II Республиканский конкурс методических материалов педагогов на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с использованием регионального компонента
«Гражданское и патриотическое воспитание»
Тематическое направление
«Великих дней немеркнущая слава»
Тема методической разработки
Янданова Марина Ивановна
учитель бурятского языка и литературы
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Торская средняя общеобразовательная школа"
с.Торы Тункинский район
2023 г.
Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия:
Пояснительная записка:
Тематическое направление;
Тема (название) воспитательного мероприятия
Актуальность и обоснование выбора темы
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность);
Целевая аудитория (с указанием возраста/класса);
Задачи
Планируемые результаты
1.9 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
1.10 Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов;
1.11 Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
1.12 Материально-технические, информационные ресурсы
Основная часть:
Описание подготовки воспитательного мероприятия;
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
2.3 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
1.Пояснительная записка
Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств обучающихся, чувства гордости за свою малую Родину, страну. Воспитательный процесс призван обеспечивать ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, как к истории большой страны, так и малой родины. Этому способствует данная методическая разработка.
1.1. Тематическое направление «Гражданское и патриотическое воспитание»
1.2. Тема воспитательного мероприятия «Великих дней немеркнущая слава».
1.3 Актуальность работы связана с назревшими проблемами в системе гражданско-патриотического воспитания. Осуществляемое мероприятие способствует становлению патриотизма как важнейшего элемента формирования личности, проявляющей любовь к Родине, уважение к ее культуре и наследию. К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать, что обучающиеся среднего звена не владеют достаточными знаниями о достопримечательностях родного села, района, о достижениях и победах родного народа. Именно этим обусловлен выбор темы мероприятия.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Методическая разработка воспитательного мероприятия «Великих дней немеркнущая слава» имеет особое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Одним из разделов воспитательной программы класса является раздел гражданско-патриотической деятельности. Согласно плану проводились мероприятия: «Знакомство с Конституцией», «Ими гордится родная школа», «История одного музейного экспоната», «Школьный музей». При реализации данной программы используются следующие формы: экскурсии по школьному музею, классные часы, посвященные известным людям села Торы и улуса Шулута, творческие конкурсы. Таким образом, интегративность воспитательной программы класса направлена на глубокое изучение своей малой родины, истории страны. Мероприятие предполагается проводить весной, в рамках празднования Великой Победы в ВОВ.
1.5 Целевая аудитория воспитательного мероприятия. Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 13-14 летних обучающихся 8 класса (количество 20 человек) МБОУ «Торская СОШ». К проведению мероприятия привлекаются обучающиеся дополнительного образования: члены отряда «Мэргэн» («Юнармия»), центра «Точка роста», отряда детских движений «РДДМ», волонтерского отряда «Добрая воля».
1.6 Цель: развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
1.7 Задачи:
- вспомнить важные моменты ВОВ, рассказать о героях-земляках, ветеранах и тружениках тыла с.Торы и у.Шулута;
- включить каждого ученика класса в познавательную и проектную деятельность с помощью различных объединений школы, чтобы ребята почувствовали сопричастность большой и малой родины;
- формировать ценностные ориентации обучающихся, уважение к историческому и военному прошлому и настоящему России;
- содействовать воспитанию патриотического чувства, любви к родине, уважению к ветеранам войны и труженикам тыла. А также гражданской позиции, бережного отношения к историческим, военным памятникам страны и родного села;
1.8 Планируемые результаты
По окончании мероприятия учащиеся:
- углубят знания по истории родной страны, села, испытают чувство гордости, сопричастности к деяниям предыдущих поколений;
- почувствуют внутреннюю потребность руководствоваться полученной информацией в практической деятельности, в саморазвитии, в активной жизненной позиции;
- смогут пополнить любую сферу жизнедеятельности в масштабах пространства российского государства аналогичными примерами местного характера;
1.9 Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора.
Форма проведения мероприятия: защита проектов. Проектная методика — это новая современная образовательная технология, позволяющая решать задачи личностно - ориентированного подхода в обучении и отвечающая запросам современного общества, в чем и заключается ее актуальность.
1.10 Педагогическая технология, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения планируемых результатов применялись игровая технология с элементами состязательности, информационно-коммуникационная технология, групповая деятельность, поисковый, наглядный методы.
1.11 Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Кадровые: инструкторы (учащиеся 9-10 классов), члены патриотического отряда «Мэргэн», детских движений «РДШ», члены волонтерского отряда «Добрая воля».
Методические: материалы школьного музея, Интернет-ресурсы.
1.12 Материально-технические, информационные ресурсы
Проектор, экран, ноутбук, колонки.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Методическая разработка отражает социальный заказ государства на реализацию «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р». Она входит в систему комплексной методической деятельности классного руководителя по формированию российской гражданской идентичности воспитанников.
2.Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Учитель заранее определяет тему мероприятия, определяет цели и задачи, готовит сценарий и презентацию. Старшие учащиеся детских объединений, совместно со школьниками-инструкторами подбирает необходимый материал (инструктаж, задания и вопросы, грамоты, сертификаты).
Эксперты готовят места в аудиториях, где будут защищать свои проекты группы по темам.
Первая группа –«Я помню, Я горжусь!»
Вторая группа-«Труженики тыла»
Третья группа- «Экскурсия в виртуальный музей».
Результаты подводит жюри, в которое входят учитель истории, командир патриотического отряда «Мэргэн», советник по воспитанию.
Классный руководитель выступает в роли координатора, помогая в решении возникающих вопросов.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
Сценарий проекта «Великих дней немеркнущая слава»
Ход мероприятия:
1.Организационное. слово учителя
2. Выступления групп.
3. Подведение итогов.
4.Рефлексия.
1.Организационное.
Приветствие классного руководителя:
Добрый день, ребята. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. И сегодня в предверии праздника Дня Победы мы проведем наш классный час. В течении двух недель мы работали над проектом «Великих дней немеркнущая слава!». Сейчас наши группы предоставят нашему вниманию свои работы по проекту.
Особенностью нашей работы заключается в том, что все выступления в большей степени связаны с судьбами родных и близких учеников нашего класса. На наше мероприятие мы пригласили учащихся 9-10 классов в качестве экспертов. Они будут оценивать выступления групп. (раздаются бумаги и таблица).
Но прежде чем дать слово первой группе, давайте вспомним историю Великой Отечественной войны.
Сообщение «ВОВ», подготовил ученик 7 класса
Стихотворение читает ученица 7 класса
Выступление 1 группы. Первая группа подготовила стенгазету «Я помню, я горжусь!».
-Свой проект мы мы решили создать в виде плаката, стенгазеты. Тут содержится информация о наших прадедушках, прабабушках Хотим подарить наш плакат в школьный музей. (приложение №1).
4. Выступление 2 группы. Вторая группа подготовила презентацию по теме «Труженики тыла».
мы собрались с вами для участия в квесте «Мы помним, мы гордимся, мы достойны». С начала учебного года мы с вами принимали участие в различных гражданско-патриотических, военных мероприятиях. Давайте вспомним в каких? (Побуждение к ответу). Да, действительно, мы проводили экскурсию по достопримечательным местам нашего поселка, были в школьном музее, встречались с членами РДШ, юнармейцами, а некоторые из вас уже стали членами этих организаций. Так вот сегодня вы не просто будете играть, вы будете отвечать на серьезные вопросы по истории нашей большой и малой Родины. Ответы на них, однозначно, явятся подтверждением того, что мы живем в самой лучшей стране мира и нам есть чем гордиться. Желаю всем успеха!
Чтец:
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь милый наш дом.
Инструктор:
Здравствуйте, дорогие участники квеста «Мы помним, мы гордимся, мы достойны». Сегодня вам предстоит пройти необычное испытание. (Приложение 1). Вы будете выполнять на каждом этапе по два задания. Первое задание связано с историей России. Второе – с историей нашего родного поселка. За каждое полностью выполненное задание вы получаете 2 балла, за частичный ответ – 1 балл и надеемся, что нулей ни у кого не будет. В завершении работы на каждом этапе вы получаете конверт, в котором будет находиться буква. Работа с ними предстоит на финальном этапе. Победителем станет тот, кто получит большее количество баллов на этапах. Сейчас инструкторы проведут деление на команды, и мы начинаем игру.
Школьники делятся на шесть групп, для деления групп используется следующая методика. Детям предлагаются жетоны (Приложение 3) (24 штуки) в форме 6 геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, ромб, овал), все они 6 разных цветов. Интрига заключается в том, что дальше формирование команд можно провести по двум направлениям: 1) по цветовой гамме жетонов, 2) по геометрической конфигурации (на усмотрение инструктора). Наш выбор - геометрические фигуры.
Выходят по очереди инструкторы, каждый из них собирает команду по геометрическому признаку и организовывает выбор командира группы, знакомит с маршрутным листом. (Приложение 2).
2.Движение групп по маршрутным листам, выполнение заданий на этапах.
Этап «Знай наших!»
На этом этапе группу встречает и приветствует член РДШ школы:
РДШ — это движение сильных детей,
Детей, что гордятся страною своей,
Детей, что России всем сердцем верны.
РДШ — это МЫ!
Член РДШ школы объясняет задание: Ребята, здесь вы должны выполнить задание, которое носит название «Знай наших!»
Задание 1. Прослушайте стихотворения и назовите русских, российских ученых, первооткрывателей, путешественников, которые прославили себя и свою страну, сделав открытия.
-Мальчик смоленский на крыше сидел
И на далекие звезды глядел.
Первым отправился к звездам летать
Родину нашу стал прославлять. (Ю.А. Гагарин)
-Он разные вел эксперименты,
А потом ему снились в ночи элементы.
Водорода, азота и фосфора лица
Среди ночи вставали рядами в таблицу. (Д.И. Менделеев)
- Он не спал, он устал,
Он радио изобретал.
И вдруг в ночи быстрее ветра
Сигнал прошел на 40 метров. (А. Попов)
- На земле российской рос и вырос
Самый грозный в мире антивирус.
Победить врага сумел Евгений,
Он в компьютерах известный в мире гений. (Е. Касперский)
Предполагаемые ответы дети сверяют на слайдах презентации (Ю. Гагарин, Д. Менделеев, Е. Касперский, А. Попов) (Слайд 2).
Задание 2. Назовите по фотографиям наших земляков, которые прославили родной поселок трудовыми подвигами на всю страну. Расскажите, что вы о них знаете.
Член РДШ выслушивает ответы детей и дополняет сведения по каждой личности.
1.Селиверстова Е.П. - агроном совхоза «Темижбекский». В 1967 и 1971 годах Указом Президиума Верховного Совета СССР «за большие достижения в трудовой деятельности» Е. П. Селивёрстова была награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта», золотой и двумя серебряными Медалями ВДНХ. 1973 году она была удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
2. Дударев Д.В. - тракторист совхоза «Темижбекский». Звено В.Д. Дударева ежегодно показывало высокие трудовые результаты при обработке пахотных земель. За достигнутые успехи в увеличении производства и заготовок зерна в 1966 году удостоен звания Героя Социалистического Труда указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1967 года с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».) (Слайд 3)
Участники получают закрытый конверт с буквой «Р», переходят к следующему этапу.
Этап «Открытые руки»
На этом этапе группу встречает и приветствует волонтер школы: Прежде, чем вы выполните задание, обратимся к истокам возникновения добровольчества. Это движение имеет многовековую историю. Деятельность их заключалась в стремлении соответствовать нормам нравственности. Ребята, назовите синоним слову «волонтер» (Доброволец) Выполните, пожалуйста, задание.
Задание 1. Вспомните известных добровольцев разных эпох, прослушав информацию.
1.Назовите имя героя. В 1612 году, в тягостный час, когда страна практически пала, дворянство отреклось, простой купец из Нижнего Новгорода стал во главе нижегородцев, призвав их не жалеть ничего ради освобождения Родины от польских захватчиков. Его призыв к землякам был прост и понятен: «Захотим помочь Московскому государству, — так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, — дворы продавать, жен и детей закладывать». (Кузьма Минин)
2. Томилов Борис Степанович в пятнадцатилетнем возрасте ушел на фронт, в 55 гвардейском батальоне был пулеметчиком, связным. Затем военные дороги привели его на флот. Там он завершил Великую Отечественную войну, но остался преданным морю. Томилов Б.С. имел несколько боевых наград. Вышел на берег в звании мичмана, затем долго работал в совхозе «Темижбекский». (Б.С. Томилов)
3. Быть добровольцем - это позиция умных людей, мужественных, морально стойких, способных к смертельной борьбе. Которые всегда могут - и делают выбор в пользу «открытых ладоней» в сложной ситуации. Современный российский период - это естественное продолжение истории добровольцев России. Назовите имя добровольца, нашего односельчанина, который принимал участие в спецоперации и погиб в 2022 году, защищая ДНР и ЛНР. (Бессонов Сергей Михайлович) (Слайд 4).
Задание 2. Назовите акции наших школьных волонтеров
Предполагаемые ответы (Добро не имеет границ, Блокадный хлеб, #ВНовыйгодБезезДТП#, Стоп ВИЧ/СПИД, #Будьярче#, #СвоихНеБросаем#, День книгодарения, Обними меня, Делай добро) (Слайд 5).
Участники получают закрытый конверт с буквой «О», переходят к следующему этапу.
Этап «Я помню, я горжусь»
На этом этапе группу встречает и приветствует член поисково-патриотического отряда школы «Память»: Ребята, наш отряд существует с 2000 года. Все, кто входит в его состав, занимаются важным делом: сохраняют память о великих событиях, которые стали важной вехой в истории нашей большой и малой родины. Мы подготовили для вас задания и просим их выполнить.
Задание 1. Назовите города-герои, получившие такой статус в ходе Великой Отечественной войны. (Москва, Ленинград, Тула, Смоленск, Минск, Киев, Брест, Волгоград, Севастополь, Одесса, Керчь, Новороссийск, Мурманск) (Слайд 6)
Задание 2. Назовите памятники и памятные места нашего поселка Темижбекский (могила неизвестных солдат, памятник В. И. Герасиной, могила красноармейца И.Г. Макеева, памятник в честь 70-летия со дня победы в Великой Отечественной войне, памятник В. И. Ленину, памятная стела к 100-летию пограничных войск, березка, посаженная в 1978 году М.В. Кантария, водрузившим Знамя Победы над Рейхстагом)
(Слайд 7)
Член отряда «Память»:
Давайте помянем их нашим молчаньем,
Всех тех, кто остался на этих лугах
Вдоль маленькой речки с красивым названьем,
Травой прорастая в ее берегах.
Слава павшим всем героям!
Пусть светит ясная звезда!
И память пусть не угасает,
Их имена звучат всегда.
Проводится Минута молчания.
Участники получают закрытый конверт с буквой «Д», переходят к следующему этапу.
Этап «На земле, в небесах и на море»
На этом этапе группу встречает и приветствует юнармеец школы:
Мы - юнармейцы великой страны.
Мы - юнармейцы великой державы!
Прошлым своим мы гордиться должны,
Мир укреплять - нам дано это право!
Задание 1. Назовите девизы родов войск РФ. ВДВ (Никто, кроме нас). ВВС (Все выше и выше). Артиллерия (Артиллерия – Бог войны). Пограничные войска (Граница на замке). ВМФ (С нами Бог и Андреевский флаг) Саперы (Без права на ошибку) и другие. (Слайд 8)
Юнармеец: Кто он настоящий патриот? Тот, кто прикипел всем сердцем, проникнулся величайшей и светлой безграничной любовью к своей Отчизне. Кто готов на подвиг. И не может быть большей жертвы, чем собственная жизнь во благо своей страны.
Задание 2. Назовите героев-военных, которые прославили нашу малую родину. (1.Капитан С.А. Момотов, геройски погиб в феврале 2000 года при исполнении воинского долга в Чечне, в его честь названа улица, на которой находится наша школа. 2. Лейтенант Головач И.П., геройски погиб в 2022 году в ходе спецоперации в ДНР и ЛНР). (Слайд 9)
Юнармеец:
В мирное время мы все рождены.
Всё мы сумеем и всё нам по силам!
Мы, юнармейцы - опора страны,
Юность Отчизны, надежды России!
Участники получают закрытый конверт с буквой «И», переходят к следующему этапу.
Этап «Казачий круг»
На этом этапе группу встречают и приветствуют члены объединения «Казачата Кубани»:
Мы еще лишь казачата,
Но очень дружные ребята.
Век готовы мирно жить,
И Отчизне послужить!
Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.
Задание 1. Ответьте на вопросы о казачестве.
1.Как называется предводитель казаков? (Атаман)
2. Назовите имя Атамана Донского казачьего войска, генерала от кавалерии, который принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII - начала XIX века. В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска. Его имя носит сельскохозяйственный техникум в станице Григорополисской Новоалександровского ГО (Матвей Иванович Платов)
3. Ответьте, как называется поселение, где живут казаки и есть ли такие поселения у нас в районе? (станица, Расшеватская, Григорополисская, Кармалиновская) (Слайд 10)
Участники получают закрытый конверт с буквой «Н», переходят к следующему этапу.
Этап «В единстве наша сила»
На этом этапе группу встречает и приветствует член объединения ДОО «Парус»: Мы рады приветствовать вас на нашем этапе игры. Вы знаете, что в нашей стране существовало и существует много детских объединений и движений. Именно об этом будут задания, которые вы должны будете выполнить.
Задание 1. Давайте вспомним историю развития массовых детских организаций нашей страны.
1. Как называется детская организация, которая 19 мая 2022 года отметила свое столетие? (Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина)
2. Как называется детская организация, которая была основана 29 октября 2015 года? (РДШ – Российское Движение Школьников)
3. Как называется всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение, которое было основано министром обороны С.К. Шойгу? (Юнармия) (Слайд 11)
Задание 2. Спойте гимн ДОО «Парус»
Слова Ж.Н. Селеменева учитель истории МОУСОШ №4,
Музыка Г.В. Павлов учитель музыки МОУСОШ №4
1.Все темижбекцы, кто жил здесь и рос
Всегда шли сюда в сентябре.
Встречала нас школа поклоном берез
В любимом школьном дворе.
Каких бы ты в жизни высот не достиг,
Каких не добился побед.
Ты помни всегда: ты ее ученик,
Ты помни, спустя много лет.
Припев.
На свете много разных школ,
Но самая лучная в мире,
Та, которую ты прошел
Темижбекская номер четыре.
2. И ты с благодарностью вспомнишь не раз
До боли родной Темижбек,
Учителя, школу, любимый свой класс,
Все это родной навек.
В любимую школу на встречу стремись,
Пусть вырваться трудно – стремись.
Почувствуй, как сердце забьется в груди
Березам и ты поклонись.
Участники получают закрытый конверт с буквой «А», переходят к заключительному этапу.
3.Финальное место сбора, подведение итогов.
По завершении прохождения этапов согласно маршрутным листам, группы встречаются в центре «Точка роста». Командиры групп сдают маршрутные листы с баллами жюри. Во время работы жюри классный руководитель проводит заключительное задание: Ребята, вскройте конверты, достаньте буквы и сложите слово.
Участники совместно с инструкторами вскрывают конверты с буквами, из них дети складывают слово «РОДИНА».
Классный руководитель проводит рефлексию:
Ребята, продолжите фразу:
1.Для меня Родина это -…
2.Любить Родину это значит …
3.Родина она какая …
4.Для Родины я могу сделать что…
5.Ради Родины люди способны…
6.Я говорю Родина – подразумеваю…
Заключительное слово классного руководителя по теме мероприятия:
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает силы. Во время великих потрясений и опасностей обыкновенные люди ради Родины способны совершить геройские поступки, не щадя своей жизни. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью, гордиться ею, быть достойными ее. И в заключении хотелось бы сказать. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: поселок, улица, дом, где родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Подведение итогов. Слово экспертам. Участники получают награды. Победители - грамоты, участники – сертификаты.