козлова Пушкин выезжает из столицы в Екатеринослав. Но по пути заехал и остановился у Раевских. 17 мая в Екатеринославе состоялось знакомство Пушкина с генералом И.Н. Инзовым.

С разрешения Инзова утром 28 мая 1820 года Пушкин с Раевсим выезжает на кавказские минеральные воды.

12 августа Пушкин и Раевские в сопровождении вооруженного казачьего отряда проезжают Темрюк. Вечером останавливаются в Тамани. «С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открывались мне берега Крыма», - вспоминал Пушкин через несколько недель.

Из Тамани была видна уже Керчь.


2-й ведущий. Первые впечатления с полуострова Тамань.

15-17 августа 1820 г.

Вечером 15 августа 1820 года Пушкин приезжает в Керчь. И хотя о пребывании Пушкина на крымской земле осталось немного документальных материалов, по его письмам и стихам, по описаниям современников, побывавших здесь в те же годы, можно увидеть Тавриду «запущенную» глазами поэта.

Керчь не оставила в памяти поэта ярких впечатлений. Тогда это был маленький городок, в котором насчитывалось не более 4000 жителей.

Но Керчь манила Пушкина своим романтическим прошлым. С лицейской поры знал он о древней столице Боспорского царства, о борьбе царя Митридата с Римом, он читал трагедии Расина «Митридат». С волнением спешил поэт к гробнице Митридата. Однако был разочарован. С грустью писал он брату: «Здесь увижу я развалины Митридатского гроба, здесь увижу следы Пантикапея, думал я, на ближней горе посреди кладбища увидел я груду камней, утесов, грубо высеченных- заметил несколько ступеней, дело рук человеческих. Гроб ли это, древнее ли основание башни – не знаю. За несколько верст остановились мы на золотом холме. Ряды камней, ров, почти сравнявшийся с землею – вот все, что осталось от города Пантикапей».

Поэт увидел «Керчь уединенной на Митридатском холме», но впечатления не совпали с романтическими картинами, которые рисовало его воображение.

Краткое пребывание в Феодосии не нашло отражения в поэзии Пушкина. Но именно здесь, в Феодосии, Пушкин всерьез задумался о судьбе Крыма, о его значении.

Наставали самые волнующие минуты в жизни Пушкина, т.к. он направлялся в Гурзуф.


Учитель. Итак, 3 часть путешествия «Счастливейшие минуты жизни…»


3-й ведущий. Настоящие крымские впечатления начались во время переезда из Феодосии в Гурзуф. Пушкин и Раевские отплыли на военном бриге «Мингрелия» на рассвете 18 августа 1820 года.

«Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Гурзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью, на корабле написал я Элегию», - вспоминал поэт.

Вдохновение вернулось поэту через четыре с половиной месяца – «случай в его биографии чуть ли не единственный».

Высланный из Петербурга, Пушкин не сразу осознал, что это ссылка, изгнание, наказание. В жизни поэта наступил перелом.

Пушкин понимает, что писать по-прежнему он уже не может, ему с ужасом представился конец его поэтического вдохновения. Душа, как прежде, каждый час полна пленительной думой – но огонь поэзии погас…

Эпилог к «Руслану и Людмиле» - начало глубоких раздумий поэта о судьбе своего таланта.

Элегия «Погасло дневное светило» стала важным моментом в творческой биографии поэта, на наших глазах происходит возмужание Пушкина, переход от беспечной юности к духовной зрелости, когда он почувствовал суровую ответственность за свой талант и научился четко и мужественно судить себя, свои прошлые увлечения и ошибки.


4-й ведущий. В эпилоге к поэме «Руслан и Людмила» он сам пытается осмыслить свое положение.


(5-й ведущий читает наизусть стихотворение «Так, мира житель равнодушный»)


6-й ведущий. Гурзуф. «Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромная Аю-Даг… и кругом синее, чистое небо, и светлое море».

Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля

При свете утренней Киприды,

Как вас впервой увидел я…


7-й ведущий. Три недели в Гурзуфе Пушкин называет в письме к брату счастливейшими минутами своей жизни.

В письме к брату он писал: «Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так любил и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа… горы… сады, море…»

Настроение Пушкина можно понять. Он вырос в семье, где не было тепла, сердечности.


8-й ведущий. А в Гурзуфе молодой Пушкин жил в дружной семье, среди людей умных и искренних, близких ему по духу – в семье Раевских.

Пушкин был знаком с генералом Раевским в Петербурге, но в дни путешествия по Кавказу и Крыму сблизился с ним и проникся к несу уважением и нежной привязанностью. Добрые отношения завязались у него сов всем семейством.

С младшим сыном генерала, почти ровесником поэта, Пушкин познакомился еще в 1816 году. Ему посвящена повесть «Кавказский пленник». На Кавказе близко сошелся Пушкин и со старшим сыном генерала Александром, блестяще образованным офицером.

В семье Раевских царила атмосфера влюбленности, немного лиризма и удивительной чистоты.

Немало этому способствовали дочери Раевского.

Старшая, Екатерина, по отзыву Пушкина, «женщина необыкновенная», отличалась умом и очень твердым характером. Вторая дочь Раевского, Елена, была влюблена в поэта Байрона, знала хорошо романы В.Скотта. А с пятнадцатилетней Марией Пушкин сдружился в дни поездки на Кавказ. Поэтому с семьей Раевских связаны самые приятные воспоминания, жившие в душе поэта до конца его дней.

Чарующая природа и жизнь среди добрых друзей, радушно принявших изгнанника в свою семью – все это вливало творческую энергию, способствовало напряженной работе мысли.

За три недели в Гурзуфе было написано и завершено многое. Стихотворение «Мне вас не жаль, года весны моей…», «Увы, зачем она блистает» получили творческую завершенность и превратились в изящные элегии.


(чтение наизусть стихотворений)

В лирике южного периода поэт гармоничен и строг, он все время проверяет свою жизнь, свои чувства, воспитывает свой характер, ищет возвышенный идеал.

Гурзуфское утро так и светится в стихотворении «Нереида».


(чтение наизусть стихотворения)

9-й ведущий. Гурзуф был великолепен.

Уже в Кишиневе Пушкин мысленно возвращается в ночной Гурзуф.


Радеет облаков летучая гряда,

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив и черных скал вершины,

Люблю твой слабый свет в небесной вышине,

Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и стройный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.


Крым остался в памяти поэта, как образ совершенной гармонии звуков, красок и чувств…


10-й ведущий. Чувство гармонии, просветления оставил и Гурзуф. Дальше путешествие продолжается вдоль скалистых южных берегов.

Подходили к концу счастливые дни в Гурзуфе, где Пушкин забыл на время, что он – изгнанник, ссыльный.

5 сентября поэт покидает гостеприимный дом Раевских. Теперь Алупка, Байдарская долина, мыс Фиолент и Георгиевский монастырь.

Из Георгиевского монастыря Пушкин с Николаем Раевским отбыли в Бахчисарай.

7 псентября Пушкин впервые увидел Хан-Сарай – бывший дворец крымских ханов.

Бахчисарай.

Древняя крымская земля. Расположенный в одной из живописных долин юго-западного Крыма, у причудливых скал, хранящих тайны тысячелетий, своей экзотикой и удивительными памятниками сарины город издавна привлекал очень многих поэтов и писателейю

Здесь, на древней бахчисарайской земле, родились удивительные строки «Бахчисарайского фонтана»:

Волшебный край, очей отрада!

Все живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приятная краса…


А в 1824 году была написана полностью вся поэма, в которой Пушкин еще раз переживет встречу с Крымом:


Покинув север наконец,

Пиры надолго забывая,

Я посетил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец.

Среди безмолвных переходов,

Бродил я там, где бич народов,

Татарин буйный пировал,

И после ужасов набега

В роскошной лени утопал.


Тогда же, в 1824 году, Пушкин написал и стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца».


(чтение наизусть стихотворения)

11-й ведущий. Увиденное и услышанное здесь, в Бахчисарае, затем выльется в романтическую поэму «Бахчисарайский фонтан», строки из которой вы услышали ранее.

Время неумолимо, пора уезжать. Пора прощаться с Тавридой.

Один только день Пушкин провел в Бахчисарае. Особенно запомнился ночной город со всеми его неповторимыми красками, звуками, запахами:


Настала ночь, покрылись тенью

Тавриды сладостной поля...


В сентябре 1820 годва Пушкин приехал в Симферополь. Отъезд. Поэт прощается с Крымом.

Но прощание затянулось надолго. В VIII главе «Евгения Онегина» Пушкин вновь совершает вместе со своей музой упоительное путешествие в полуденный край:


Как часто по берегам Тавриды

Она меня во мгле ночной

Водила слушать шум морской,

Немолчный шепот Нереиды,

Глубокий, вечный хор валов,

Хвалебный гимн отцу миров.


12-й ведущий. Поэт прощался с Тавридой. Для него Таврида – край любви, где юность поэта очищается и приобретает магическу силу, зовущую к жизни, к радости.

До конца своих дней он будет мыслями в Крыму. Будут дни, когла в душе поэта наступит та редкая гармония, о которой он говорит в строках, навеянных Гурзуфом:


Ты вновь со мною, наважденье,

В душе утихло мрачных дум

Однообразное волненье!

Воскресли чувства, ясен ум.

Какой-то негой неизвестной,

Какой-то грустью полон я…


Пушкин считал Крым жемчужиной России, все восхищение он передает в одном из лучших крымских стихотворений «Кто видел край, где роскошью природы…»


(чтение наизусть стихотворения)

Учитель. Наше путешествие с Пушкиным по Крыму подошло к концу. Мы закончили разговор, но не прощаемся с пушкиным. Знакомство с ним у нас еще впереди.



Домашнее задание: откорректировать план и тезисы. Составить 10 вопросов по данному материалу.