МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М.Яналова»
Классный час
В чем счастье человеческое?
Провела учитель начальных классов:
Ермолина Екатерина Николаевна
Сернур
2012
Тема « В чем счастье человеческое?»
Цель: Познакомить учащихся с понятием «счастье».
Задачи:
Помочь учащимся понять, когда же и почему человек бывает счастлив.
Воспитывать умение сострадать, сопереживать.
Организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и нравственного самовыражения.
Класс: 3
Форма проведения: беседа
Ход занятия
Приветствие (Слайд 1)
Ребята поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свое настроение: кто-то возбужден, кто-то может быть огорчен, у кого-то чудесное настроение. Давайте отвлечемся, оставим все проблемы в стороне. Соединим ладошки и передадим сидящим рядом хорошее настроение, добрые намерения по отношению друг к другу.
Теперь у всех прекрасное самочувствие. Попробуем провести его через всё занятие. Мы с вами сегодня друзья, а с другом вы можете посекретничать, высказать свое личное, услышать другого. Мне очень важно узнать мнение каждого из вас.
Ребус.
Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы побеседовать на очень интересную тему. Чтобы определить тему нашего занятия давайте решим арифметическую анограмму. (Слайд 2)
С + часть + е = счастье.
- Какое слово здесь зашифровано?
- Как вы понимаете, что такое счастье?
(Слайд 3)
В словаре С.И. Ожегова говорится, что Счастье – 1. Успех, удача. 2. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения.
Сказка с проблемной ситуацией.
В давние времена жила-была семья. Отец заведовал рыбным хозяйством, с утра уходил на работу, а возвращался поздно вечером. Мать была мастерица-искусница, заведовала модным ателье. Все приходили к ней с просьбой – сшить платье, соткать ковер. И была у них дочка Дарьюшка, деточка трудолюбивая, и добрая, и любознательная.
За эти качества все предсказывали ей счастье. И так часто девочка слышала это слово, что ей захотелось узнать, что же это такое. И вот однажды спросила она у отца:
- Папа, а что такое счастье, о котором все говорят?
- Счастье – это хороший улов и мирное море, достаток и лад в семье.
- Послушала она и подумала:
- Рыбу то я не ловлю, в море не хожу. Что же такое счастье?
И пошла к маме.
- Мама, а что такое счастье?
- Миленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка, котик-мурлыка, муж работящий. Вот оно счастье, нет его слаще.
Хоть красиво мама молвила, а не поняла Дарьюшка что такое счастье и решила обратиться к своим друзьям.
- Подруженька, а что такое счастье. Ты знаешь?
- Конечно знаю. Счастье – это модный сарафан, новые сапожки, красивые сережки…
- нет, - возразил товарищ, - счастье – это мощный компьютер, крутая тачка…
- Много платьев красивых лежит у меня дома, машин у отца, но не становлюсь я от этого счастливее.
Решила Дарьюшка пойти к своей бабушке, живущей неподалеку.
Пришла и спросила: «Что такое счастье, бабушка?» мудрая бабушка ответила так:
На этом я прерву сказку и спрошу Вас
- Что такое счастье на ваш взгляд?
4. Солнышко из ладошек. (Музыка слайд 3)
- У вас на партах лежат ладошки, как вы думаете, в чем заключается ваше счастье? Напишите на этих ладошках и прикрепите их на доску.
(Дети пишут на ладошках)
Что у нас получилось?
Солнышко с разными понятиями о счастье. Кто – из вас считает, что счастье в учебе, в красивой одежде, в друзьях, и другие. Каждый из вас счастье понимает по своему.
А вот как понимают слово счастье великие люди:
(Слайд 4)
О, если б каждый день
Иметь краюху хлеба,
Над головою кров и скромный угол,
Тогда б благословить за счастье можно было б небо.
Омар Хайам
(Слайд 5)
Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей.
А.П. Чехов
(Слайд 6)
Счастье – это наличие любимого труда, радость общения, семья.
Л.Н. Толстой
5. Продолжение сказки
- Давайте вспомним сказку и подумаем: как понимали счастье герои сказки?
- Что же ответила бабушка внучке? (Предположительные ответы учащихся)
И ответила бабушка:
Ты подходила к отцу, его счастье – обеспечить семью, у матери – накормить семью, у друзей твоих счастье заключается в красивых да модных нарядах, дорогих вещах. На самом деле ты будешь счастлива, когда научишься делать других чуточку счастливее, отдавая при этом людям кусочек своей души.
Девочка задумалась и поняла, что она счастлива.
6. Тест «Какое оно счастье?» (Слайд 7)
- А как по- вашему выглядит счастье? Сейчас мы попробуем вместе с вами прикоснуться к своему счастью, для этого вам нужно ответить на ряд вопросов.
(Пишу на доске)
1. Какого оно цвета?
2. Какой оно излучает аромат?
3. Какое счастье на ощупь?
4. Какой температуры счастье?
Определения учащихся записывается на доске, затем делается вывод. Например, Счастье – желтый, вкус с ароматом земляники, теплое, мягкое)
А, как выглядит счастливый человек?
(предположения детей)
(Слайд 8)
Вывод: Счастливый человек испытывает душевное равновесие, радость, доверие, ответственность. Счастливый человек заметно отличается от окружающих – он улыбается, он «светится», у него все, за что он берется, получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливыми.
А бывает ли человек постоянно счастливым?
7. Разбор ситуаций
У Г.Х.Андерсена есть сказка «Калоши счастья». В ней Фея Счастья сообщает Фее Печали, что у нее есть «калоши счастья». Тот, кто их наденет, станет счастливым человеком. Фея печали ей возражает и говорит, что человек, наоборот, будет рад избавиться от этих калош. Давайте попробуем разрешить этот спор.
Фея счастья передала вам свою карточку счастья. Вы должны решить, согласитесь вы на это счастье или нет. Предупреждаю, что фея Печали будет настойчиво отговаривать. Ваша задача отстоять свое мнение получить это счастье или согласиться с ним расстаться.
(Слайд 9)
А карточка такая:
- У тебя появился новый друг, умный и интересный, но у него очень вспыльчивый характер. Подумайте, нужны вам такие калоши счастья. Почему?
(Вывод)
Вывод: Дружба – это прекрасно. Вы будете общаться, у вас будут общие интересы, увлечения, но тебе придется разделить с ним не только радость дружбы, но и проблемы, которые у него есть. Ко всему у него вспыльчивый характер. Он может обидеть или даже оскорбить в приступе гнева.
Жизнь, которая состояла бы из одних только счастливых моментов, не существует. Счастье всегда выступает в паре со страданиями, заботами.
Слайд 10
8. Игра «Поделись счастьем с другими» Слайд 10
Ваше тело, как и этот шарик, сосуд для счастья, от того, какими мыслями, чувствами, поступками вы наполните этот сосуд, то есть шарик, зависит ваше счастье. Давайте надуем шарик наполняя его счастливыми моментами.
(Учащиеся надувают шары под музыку)
Шарики у вас готовы. Как вы поступите со своим счастьем?
(Высказывания детей)
Слайд 11
Каждый сам распоряжается своим счастьем, вы можете поделиться счастьем с родными и друзьями, одноклассниками, учителями, гостями. Или можете наслаждаться им в одиночку. Подумайте и решите как вы поступите со своим счастьем.
- А я лопну шарик, чтобы поделиться своим счастьем с вами.
Вывод: никогда не забывайте, что даря счастье близким – вы обретаете больше, ведь добро, отданное вами вернется в большем количестве.
Слайд 12
9. Заключение
Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни.
- На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо!