СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный счет на уроках математики в начальной школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой презентации даны фрагменты устного счета за 1,2,3,4 классы.Задачи,числовые выражения,уравнения,геометрический материал,величины

Просмотр содержимого документа
«Устный счет на уроках математики в начальной школе»

Устный счёт на уроках математике в начальной школе Составил учитель начальных классов Нащубская Светлана Юрьевна МБОУ СОШ №3

Устный счёт на уроках математике в начальной школе

Составил учитель начальных классов

Нащубская Светлана Юрьевна

МБОУ СОШ №3

Устный счет как составляющая часть урока математики.    Освоение смысла арифметических действий, формирование прочных вычислительных навыков, обучение решению текстовых задач, а так же развитие мышления, памяти, внимания, способностей и познавательных интересов – основные, приоритетные цели уроков математики в начальной школе.  Систематическое проведение устных вычислений способствует усвоению знаний на уровне автоматизированного навыка, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции, повышает интерес к математике  Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он  помогает учителю переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, повторить и обобщить пройденный материал.

Устный счет как составляющая часть урока математики.

Освоение смысла арифметических действий, формирование прочных вычислительных навыков, обучение решению текстовых задач, а так же развитие мышления, памяти, внимания, способностей и познавательных интересов – основные, приоритетные цели уроков математики в начальной школе.

Систематическое проведение устных вычислений способствует усвоению знаний на уровне автоматизированного навыка, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции, повышает интерес к математике

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он  помогает учителю переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, повторить и обобщить пройденный материал.

Методические основы устного счета   Устным счетом необходимо заниматься ежедневно на каждом уроке. Устный счет может проводиться на уроке в разной форме: - беглый слуховой счет, который можно сопровождать показом карточек-ответов детьми;  - зрительный счет, запись в тетради примеров с ответами;  - комбинированная форма счета, то есть устные вычисления с последующей записью результатов вычислений;  - устное решение задач. Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Разнообразие заданий - залог успешной работы.

Методические основы устного счета

  • Устным счетом необходимо заниматься ежедневно на каждом уроке.
  • Устный счет может проводиться на уроке в разной форме:
  • - беглый слуховой счет, который можно сопровождать показом карточек-ответов детьми; - зрительный счет, запись в тетради примеров с ответами; - комбинированная форма счета, то есть устные вычисления с последующей записью результатов вычислений; - устное решение задач.
  • Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений.
  • Разнообразие заданий - залог успешной работы.
В мире цифр и чисел

В мире цифр и чисел

Молодец! " width="640"

Выбери знак

8 + 7 … 8 + 8

Молодец!

Молодец! " width="640"

Выбери знак

8 + 8 … 9 + 5

Молодец!

Молодец! " width="640"

Выбери знак

7 + 6 … 9 + 2

Молодец!

Молодец! " width="640"

Выбери знак

9 - 7 … 8 - 4

Молодец!

Молодец! " width="640"

Выбери знак

8 - 7 … 8 + 0

Молодец!

  +5 3 4 7 5 6 8 7 10 11 9 12 2 ура

+5

3

4

7

5

6

8

7

10

11

9

12

2

ура

36 55 5 24 2 58 50 60- 30 10 30 15 0 60 45

36

55

5

24

2

58

50

60-

30

10

30

15

0

60

45

30 34 4 8 2 36 28 38- 30 10 8 1 0 38 37

30

34

4

8

2

36

28

38-

30

10

8

1

0

38

37

45 52 12 21 5 61 50 40+ 8 10 48 36 20 60 76

45

52

12

21

5

61

50

40+

8

10

48

36

20

60

76

36 65 40 2 11 27 35 25+ 6 31 10 1 0 26 25

36

65

40

2

11

27

35

25+

6

31

10

1

0

26

25

45 + 5 47 - 5 42 + 7 38 + 7 49 - 8 33 + 5 50+37 87-40 42 + 7 41 - 8

45 + 5

47 - 5

42 + 7

38 + 7

49 - 8

33 + 5

50+37

87-40

42 + 7

41 - 8

Найди закономерность  Впиши числа на пустых карточках. Придумай похожее правило и впиши в клетки второй ряд чисел, начиная с числа 2. 10 11 4 3 5 4 6 5 7 6 8

Найди закономерность

Впиши числа на пустых карточках. Придумай похожее правило и впиши в клетки второй ряд чисел, начиная с числа 2.

10

11

4

3

5

4

6

5

7

6

8

"Сосчитай-ка".

р

л

38 + 2

60 – 25

34 + 40

77 – 5

54 – 4

20 + 64

12 +11

7 + 32

90 - 2

83 - 40

и

к

г

о

д

а

е

н

50

88

43

39

74

35

84

74

84

23

72

40

и

н

е

Г

л

к

д

о

о

р

к

а

"Путалка".

3 группа

2 группа

1 группа

72 + =

34 + =

56 - =

20

24

32

90

56

92

83

90

51

- 7 =

+ 8 =

59

- 12 =

20

32

20

- 39 =

56

12 + 44 =

18 + 6 =

59

24

83

80

+ 1 =

51

20

94 - 43 =

- 3 =

21

3  8 6 24 3  2 12 3  4 18 15 21 3  7 3  5 3  6 9 27 3  9 3  3 ВЫХОД

3 8

6

24

3 2

12

3 4

18

15

21

3 7

3 5

3 6

9

27

3 9

3 3

ВЫХОД

Устный счет 3 класс Деление Вычитание Сложение Уравнения Задачи Геометрический материал Умножение

Устный счет 3 класс

Деление

Вычитание

Сложение

Уравнения

Задачи

Геометрический материал

Умножение

18 : = 6 3  : 7 = 8 72 : = 9  : 4 = 5 32 : = 4  : 9 = 0 43 : = 1  : 7 = 7  : 3 = 8 24 64 : = 8  : 2 = 9 28 : = 7  : 6 = 5 16 : = 2  : 5 = 9 15 : = 15 56 8 8 18 20 4 8 30 0 8 43 45 49 1

18 : = 6

3

: 7 = 8

72 : = 9

: 4 = 5

32 : = 4

: 9 = 0

43 : = 1

: 7 = 7

: 3 = 8

24

64 : = 8

: 2 = 9

28 : = 7

: 6 = 5

16 : = 2

: 5 = 9

15 : = 15

56

8

8

18

20

4

8

30

0

8

43

45

49

1

45 5 · 9 =  3 · 9 =  2 · 5 =  4 · 3 =  4 · 8 =  3 · 3 =  6 · 9 = 18 2 · 9 =  3 · 8 =  5 · 9 =  7 · 3 =  4 · 6 =  1 · 0 =  9 · 9 =  27 24 10 45 12 21 32 24 9 0 81 54

45

5 · 9 =

3 · 9 =

2 · 5 =

4 · 3 =

4 · 8 =

3 · 3 =

6 · 9 =

18

2 · 9 =

3 · 8 =

5 · 9 =

7 · 3 =

4 · 6 =

1 · 0 =

9 · 9 =

27

24

10

45

12

21

32

24

9

0

81

54

260  245 + 15=  131+ 10=  50 + 19 =  177 + 13 =  34 + 56 =  163 + 0 =  39 + 101 =  141 69 190 90 163 140

260

245 + 15=

131+ 10=

50 + 19 =

177 + 13 =

34 + 56 =

163 + 0 =

39 + 101 =

141

69

190

90

163

140

230  245 - 15=  131- 10=  50 - 19 =  177 - 13 =  84 - 56 =  163 - 30 =  391 - 101 =  121 31 164 28 133 290

230

245 - 15=

131- 10=

50 - 19 =

177 - 13 =

84 - 56 =

163 - 30 =

391 - 101 =

121

31

164

28

133

290

У Алика было 359 рублей. Он купил 6 альбомов по 15 рублей каждый. Сколько денег у Алика осталось? Витя купил в магазине 4 карандаша по 9 рублей каждый и 3 ручки по 10 рублей одна. Сколько денег потратил Витя на покупку? 4 · 9 + 3 · 10 = 66 рублей. 359 – 6 · 15 = 269 рублей.

У Алика было 359 рублей. Он купил 6 альбомов по 15 рублей каждый. Сколько денег у Алика осталось?

Витя купил в магазине 4 карандаша по 9 рублей каждый и 3 ручки по 10 рублей одна. Сколько денег потратил Витя на покупку?

4 · 9 + 3 · 10 = 66 рублей.

359 – 6 · 15 = 269 рублей.

Х – 45 = 4 · 9 Х = 81 81 : х = 3 · 3 Х = 9 Х · 8 = 56 - 24 Х = 4

Х – 45 = 4 · 9

Х = 81

81 : х = 3 · 3

Х = 9

Х · 8 = 56 - 24

Х = 4

3 см. 8 см. Р - ? Р= (8 + 3) · 2 Р = 22 см. S - ? S = 8 ·3 S = 24 кв.см.

3 см.

8 см.

Р - ?

Р= (8 + 3) · 2

Р = 22 см.

S - ?

S = 8 ·3

S = 24 кв.см.

В мире  арифметических задач!

В мире

арифметических задач!

Задача на движение  За 2 часа велосипедист проехал 18 км. Сколько километров он проедет за 3 ч с той же скоростью? СКОРОСТЬ ВРЕМЯ ? км/ч РАССТОЯНИЕ 2 часа ? км/ч 3 часа 18 км  ?

Задача на движение За 2 часа велосипедист проехал 18 км. Сколько километров он проедет за 3 ч с той же скоростью?

СКОРОСТЬ

ВРЕМЯ

? км/ч

РАССТОЯНИЕ

2 часа

? км/ч

3 часа

18 км

?

S : t = V V . t = S Решение: 1) 18 : 2 = 9 (км/ч) – скорость; 2) 9 . 3 = 27 (км) Ответ: 27 км велосипедист пройдёт с той же скоростью за 3 часа.

S : t = V V . t = S

Решение:

1) 18 : 2 = 9 (км/ч) – скорость;

2) 9 . 3 = 27 (км)

Ответ: 27 км велосипедист пройдёт с той же скоростью за 3 часа.

Задача на движение Идя со скоростью 12 км/ ч, лыжник прошёл без остановки 36 км. Сколько часов он шёл? СКОРОСТЬ ВРЕМЯ РАССТОЯНИЕ 12 км/ч ? 36 км

Задача на движение

Идя со скоростью 12 км/ ч, лыжник прошёл без остановки 36 км. Сколько часов он шёл?

СКОРОСТЬ

ВРЕМЯ

РАССТОЯНИЕ

12 км/ч

?

36 км

S : V = t Решение: 36 : 12 = 3(ч) Ответ: 3 часа шёл лыжник

S : V = t

Решение:

36 : 12 = 3(ч)

Ответ: 3 часа шёл лыжник

Задачи на сообразительность 1. Три брата - Ваня, Саша, Коля - учились в разных классах. Ваня был не старше Коли, а Саша - не старше Вани. Назовите имена старшего, среднего и младшего из братьев.   Коля Ваня Саша

Задачи на сообразительность

1. Три брата - Ваня, Саша, Коля - учились в разных классах. Ваня был не старше Коли, а Саша - не старше Вани. Назовите имена старшего, среднего и младшего из братьев.

Коля Ваня Саша

Задачи на внимательность 1. У двоих сестёр по одному брату. Сколько всего детей в семье? 2. На заборе сидели 10 птиц. 3 галки, 2 вороны, 2 бабочки улетели. Сколько птиц осталось? 3. Тройка лошадей пробежала 10 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

Задачи на внимательность

1. У двоих сестёр по одному брату. Сколько всего детей в семье?

2. На заборе сидели 10 птиц. 3 галки, 2 вороны, 2 бабочки улетели. Сколько птиц осталось?

3. Тройка лошадей пробежала 10 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

Задачи на логику и счет 4. Бабушке Ани 70 лет, мама в 2 раза моложе бабушки, а Аня на 26 лет моложе мамы. Сколько лет Ане? В автобусе едут 15 детей. Это составляет одну треть всех пассажиров. Сколько всего пассажиров едут в трамвае? Мама белка приготовила для своих бельчат 30 грибов. Белка разложила грибы на 5 частей - кучек. В каждой кучке количество грибов не одинаково. Число грибов в кучках выражено однозначным числом. Сколько грибов в каждой такой кучке?

Задачи на логику и счет

4. Бабушке Ани 70 лет, мама в 2 раза моложе бабушки, а Аня на 26 лет моложе мамы. Сколько лет Ане?

  • В автобусе едут 15 детей. Это составляет одну треть всех пассажиров. Сколько всего пассажиров едут в трамвае?
  • Мама белка приготовила для своих бельчат 30 грибов. Белка разложила грибы на 5 частей - кучек. В каждой кучке количество грибов не одинаково. Число грибов в кучках выражено однозначным числом. Сколько грибов в каждой такой кучке?

7. На каток пришли 4 паучка, чтобы покататься на коньках. У одного из паучков не хватало коньков на задней половине ног, у другого – на передней половине, у третьего с коньками были только правые ножки, а у четвертого - только левые. Они взяли в прокат недостающее количество коньков и вышли на лед. Сколько пар коньков паучки взяли в прокат? 8. В классе учится 24 ученика. Половина из них − мальчики. Ровно треть учеников класса уже выучили таблицу умножения. Известно, что 5 девочек уже в совершенстве знают таблицу умножения. Какое количество мальчиков еще не знает таблицу умножения? 9. Девочки пошли в лес за грибами. Они собрали 50 грибов. Юля собрала столько грибов, что количество их можно поделить между тремя девочками поровну. Маша собрала на 2 гриба больше, чем Юля. Даша собрала меньше всех.

7. На каток пришли 4 паучка, чтобы покататься на коньках. У одного из паучков не хватало коньков на задней половине ног, у другого – на передней половине, у третьего с коньками были только правые ножки, а у четвертого - только левые. Они взяли в прокат недостающее количество коньков и вышли на лед. Сколько пар коньков паучки взяли в прокат?

8. В классе учится 24 ученика. Половина из них − мальчики. Ровно треть учеников класса уже выучили таблицу умножения. Известно, что 5 девочек уже в совершенстве знают таблицу умножения. Какое количество мальчиков еще не знает таблицу умножения?

9. Девочки пошли в лес за грибами. Они собрали 50 грибов. Юля собрала столько грибов, что количество их можно поделить между тремя девочками поровну. Маша собрала на 2 гриба больше, чем Юля. Даша собрала меньше всех.

Ох, уж эти величины!

Ох,

уж эти

величины!

Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умением счёта, устных вычислений, измерений , решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволяет учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи. Устный счет или устные упражнения необходимы для того, чтобы научить ребенка не только считать, но и любить и понимать математику. Любое задание помогает повторить то, что изучали или подготовить к новому материалу. Для устных упражнений можно применять различные виды заданий. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ  позволяет развивать внимание, логическое мышление, память, зоркость.

Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умением счёта, устных вычислений, измерений , решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволяет учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи.

Устный счет или устные упражнения необходимы для того, чтобы научить ребенка не только считать, но и любить и понимать математику. Любое задание помогает повторить то, что изучали или подготовить к новому материалу. Для устных упражнений можно применять различные виды заданий.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ позволяет развивать внимание, логическое мышление, память, зоркость.

 Задания: Часто знает и дошкольник  Что такое треугольник,  А уж вам-то как не знать!  Но совсем другое дело — Быстро, точно и умело  Треугольники считать.  Например, в фигуре этой.  Сколько разных?  Рассмотри!  Все внимательно исследуй  И по краю, и внутри! (ответ: 9 треуг.)

Задания:

Часто знает и дошкольник

Что такое треугольник,

А уж вам-то как не знать!

Но совсем другое дело —

Быстро, точно и умело

Треугольники считать.

Например, в фигуре этой.

Сколько разных?

Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И по краю, и внутри!

(ответ: 9 треуг.)

2. Сколько углов у прямоугольника? А у квадрата? 3. У крышки стола квадратной формы отпилили один угол. Сколько стало углов у стола?  (3, 4, 5) 4. В фигуре, похожей на ключ, переложите 4 палочки так,  чтобы осталось 3 равных квадрата . 5. Игра «Танграм». Составить фигуру по образцу или по представлению.

2. Сколько углов у прямоугольника? А у квадрата?

3. У крышки стола квадратной формы отпилили один угол. Сколько стало углов у стола?

(3, 4, 5)

4. В фигуре, похожей на ключ,

переложите 4 палочки так,

чтобы осталось 3 равных квадрата .

5. Игра «Танграм». Составить фигуру по образцу или по представлению.

Считаем устно: 6 т = …кг 3 т 200 кг = …кг 8 т 10 кг = …кг 5 ц = …кг 3 ц 80 кг = …кг 2 ц 5 кг = …кг 3 т = …ц 7 т = …ц 12 т5ц = …кг 12 т 5 ц = …ц 24 т 8 ц … ц 378 т 4 ц = …ц

Считаем устно:

6 т = …кг

3 т 200 кг = …кг

8 т 10 кг = …кг

5 ц = …кг

3 ц 80 кг = …кг

2 ц 5 кг = …кг

3 т = …ц

7 т = …ц

12 т5ц = …кг

12 т 5 ц = …ц

24 т 8 ц … ц

378 т 4 ц = …ц

2. Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты? (одинаково) 3. Река Москва протекает в черте города 70 км, а за городом на 40 км меньше. Сколько км течет река за пределами города? Поставьте другой вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия. 4. Два пятиклассника - Коля и Толя  Вместе находят периметр поля.  Ты помоги вычисленьям ребят,  Если известно, что поле - квадрат,  25 метров - длина стороны  И никаких нет данных иных. (25*4=100см=1м)

2. Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты? (одинаково)

3. Река Москва протекает в черте города 70 км, а за городом на 40 км меньше. Сколько км течет река за пределами города?

Поставьте другой вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия.

4. Два пятиклассника - Коля и Толя

Вместе находят периметр поля.

Ты помоги вычисленьям ребят,

Если известно, что поле - квадрат,

25 метров - длина стороны

И никаких нет данных иных. (25*4=100см=1м)

5. «На десерт - задачи- шутки  Только на одну минутку». Пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 мин, за 5 мин.? Посчитайте, сколько весит этот хорошо обученный пожарный в своих 100 штанах, если его собственный вес 80 кг, а вес одних штанов - полкило?

5. «На десерт - задачи- шутки

Только на одну минутку».

Пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 мин, за 5 мин.?

Посчитайте, сколько весит этот хорошо обученный пожарный в своих 100 штанах, если его собственный вес 80 кг, а вес одних штанов - полкило?

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !