СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у кукол

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прпограмма для детей 12-15 лет. Декоративно-прикладное ворчество.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у кукол»


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Ольховский центр развития творчества детей и юношества»

Ольховского района Волгоградской области

Принята на заседании «Утверждаю»

педагогического совета: Директор

протокол № «МОУ ДО Ольховский ЦРТДЮ»

от ___________________В.И.Бассанский

приказ от _________________




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

Художественной направленности

«В гостях у кукол»

(стартовый уровень)





Возраст учащихся 7-15 лет

(срок реализации программы - 1 год)







Разработчик (автор/составитель):
БЕЛИКОВА Мария Александровна,
педагог дополнительного образования





с.Ольховка







1. Раздел «Комплекс основных характеристик образования»

1.1.Пояснительная записка

Направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у кукол» имеет художественную направленность, поскольку ориентирована на развитие творческого, духовно-нравственного потенциала учащихся в процессе овладения техникой изготовления тряпичной куклы.

Актуальность программы  обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается рост интереса к изделиям, сделанным своими руками. Владение каким-либо видом рукоделия, позволяет учащимся выделиться из общей массы, подчеркнуть свою индивидуальность. Реализация данной программы направлена на формирование интереса к изготовлению народной игрушки, в различных техниках декоративно-прикладного творчества, приобщение детей и подростков к народным традициям. Занятия обеспечивают эстетическое и художественное обогащение учащихся, носят воспитывающий характер. В процессе изготовления работ  дети получают специальные знания, умения, происходит формирование российской национальной идентичности.

Педагогическая целесообразность

Кукла как игрушка - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Исходя из этого, а также из интересов и запросов детей и была разработана дополнительная общеразвивающая программа по изготовлению кукол.

  При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с  развитием мышления, речи, письма. Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственные и творческие способности, корректирует недостатки внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.

Отличительные особенности программы заключаются в её комплексности с точки зрения всей необходимой информации по русской традиционной кукле. Учитываются особенности региональной традиции и возможности учащихся проявить индивидуальную творческую фантазию в авторском исполнении народной куклы. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет детям выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности.

Адресат программы

Программа предназначена для детей 7-13 лет, мотивированных на изучение народных традиций и прикладного творчества.

В возрасте 7-10 лет у детей достаточно развита мелкая моторика рук, они способны качественно выполнять «тонкую» работу. В этом возрасте ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать творческие возможности, создавать свои уникальные работы.

В возрасте 11-13 лет дети развиты физически и умственно, что позволяет им быстро осваивать сложные технические приемы и применять их на практике. В этом возрасте ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать творческие возможности, создавать свои уникальные работы.

Работа по данной программе предоставляет возможность учащимся реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

Количество учащихся в группе от 10 до 15 человек

Уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

По целевому ориентированию и уровню сложности данная программа является программой базового уровня. Срок реализации программы – 1 год.

Общее количество учебных часов составляет -216 ч.

Продолжительность обучения по программе – 36 недель.

Период обучения – с сентября по май.

Формы обучения – очная.

Режим занятий

На освоение программы отводится 6 часов в неделю. Занятия в группе проводятся 3 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятий – 40 мин. с 10 минутным перерывом.

Особенности организации образовательного процесса

В данной программе соединены подходы изучения техник декоративно-прикладного творчества, законов построения композиций и практическое воплощение их в имитациях и декоративных изделиях. Особое внимание уделяется изготовлению тряпичной куклы и изучению народных традиций.

Программа строится таким образом, что освоение необходимых теоретических знаний связано с выполнением практических работ. Активно проводятся мастер-классы, сюжетно-ролевые игры, выставки, конкурсы. Проводятся творческие недели, презентация творческих работ.

1.2.Цель программы: развитие творческого, духовно-нравственного потенциала учащихся через познание русских народных традиции и в процессе освоения техники изготовления тряпичной куклы.

Задачи:

Предметные:

- формирование знаний об истории народной куклы, о народных костюмах, обычаях и традициях русского народа;

- формирование умений и навыков в освоении различной техники и

технологии в изготовления куклы;

- формирование умений бережно и экономно использовать материал,

содержать в порядке рабочее место.

Личностные:

- формирование этической и эстетической культуры на основе знакомства с

элементами традиционного народного творчества;

- формирование бережного отношения к культурному наследию, к истории

своего народа.

- формирование навыков общения в коллективной деятельности;

- воспитание патриотизма, любви к народным традициям, уважения к труду.

Метапредметные:

- развитие воображения, умение реализовать собственные творческие

замыслы;

- формирование умения работать индивидуально и в группе;

- развитие образного и аналитического мышления;

- формирование умений и навыков взаимодействия в группе (уважать мнение других, оказывать поддержку и помощь, относиться к коллективной творческой работе как лично значимой, проявлять инициативу).

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

Раздел, тема

Количество часов

Форма аттестации/

контроля



Всего часов

Теория

Практика

I

Организационно-контрольный раздел




Беседа

II

Раздел: Игровые куклы

4

2

 

2

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

2.1

Кукла "Бабочка"

2.2

"Зайчик на пальчик"

4

2

2

Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

2.3

Кукла "Каркуша"(Сорока)

4

-

4

Конкурс Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

2.4

"Петрушка". Изготовление декоративного панно

4


4

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

2.5

Кукла "Парочка".

6

2

4

Практическое задание. Выставка работ.

2.6

Куклы столбушки "Семья"

6

2

4

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия

2.7

Кукла игровая по мотивам Вепсской куклы

4

2

2

Конкурс Практическое задание.

2.8

Утешница»

4

2

2

Фронтальный опрос. Практическое задание.

2.9

Сувениры: куколки-малышки

4

-

4

Фронтальный опрос. Практическое задание.

2.10

Кукла на палочке

4

2

2

Фронтальный опрос..


Промежуточная аттестация

2

-

2

Выставка.

Конкурс.

III

Раздел: Обрядовые куклы

 

4

 

2

 

2

Практическое задание. Выставка работ.

3.1

"Мартинички". Обряд закликания весны

3.2

Кукла "Птичка"

2

-

2

Фронтальный опрос. Практическое задание.

3.3

Свадебная кукла "Мировое Древо"

4

-

4

Фронтальный опрос..

3.4

Кукла на пасхальное яйцо

2

-

2

Фронтальный опрос. Практическое задание.

3.5

Пасхальная голубка

2

-

2

Фронтальный опрос. Выставка работ.

3.6

Кукла "Крестец"

2

-

2

Фронтальный опрос. Практическое задание.

3.7

Кукла "Масленица"

2

-

2

Фронтальный опрос. Конкурс

3.8

Кукла "Коляда"

4

-

4

Фронтальный опрос.

3.9

Кукла "Пеленашка"

2

-

2

Фронтальный опрос.

3.10

Кукла "Птица Радость"

6

2

4

Фронтальный опрос. Практическое задание.

3.11

Кукла "Кукушечка"

4

-

4

Фронтальный опрос.

3.12

Солнечный символ "Око радости"

2

-

2

Фронтальный опрос. Конкурс. Выставка работ

3.13

Кукла "Вербная"

4

-

4

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

3.14

"Спиридон Солнцеворот"

6

2

4

Практическое задание. Выставка работ.

3.15

Кукла "Макредина"

4

-

4

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

3.16

Вепсская кукла (кормилка)

2

-

2

Фронтальный опрос

IV

Раздел: Обереговые куклы

 

 

 


4.1

"Подорожница"

2

-

2

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

4.2

Кукла "Закрутка".

2

-

2

Фронтальный опрос.

4.3

Кукла "Солнечный конь". Почитание коня в крестьянском труде

4

-

4

Фронтальный опрос. Конкурс. Выставка работ.

4.4

Кукла "Колокольчик"

2

0

2

Фронтальный опрос. Выставка работ.

4.5

Куклы "День и Ночь"

2

0

2

Фронтальный опрос. Выставка работ. Фотосессия.

4.6

Кукла "Северная Берегиня"

2

-

2

Фронтальный опрос. Выставка работ.

4.7

Кукла народов Прикамья

2

-

2

Выставка работ. Фотосессия.

4.8

Кукла "Веснянка"

2

0

2

Выставка работ. Фотосессия.

4.9

Кукла "Благодать"

2

0

2

Фронтальный опрос. Выставка работ.

4.10

Рождественский ангел

2

-

2

Выставка работ. Фотосессия.

4.11

Кукла "Девкина забава " или "Подружка- плакушка"

2


2

Фронтальный опрос. Выставка работ.

4.12

"Хозяюшка Благополучница"

2

-

2

Выставка работ.

4.13

Кукла "Очистительная"

6

2

4

Фронтальный опрос. Выставка работ. Фотосессия

4.14

Кукла "Званка -Желанка"

4

2

2

Выставка работ. Фотосессия

4.15

Кукла «Старик-Домовик»

6

2

4

Фронтальный опрос. Конкурс. Выставка работ.

4.16

Кукла" Богач"

4

2

2

Фронтальный опрос. Выставка работ.

4.17

Кукла "Рябинка"

4

2

2

Фронтальный опрос. Выставка работ.

VI

Раздел «Типичные элементы русского костюма конца ХIХ начала ХХ вв.»

Тема: « Рубаха»

         





         




         






5.1

Детская рубашка, ее покрой и украшения.

4

2

12

Фронтальный опрос. Выставка работ

5.2

Классическая русская девичья рубаха.

6

-

6

Фронтальный опрос. Выставка работ

VI

            Тема. Сарафан

         

         


       

 


6.1

Различие сарафанов по покрою.

           4

          2

          2

Фронтальный опрос. Практическое задание.

6.2

Ткань для сарафана.

           2

          -

          2

Практическое задание. Выставка работ.

6.3

Изготовление одного из видов сарафана.

          12

          -

         

12

Фронтальный опрос. Выставка работ.

VII

  Тема . Поневный комплекс

         

         

         


7.1

Поясная одежда-понева.

           

4

       

           

2

Фронтальный опрос. Выставка работ.

7.2

Юбки из кашемира, шелка, штофа, сатина.

       

 2

   -  

   

2   

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

7.3

Пошив праздничной поневы.

         

10

          -

       

10

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

VIII

 Тема. Головной убор

         

14

       

2



2

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

8.1

Девичий головной убор

         

4

         

2

     

2

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

8.2

Головной убор замужней женщины

           

4

         

-

       

4

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

8.3

Изготовление девичьего головного убора-повязки

 8          

          -

      8

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

VIIII

          Тема. Украшения

       

     


       


9.1

Украшения, как составляющая часть русского народного костюма. Ушные украшения. Украшения запястья. Шейные украшения.

           4  


2

       

 2

Фронтальный опрос. Выставка работ.

9.2

Пояс – обязательная часть любой одежды.

           6


-

         

6

Практическое задание. Выставка работ.

9.3

Изготовление шейного украшения  из бисера.


           6

          -

       

 6

Выставка работ.



Аттестация по итогам освоения программы

4

-

4

Выставка


итого

216

54

162


Содержание программы обучения

I Раздел: Организационно-контрольный

Тема 1.1 Вводное занятие

Теория: Вводная диагностика. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности работ. Классификация кукол.

Практика: Заполнение анкет. Ответы на вопросы. Рассматривание готовых работ и фотоматериалов. Форма контроля: Беседа

Тема 1.2 Игровые куклы.

Теория: кукла «Бабочка», «Зайчик на пальчик», кукла «Каркуша».

Практика: Ответы на вопросы. Практическое выполнение задания педагога. Форма контроля: Беседа. Практическая работа

 II Раздел: Игровые куклы

Тема 2.1  Кукла «Бабочка»

Теория: Беседа из истории игровых кукол. Техника безопасности. Демонстрация готовой куклы.

Практика: Рассматривание готовых работ. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Бабочка». Форма контроля: фронтальный опрос

Тема 2.2 Кукла «Зайчик на пальчик»

Теория: Загадки, потешки про зайцев. Показ изготовления куклы с использованием приемов обережный крест и наматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Изготовление куклы «Зайчик на пальчик». Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия

Тема 2.3. Кукла «Каркуша» (Сорока)

Теория: Беседа «Праздник Сороки». Загадки про ворон (сорок), народные приметы.  Демонстрация картинок по теме. Правила выполнения куклы «Каркуша».

 Практика: Рассматривание готовых кукол. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Каркуша». Форма контроля: фронтальный опрос

Тема 2.4. «Петрушка». Изготовление декоративного панно.

Теория: История куклы «Петрушка». Особенности изготовления куклы используя  приемы скручивание, прикатывание.

Практика: Практическая работа по изготовлению куклы «Петрушка» и оформлению панно. Анализ готовых работ. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание.

Тема 2.5  Кукла «Парочка».

Теория: Беседа о дружбе. Стихи и поговорки о дружбе. Элементы народного костюма: сарафан, рубаха, порты, передник, пояс.

Практика: Практическая работа по изготовлению девицы.

Тема 2.6  Куклы столбушки "Семья".

Теория: Беседа о традициях русской семьи,  куклах столбушках и кукле «Пеленашка».

Практика: Рассматривание образцов кукол. Практическая работа по теме: «Куклы столбушки «Семья». Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

Тема 2.7 Кукла игровая по мотивам Вепсской куклы

Теория: Сравнительный анализ двух кукол: вепсской и  куклы игровой по мотивам вепсской. Демонстрация готовых кукол.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание  куклы игровой по мотивам вепсской. Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 2.8 «Утешница»

Теория: Беседа о кукле «Утешительная». Демонстрация готовой куклы. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца куклы «Утешительная». Форма контроля: фронтальный опрос.

Тема 2.9 «Сувениры: куколки-малышки»

Теория: Рассказ о сувенирах. Понятие – «сувенир». Демонстрация иллюстраций, готовых образцов.

Практика: Практическая работа по изготовлению куколок – малышек в мужском и женском образе. Форма контроля: фронтальный опрос.

Тема 2.10 «Кукла на палочке»

Теория: Рассказ о куклах на палочках. Значение деревьев для изготовления кукол. Демонстрация готовых образцов.

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы на палочке.  Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Промежуточная аттестация. Выполнение тестовых заданий. Выставка.

III Раздел: Обрядовые куклы

Тема 3. 1 «Мартинички». Обряд « Закликания весны».

Теория: Беседа об обряде « Закликания весны». Технология изготовления кукол из ниток.

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Упражнение по наматыванию ниток. Форма контроля: Фронтальный опрос.

Тема 3.2  Кукла «Птичка».

Теория:  Песенки – заклички, народные приметы месяца.  Демонстрация готовых кукол. Последовательность выполнения куклы «Птичка».

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление куклы «Птичка» с использованием приема обережный крест. Оформление кукол. Форма контроля: Фронтальный опрос.
Тема 3. 3 Свадебная кукла «Мировое Древо»

Теория: Беседа о кукле «Мировое Древо». Демонстрация готовых образцов, фотографий. Использование березовой рогатины

Практика: Анализ технологии изготовления. Практическая работа по изготовлению куклы «Мировое Древо». Анализ готовых работ. Форма контроля: Фронтальный опрос.

Тема 3.4  Кукла на пасхальное яйцо.

Теория: Беседа о православном празднике Пасха, знакомство с традициями. Стихотворения по теме.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы. Анализ готовых работ. Форма контроля: Фронтальный опрос

Тема 3.5 «Пасхальная голубка».

Теория: Кукла «Пасхальная голубка». Стихотворения по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстраций.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое выполнение куклы. Анализ проделанной работы. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 3.6  Кукла «Крестец»

Теория: Рассказ об особенностях куклы «Крестец». Знакомство с понятием – «кукла заместитель

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическое изготовление куклы «Крестец». Анализ проделанной работы. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия

Тема 3.7  Кукла «Масленица».

Теория:  Беседа о народном празднике «Масленица», традиции праздника. Демонстрации готовых кукол, иллюстраций

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле «Масленица». Украшение куклы лентами, бусами, бисером, нитками. Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия

Тема 3.8. Кукла «Коляда»

Теория: Беседа о празднике Рождество. Традиции праздника. Рождественские колядки. Народные приметы, песенки – потешки.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Коляда». Анализ готовых работ. Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 3.9. Кукла "Пеленашка"

Теория: Беседа о традициях материнства и детства на Руси. Знакомство с куклой «Пеленашка».

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление куклы «Пеленашка». Анализ готовых работ. Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 3.10 Кукла "Птица Радость"

Теория: Рассказ о кукле «Птица Радость».  Демонстрация готового образца.

Практика: Ответы на вопросы.  Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Птица Радость».  

Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 3.11. Кукла "Кукушечка"

Теория: Беседа о православном празднике Троица и роли кукушки в народных поверьях. Демонстрация двух образцов кукол «Кукушечка»..

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению кукол «Кукушечка». Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 3.12. Солнечный символ "Око радости"

Теория: Беседа на тему: « Обряд «Славления Солнца». Демонстрация готового образца. Использование веток дерева и ниток.

Практика: Ответы на вопросы. Упражнения по наматыванию ниток. Рассматривание образца. Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

Тема 3.13. Кукла "Вербная"

Теория: Беседа о православном празднике Пасха и Вербное воскресенье, знакомство с традициями..

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы. Анализ готовых работ. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 3.14 "Спиридон Солнцеворот"

Теория: Рассказ о кукле «Спиридон Солнцеворот». Демонстрация готового образца, иллюстраций. Особенности изготовления кукол из лыка. Последовательность изготовления куклы.

Практика:  Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Изготовление куклы «Спиридон Солнцеворот». Работа над костюмом куклы. Представление готовых работ. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 3.15 Кукла "Макредина"

Теория: Рассказ о кукле «Макредина». Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Выбор материала для изготовления куклы. Этапы работы.

Практика: Ответы на вопросы.  Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле «Макредина». Подведение итогов работы. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

Тема 3.16 Вепсская кукла (кормилка)

Теория: Беседа о народе вепсы и истории вепсской куклы. Особенности технологии изготовления. Демонстрация готовых кукол, фотографий.

Практика: Рассматривание работ. Практическое изготовление  «Вепсской  куклы». Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

IV Раздел: Обереговые куклы

Тема4. 1. Кукла «Подорожница».   

Теория: Беседа о куклах оберегах. Знакомство с куклой «Подорожница». Народные приметы « в дорогу», загадки, ребус.

Практика: Рассматривание готового образца. Ответы на вопросы. Практическое изготовление куклы «Подорожницы». Анализ проделанной работы. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 4.2. Кукла «Закрутка».

Теория: Беседа о куклах закрутках. Особенности изготовления. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций.

Практика: работа по изготовлению куклы «Закрутка» .

Тема 4.3. Кукла «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском труде.

Теория: Рассказ о кукле «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском труде.  Загадки по теме, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин, иллюстраций.

Практика: Рассматривание образцов. Упражнение  по основным приемам: закручивание, наматывание, обережный крест. Форма контроля: фронтальный опрос

Тема 4.4.  Кукла «Колокольчик».

Теория: Беседа о значении колоколов на Руси. Знакомство с куклой «Колокольчик».  Загадки, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин.  Техника безопасности при работе с ножницами. Особенности подбора ткани. Последовательность выполнения куклы «Колокольчик» с помощью приемов приматывание и наматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Колокольчик».  Анализ готовых работ

Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия

Тема 4.5. Куклы «День и Ночь».

Теория: Беседа по теме куклы «Обереги жилища» и их место в русской избе. Демонстрация готовых кукол, иллюстраций.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению кукол «День и Ночь» вариант 1, вариант 2. Анализ готовых работ.

Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 4.6. Кукла «Северная Берегиня»

Теория: Демонстрация готовой куклы.  Техника безопасности при работе с ножницами.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по теме:  кукла «Северная Берегиня». Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема4. 7. Кукла народов Прикамья.

Теория: Рассказ о народах Прикамья. Знакомство с  куклой народов Прикамья. Практика: Рассматривание куклы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы народов Прикамья. Оформление декоративной подвески.

Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема4. 8. Кукла «Веснянка»

Теория: Беседа по теме «Народный календарь: Авдотья Весновка». Народные приметы и поговорки, стихи о весне.  

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению «Веснянки».  Украшение куклы яркими нитями и лентами.

Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема4. 9. Кукла «Благодать».

Теория: Беседа по теме кукла «Благодать». Народные приметы и поговорки. Демонстрация готовых кукол, фотографий.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Благодать».  Анализ  проделанной работы. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 4.10. «Рождественский ангел»

Теория: Беседа о празднике Рождества и значении народной куклы «Рождественский ангел». Стихи, приметы, кроссворд по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстрации. Техника безопасности при работе с ножницами. Последовательность изготовления куклы с помощью приема обережный крест.

Практика: Рассматривание куклы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению куклы «Рождественский ангел». Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 4.11. Кукла «Девкина забава» или «Подружка – плакушка».

Теория: Беседа по теме кукла «Девкина забава» или «Подружка – плакушка». Демонстрация готовых кукол, иллюстрации.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание куклы «Девкина забава» или «Подружка – плакушка». Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 4.12.  «Хозяюшка Благополучница»

Теория: Рассказ о кукле «Хозяюшка Благополучница».  Демонстрация готовых работ, фотографий. Технология изготовления куклы посредством приемов наматывание, прикатывание и узелкового приема.

Практика: Рассматривание куклы. Практическая работа по изготовлению куклы «Хозяюшка Благополучница».

Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 4.13 Кукла "Очистительная"

Теория: Беседа о кукле «Очистительная». Демонстрация готового образца.  Особенности подбора ткани. Техника безопасности при работе с ножницами. Этапы работы. Применение приемов: обережный крест, наматывание.

Практика: Ответы на вопросы.  Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Очистительная». Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 4.14.  Кукла "Званка -Желанка"

Теория: Беседа по теме кукла «Званка -  Желанка». Демонстрация готового образца, иллюстраций. Практика: ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы.

Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 4.15. Кукла «Старик-Домовик» 

Теория: Рассказ о кукле «Старик - Домовик». Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Выбор ткани для куклы.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Старик - Домовик». Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.

Тема 4.16.  Кукла" Богач".

Теория: Рассказ о кукле «Богач».  Демонстрация образцов. Сравнительный анализ кукол « Крупеничка» и «Богач

Практика: Ответы на вопросы.  Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы « Богач».  Подведение итогов работы.

Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия

Тема 4.17.  Кукла "Рябинка"

Теория: Беседа по теме кукла «Рябинка». Особенности изготовления. Демонстрация готового образца, иллюстраций. Загадки, пословицы.

Практика: Ответы на вопросы.  Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Рябинка». Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

Тема 5. Рубаха.

Теория: Детская рубашка, её покрой и украшение. Классическая русская девичья рубаха – цельная ( проходница, исцельница ), рубаха воротушка – долгорукая.

Практика:  Технология кроя рубахи. Изготовление и украшение мужской и женской рубахи. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

Тема 6.Сарафан.

Теория: Различие сарафанов по покрою: прямой сарафан -бочка, косоклинные сарафаны, круглые сарафаны (москович,  продуванка, раздувай)

Практика: Изготовление одного из видов сарафанов и его украшения.

Форма контроля. Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

Тема 7 .Понёвный комплекс.        

Теория: Поясная одежда – понева. Понева – разнополая, глухая понева, понева с прошвой. Особенности кроя. Праздничные и будничные поневы, особенность их  украшений.

Юбки из кашемира, шелка, штофа, сатина.

Практика:  Пошив праздничной поневы. Форма контроля. Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

Тема 8.    Головной убор.

Теория: Девичий головной убор: «краса», «повязка», «увясло», «венчик».

Практика: Изготовление девичьего головного убора- повязки.

Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. fishki.netHYPERLINK "https://fishki.net/2281032-russkie-golovnye-ubory-i-pravila-ih-noshenija.html"HYPERLINK "https://fishki.net/2281032-russkie-golovnye-ubory-i-pravila-ih-noshenija.html"2281032-russkie-golovnye-ubory…pravila…

Тема 9. Украшения.

Теория: Украшения, как составная часть русского народного костюма. Виды украшений. Ушные украшения: серьги - бусы, серьги- голубцы, «орлики»,  «гуски».

Практика: Мастерим шейное украшение из бисера.

Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.

Итоговый контроль: выставка творческих работ.

1.4 Планируемые результаты

Предметные:

К концу учебного года учащиеся будут знать:

- историю народной куклы, обычаи и традиции русского народа;

- различные техники и технологии в изготовления куклы.

уметь:

- работать с различными инструментами;

- создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы.

Личностные результаты

К концу учебного года учащиеся будут проявлять:

- бережное и уважительное отношения к кукле, как к

объекту национальной истории и культуры;

- творческие возможности, внимание, наблюдательность и

фантазию.

- навыки общения и коллективной деятельности.

Метапредметные результаты:

К концу учебного учащиеся будут уметь:

-реализовывать собственные творческие замыслы;

-работать индивидуально и в группе;

-образно и аналитически мыслить;

-взаимодействовать в группе (уважать мнение других, оказывать поддержку и помощь, относиться к коллективной творческой работе как лично значимой, проявлять инициативу).

2. Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график на 2023-2024учебный год

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Режим занятий

Сроки контрольных процедур

Продолжительность каникул

01.09.2023

31.05.2024

36

361

3 раза в неделю по 2 часа

Декабрь(16 неделя), май (35 неделя)

1-8 января 2024 года


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией.

Инструменты и приспособления: ножницы, иглы, цветные булавки с большими головками, клей ПВА. Материал для изготовления кукол: нитки (хлопковые, ирис, акриловые, шерстяные), пеньковая веревка, ткань хлопчатобумажная белая.

Информационное обеспечение: видео-фонотека литературных произведений, сборник сценариев и упражнений, тексты сказок, ноутбук, интернет-ресурсы.

Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе соответствует квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного образования».

Форма аттестации

Отслеживание результатов реализации программы проходит в три этапа: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль.

  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием презентации по темам изучаемого материала.

  • Фронтальная и индивидуальная беседа.

  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

  • Выставка-конкурс «Игрушка на елку».

Промежуточный контроль


  • Фронтальная и индивидуальная беседа;

  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

  • Выставка.

Итоговый контроль

  • Предусматривает персональные выставки, включающие авторские куклы учащихся, выполненные по собственным эскизам с использованием различных техник и материалов, экспонаты которой оцениваются по критериям:

  • качество и чистота работы;

  • оригинальность и композиционное решение;

  • соответствие окончательного варианта куклы с первоначальным эскизом.

Оценочные материалы:

Хорошим показателем развития творческих способностей является активное и успешное участие в конкурсах и выставках. Лучшие работы размещаются на сайте учреждения.

Диагностика с целью выявления предметных, метапредметных и личностных результатов составляется

- табель успеваемости (выявление предметных результатов) (Прил1.)

- шкала оценивания личностного роста (выявление личностных результатов) (прил 2.);

- проводится комплексная работа (выявление метапредметных результатов), (Прил.3).

Методические материалы

При проведении занятий используются различные методы работы:

- словесные методы (лекции, объяснения, консультация);

- демонстративно- наглядные (коллекция фоторабот, видео, технология схем);

- метод практической работы;

- активные формы познавательной деятельности.

Педагогические технологии:

- технология игровой деятельности;

- коммуникативная технология обучения;

- технология коллективной творческой деятельности;

- здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм учебного занятия

Занятия проходят в игровой форме с использованием:

бесед, наблюдений, проблемных ситуаций, сюрпризных моментов, конструирования, моделирования, совместного проговаривания, комментирования, совместных действий, показа с объяснением, динамических пауз, подвижных игр, артикуляционной и пальчиковых гимнастик, речевых и дидактических игр, игровых заданий, упражнений, рефлексии.

Структура занятия:

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

3. Практический этап.

4. Рефлексия.



















Список литературы для педагога

1. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Профиздат, 2015. – 136с.

2. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла. – М.: Культура и традиции, 2017. – 121с.

3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2019. – 240с.

4. Москин Д.Н., Яшкова Т.Б. Загадка народной куклы. - Петрозаводск: Периодика, 2018. - 64 с., ил.

5. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских

традициях. – М.: Айрис Пресс, - 2018.

Литература для детей

1.Берстенева, Н.Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. Белый город.- 2018.

2.Делаем куклы. – М. Издательство Ниола-прес, 2019.

3.Рукоделие и творчество. Игрушки из помпонов (комплект из 7 книг). – М.: АСТ, 2019.

Литература для родителей

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- Просвещение, Москва.- 1991.

2.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- Искусство в школе, Москва .-2018.

3.Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2020.







Оценочный материал

Приложение 1

Табель успеваемости учащихся:

Фамилия______________________________

Имя__________________________________


Критерии подготовки

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Общеучебные умения и навыки

Баллы

Уровень

Работа с эскизом

Экономное использование материалов

Умение работать с инструментами

Умение заправлять ткань

Умение начать и закончить работу

Применение в работе изученных швов

Баллы

Уровень

Работа с литературой

Работа с электронными источниками

Исследовательская раб.

Умение слушать и слышать педагога

Выступление перед аудиторией


















Приложение 2


Устный опрос и выполнение практической работы.

Методическое обеспечение: Тест «Я знаю»;

Материально – техническое обеспечение: компьютер.

На каждого учащегося: ткань, нитки, ножницы, фурнитура.

Теоретическая часть: оценивается педагогом на занятии с помощью теста «Я знаю» по пройденным темам программы. Педагог раздает каждому обучающемуся тест. Объясняет правила выполнения работы. Обучающиеся выполняют тест, подписывают и сдают педагогу.

Критерии оценивания:

- Знает историю игрушки;

- Знает название и назначение материалов и инструментов;

- Знает название и назначение игрушки;

- Знает правила безопасности труда и личной гигиены;

- Знает виды изученных швов.

Шкала оценивания:

правильный ответ - 2 балла ; неправильный ответ – 0 баллов

Результат отслеживается по уровням:

От 1 до 9 – минимальный ; от 10 до 15 – средний ; от 16 до 20 – максимальный

Практическая часть: Оценивается педагогом при выполнении практической работы игрушки. Обучающийся самостоятельно выполняет работу, используя инструкционную карту.

Критерии оценивания:

1. Умеет пользоваться инструкционными картами;

2. Умеет пользоваться инструментами для работы;

3. Умеет начать и закончить работу;

4. Умеет экономно использовать материалы;

5. Умеет эстетично оформить работу. Отметьте знаком «+» все правильные ответы (один или несколько).













Приложение 3

Значение термина

1. Шов

а) последовательный ряд стежков

2. Стежок

б) расстояние между двумя проколами иглы

3. Строчка

в) последовательность стежков, выполненных для соединения деталей изделия друг с другом

2. Сшивание - это:

а) соединение нескольких приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам швом «назад иголкой» или машинным швом;

б) соединение нескольких различных по величине деталей швом «крест»;

в) прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали.

3. Определите виды ручных швов:

а) шов «набор»; г) шов «через край»;

б) смёточный шов; д) шов «вперёд иголкой»;

в) петельный; е) шов «назад иголкой»;

4. Интерьерные игрушки своими руками- это:

а) современные игрушки, изготовленные на фабриках;

б) игрушки, изготовленные вручную человеком.

5. На какие три группы делится интерьерная игрушка?

а) игровые

б) обрядовые

в) сувенирные

г) обереги

6. Материал для изготовления интерьерной игрушки:

а) ситец;

б) хлопок;

в) мочало;

г) шерсть;

д) трикотаж.

Правильные ответы: 1. 1 - в; 2-б; 3-а; 2. а); 3. 1-б); 2-в); 3-г); 4-д); 5-а); 4.б); 5. а),б),г); 6. а),б),д).




Материально-техническая база:

учебный кабинет;

рабочий стол (5 шт);

стул (20 шт);

Рабочие материалы:

картон, ножницы,иглы,ткань,проволока,пуговицы,мел,сантиметровая лента,различная фурнитура,бисер,наперсток.

Информационное обеспечение 10 при необходимости использование мультимедийного проектора ,компьютер.