Устный счёт на уроках математике в начальной школе
Составил учитель начальных классов
Нащубская Светлана Юрьевна
МБОУ СОШ №3
Устный счет как составляющая часть урока математики.
Освоение смысла арифметических действий, формирование прочных вычислительных навыков, обучение решению текстовых задач, а так же развитие мышления, памяти, внимания, способностей и познавательных интересов – основные, приоритетные цели уроков математики в начальной школе.
Систематическое проведение устных вычислений способствует усвоению знаний на уровне автоматизированного навыка, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции, повышает интерес к математике
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, повторить и обобщить пройденный материал.
Методические основы устного счета
- Устным счетом необходимо заниматься ежедневно на каждом уроке.
- Устный счет может проводиться на уроке в разной форме:
- - беглый слуховой счет, который можно сопровождать показом карточек-ответов детьми; - зрительный счет, запись в тетради примеров с ответами; - комбинированная форма счета, то есть устные вычисления с последующей записью результатов вычислений; - устное решение задач.
- Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений.
- Разнообразие заданий - залог успешной работы.
В мире цифр и чисел
Молодец! " width="640"
Выбери знак
8 + 7 … 8 + 8
Молодец!
Молодец! " width="640"
Выбери знак
8 + 8 … 9 + 5
Молодец!
Молодец! " width="640"
Выбери знак
7 + 6 … 9 + 2
Молодец!
Молодец! " width="640"
Выбери знак
9 - 7 … 8 - 4
Молодец!
Молодец! " width="640"
Выбери знак
8 - 7 … 8 + 0
Молодец!
+5
3
4
7
5
6
8
7
10
11
9
12
2
ура
36
55
5
24
2
58
50
60-
30
10
30
15
0
60
45
30
34
4
8
2
36
28
38-
30
10
8
1
0
38
37
45
52
12
21
5
61
50
40+
8
10
48
36
20
60
76
36
65
40
2
11
27
35
25+
6
31
10
1
0
26
25
45 + 5
47 - 5
42 + 7
38 + 7
49 - 8
33 + 5
50+37
87-40
42 + 7
41 - 8
Найди закономерность
Впиши числа на пустых карточках. Придумай похожее правило и впиши в клетки второй ряд чисел, начиная с числа 2.
10
11
4
3
5
4
6
5
7
6
8
"Сосчитай-ка".
р
л
38 + 2
60 – 25
34 + 40
77 – 5
54 – 4
20 + 64
12 +11
7 + 32
90 - 2
83 - 40
и
к
г
о
д
а
е
н
50
88
43
39
74
35
84
74
84
23
72
40
и
н
е
Г
л
к
д
о
о
р
к
а
"Путалка".
3 группа
2 группа
1 группа
72 + =
34 + =
56 - =
20
24
32
90
56
92
83
90
51
- 7 =
+ 8 =
59
- 12 =
20
32
20
- 39 =
56
12 + 44 =
18 + 6 =
59
24
83
80
+ 1 =
51
20
94 - 43 =
- 3 =
21
3 8
6
24
3 2
12
3 4
18
15
21
3 7
3 5
3 6
9
27
3 9
3 3
ВЫХОД
Устный счет 3 класс
Деление
Вычитание
Сложение
Уравнения
Задачи
Геометрический материал
Умножение
18 : = 6
3
: 7 = 8
72 : = 9
: 4 = 5
32 : = 4
: 9 = 0
43 : = 1
: 7 = 7
: 3 = 8
24
64 : = 8
: 2 = 9
28 : = 7
: 6 = 5
16 : = 2
: 5 = 9
15 : = 15
56
8
8
18
20
4
8
30
0
8
43
45
49
1
45
5 · 9 =
3 · 9 =
2 · 5 =
4 · 3 =
4 · 8 =
3 · 3 =
6 · 9 =
18
2 · 9 =
3 · 8 =
5 · 9 =
7 · 3 =
4 · 6 =
1 · 0 =
9 · 9 =
27
24
10
45
12
21
32
24
9
0
81
54
260
245 + 15=
131+ 10=
50 + 19 =
177 + 13 =
34 + 56 =
163 + 0 =
39 + 101 =
141
69
190
90
163
140
230
245 - 15=
131- 10=
50 - 19 =
177 - 13 =
84 - 56 =
163 - 30 =
391 - 101 =
121
31
164
28
133
290
У Алика было 359 рублей. Он купил 6 альбомов по 15 рублей каждый. Сколько денег у Алика осталось?
Витя купил в магазине 4 карандаша по 9 рублей каждый и 3 ручки по 10 рублей одна. Сколько денег потратил Витя на покупку?
4 · 9 + 3 · 10 = 66 рублей.
359 – 6 · 15 = 269 рублей.
Х – 45 = 4 · 9
Х = 81
81 : х = 3 · 3
Х = 9
Х · 8 = 56 - 24
Х = 4
3 см.
8 см.
Р - ?
Р= (8 + 3) · 2
Р = 22 см.
S - ?
S = 8 ·3
S = 24 кв.см.
В мире
арифметических задач!
Задача на движение За 2 часа велосипедист проехал 18 км. Сколько километров он проедет за 3 ч с той же скоростью?
СКОРОСТЬ
ВРЕМЯ
? км/ч
РАССТОЯНИЕ
2 часа
? км/ч
3 часа
18 км
?
S : t = V V . t = S
Решение:
1) 18 : 2 = 9 (км/ч) – скорость;
2) 9 . 3 = 27 (км)
Ответ: 27 км велосипедист пройдёт с той же скоростью за 3 часа.
Задача на движение
Идя со скоростью 12 км/ ч, лыжник прошёл без остановки 36 км. Сколько часов он шёл?
СКОРОСТЬ
ВРЕМЯ
РАССТОЯНИЕ
12 км/ч
?
36 км
S : V = t
Решение:
36 : 12 = 3(ч)
Ответ: 3 часа шёл лыжник
Задачи на сообразительность
1. Три брата - Ваня, Саша, Коля - учились в разных классах. Ваня был не старше Коли, а Саша - не старше Вани. Назовите имена старшего, среднего и младшего из братьев.
Коля Ваня Саша
Задачи на внимательность
1. У двоих сестёр по одному брату. Сколько всего детей в семье?
2. На заборе сидели 10 птиц. 3 галки, 2 вороны, 2 бабочки улетели. Сколько птиц осталось?
3. Тройка лошадей пробежала 10 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
Задачи на логику и счет
4. Бабушке Ани 70 лет, мама в 2 раза моложе бабушки, а Аня на 26 лет моложе мамы. Сколько лет Ане?
- В автобусе едут 15 детей. Это составляет одну треть всех пассажиров. Сколько всего пассажиров едут в трамвае?
- Мама белка приготовила для своих бельчат 30 грибов. Белка разложила грибы на 5 частей - кучек. В каждой кучке количество грибов не одинаково. Число грибов в кучках выражено однозначным числом. Сколько грибов в каждой такой кучке?
7. На каток пришли 4 паучка, чтобы покататься на коньках. У одного из паучков не хватало коньков на задней половине ног, у другого – на передней половине, у третьего с коньками были только правые ножки, а у четвертого - только левые. Они взяли в прокат недостающее количество коньков и вышли на лед. Сколько пар коньков паучки взяли в прокат?
8. В классе учится 24 ученика. Половина из них − мальчики. Ровно треть учеников класса уже выучили таблицу умножения. Известно, что 5 девочек уже в совершенстве знают таблицу умножения. Какое количество мальчиков еще не знает таблицу умножения?
9. Девочки пошли в лес за грибами. Они собрали 50 грибов. Юля собрала столько грибов, что количество их можно поделить между тремя девочками поровну. Маша собрала на 2 гриба больше, чем Юля. Даша собрала меньше всех.
Ох,
уж эти
величины!
Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умением счёта, устных вычислений, измерений , решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволяет учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи.
Устный счет или устные упражнения необходимы для того, чтобы научить ребенка не только считать, но и любить и понимать математику. Любое задание помогает повторить то, что изучали или подготовить к новому материалу. Для устных упражнений можно применять различные виды заданий.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ позволяет развивать внимание, логическое мышление, память, зоркость.
Задания:
Часто знает и дошкольник
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело —
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой.
Сколько разных?
Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю, и внутри!
(ответ: 9 треуг.)
2. Сколько углов у прямоугольника? А у квадрата?
3. У крышки стола квадратной формы отпилили один угол. Сколько стало углов у стола?
(3, 4, 5)
4. В фигуре, похожей на ключ,
переложите 4 палочки так,
чтобы осталось 3 равных квадрата .
5. Игра «Танграм». Составить фигуру по образцу или по представлению.
Считаем устно:
6 т = …кг
3 т 200 кг = …кг
8 т 10 кг = …кг
5 ц = …кг
3 ц 80 кг = …кг
2 ц 5 кг = …кг
3 т = …ц
7 т = …ц
12 т5ц = …кг
12 т 5 ц = …ц
24 т 8 ц … ц
378 т 4 ц = …ц
2. Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты? (одинаково)
3. Река Москва протекает в черте города 70 км, а за городом на 40 км меньше. Сколько км течет река за пределами города?
Поставьте другой вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия.
4. Два пятиклассника - Коля и Толя
Вместе находят периметр поля.
Ты помоги вычисленьям ребят,
Если известно, что поле - квадрат,
25 метров - длина стороны
И никаких нет данных иных. (25*4=100см=1м)
5. «На десерт - задачи- шутки
Только на одну минутку».
Пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 мин, за 5 мин.?
Посчитайте, сколько весит этот хорошо обученный пожарный в своих 100 штанах, если его собственный вес 80 кг, а вес одних штанов - полкило?
Спасибо за внимание !