СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина на занятиях английским языком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина на занятиях английским языком»

Викторина на занятиях английским языком

Викторины – одна из форм коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся различных возрастных групп.

Викторина обладает большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащихся; повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации обучающихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

Данная форма работы сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие элемента игры-соревнования в викторине отвечает потребностям различных возрастных групп учащихся: для младших школьников – в коллективных игровых сопереживаниях, для учеников среднего школьного возраста – в самоутверждении и в самовыражении, для старшеклассников - в установлении межличностных отношений и приобретении личностно значимых знаний.

Викторина может служить также формой контроля знаний учащихся, повторения изученного языкового и тематического материала, углубления знаний детей по теме.

Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают простор для творчества как школьников, так и самого учителя. Хорошо подготовленные и проведенные викторины становятся настоящим праздником для ее участников. В процессе работы дети всегда оживлены, увлечены, внутренне сосредоточены.

По содержанию выделяются такие виды викторин:

  1. Тематическая

  2. Развлекательно-развивающая

  3. Лингвистическая

  4. Межтематическая



  1. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИКТОРИНЫ могут быть разными по своему содержанию.

а) Один из вариантов касается темы страны изучаемого языка. Ученикам предлагается ряд вопросов, посредством которых контролируются знания фактического материала по теме, изученной в классе. Это вопросы для повторения.

Например: What’s the official name of the main country of the English language? What parts does the UK consist of? Where is the UK situated? What is the capital of Great Britain? What separates the British Isles from Europe?

Другая часть вопросов ориентирована на самостоятельную работу учащихся по страноведческой тематике для получения углубленных знаний.

Например: Who is the Prime Minister of Great Britain? What party has the majority of seats in the House of Commons today? Where is the residence of the British Prime Minister? Can you name the boroughs which make up the City of New York? Who was the only person to be the president of the USA four times? What’s the nickname of New York? Etc.

б) Другой вариант тематических викторин – это литературные викторины. Учащимся 10-11 классов предлагались тексты для аудирования и чтения, которые представляют собой отрывки из книг изучаемых писателей. Прослушав или прочитав отрывок, ребята называют писателя и книгу, отвечают на вопросы по содержанию книги, приводят факты о жизни и творчестве писателя.

в) И третий вариант – это викторины в различных областях знаний. Так в 9-10 классах ко Дню Космонавтики была организована викторина по астрономии и исследованию космоса. Учащимся предлагались вопросы для самостоятельной работы:

What is the Universe?

Are there many mysteries about the Universe? What are they?

Which foreign astronauts worked on board the Soviet and Russian spaceships? Etc.

Викторины такого типа выявляют разносторонние знания учащихся, их профессиональные склонности, интерес к разным областям знаний, привлекают внимание детей к той или иной науке и профессии.

  1. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ВИКТОРИНЫ – они способствуют развитию сообразительности, находчивости, гибкости мышления и логики. Учителя часто используют кроссворды и различные вопросы.

Например: Two geese before a goose, and two geese behind a goose, and a goose in the middle. How many geese in all? (three geese)

One day a farmer had to cross a river together with his dog, a sheep and a lot of hay. There was just one boat and it was very small, therefore only one animal or the hay could be taken across at one time, besides the farmers. The trouble was if the dog were left alone with the sheep, it would attack it, if the sheep were left alone with the hay, it would eat it. How did the farmer get himself, the animals and the hay all across the river? (The farmer took the sheep first across the river. The dog on the the hay were left alone).

  1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА. Ученикам 8-9 классов были предложены задания, способствующие осмыслению и запоминанию языкового материала, его узнаванию.

Например: Какое слово соответствует данным дефинициям:

A polite title for man (Sir), someone who works in a bank (banker), someone who works in a restaurant (a waiter) etc.

Лингвистические викторины способствуют самостоятельной работе учащихся над языковым материалом, учат некоторым приемам самостоятельной работы со словом, более внимательному отношению к различным языковым явлениям.

  1. МЕЖТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИКТОРИНЫ.

Они выявляют разносторонние знания детей, учат их обращаться друг к другу, внимательно относится к тому, что каждый тз них знает, умеет; способствуют взаимообогащению в процессе обучения. Так ребятам пришлось искать ответы на вопросы: Who built the Eiffel Tower? Which animal lives the longest? Who invented the camera? Where were 1996 Olympic Games held? Where did Marco Polo travel? Which country won the football World Cup in 1994? Where does Arnold Schwarzenegger come from? Etc.

Структура викторины зависит от возраста ученика, уровня их языковой подготовки, отношений в ученическом коллективе, наличии дидактического материала, конкретных условий проведения викторины, а главное, от выдумки, творческого подхода учителя и учащихся.

Тематику викторины, ее цель намечает и планирует учитель, однако хорошо, когда к этому привлекаются консультанты по английскому языку из числа сильных учеников класса или учащихся старших классов. А одном из уроков тема викторины, ее цель, задачи доводятся до сведения ребят, обсуждаются; определяется срок проведения викторины.

Вначале проводится подготовительный этап на котором учащиеся делятся на команды, придумывают название викторины, выбирают капитана, рисуют эмблему.

Если в данном классе ране викторины не проводились, ребят нужно знакомить с информацией о проведении викторины в Великобритании. Школьники читают текст, отвечают на предложенные вопросы или обсуждают их. Например: Why do you think quiz night are so popular? What’s peculiar about them? Why do they hold?

In Britain many pubs and clubs hold quiz night. People usually play in teams of 3-5. You pay a small fee to enter the quiz and there is usually a prize for the winning team.

Questions are grouped into topics – sport, music, history, general knowledge and so on. The questions may be read out or printed on a sheet of paper which is given to each team. Quiz nights are very popular.

После прочтения текста и обсуждения вопросов учащиеся слушают аутентичную запись викторины в качестве образца ведения дискуссии по предложенной теме, они получают определенные лексические знания, которые пригодятся им в команде для общения. Например, I don’t know the answer to this question. What about you? No, I have no ideas. Hang on, I’ll remember in a minute; Right, let’s leave that one; I think…; But I can’t remember… or, maybe; Well, shall we say? Etc.

При подготовке ребят к викторине составляются или специально подбираются вопросы по изучению определенного материала для самостоятельной работы. (Find answers to the questions: When and where was the UN founded? How many countries are its members? What are the objectives of this organizations?) или указывается тема, тексты учебника для повторения, по которым учащимся будут предложены вопросы при проведении викторины.

Учителю необходимо предусмотреть, что должно быть сделано устно, а что в письменной форме, сколько времени отвести на каждое задание; какой вспомогательный материал понадобится; как и какие технические средства будут использованы. Например, можно организовать викторину-экскурсию. Во время ее проведения показываются слайды с видами городов, экскурсовод останавливал экскурсию и предлагает различные вопросы экскурсантам.

На подготовительном этапе обычно контролируется работа в группах через консультантов и капитанов команд, стараясь обратить их внимание на наиболее важные вопросы темы, рекомендуя ту или иную литературу. Большую пользу от своей работы получают сами консультанты и капитаны, а также остальные члены команды, которым психологически легче ответить своему однокласснику, спросить у него или поспорить с ним.

В период подготовки формируется жюри, определяется система оценок и их критерии. В младших и средних классах в состав жюри желательно включить старшеклассников. Жюри проверяет правильность выполнения заданий, оглашает правильные варианты, сообщает результаты и награждает победителей. Очень важно, чтобы жюри отметило положительные и отрицательные стороны в ответах, в работе команд в целом, однако каждую команду рекомендуется выделить за какое-либо качество, например: за оригинальность ответов, хорошую подготовку, удачную находку, дружную работу, волю к победе, а также показать способы совершенствования работы.

Во врем подготовительного этапа учитель может включить в работу каждого ученика. Ребята с удовольствием готовят дидактические материалы, рисуют наглядные пособия, придумывают эмблему команды, пишут заголовки, приносят необходимые справочные материалы, подбирают музыкальные произведения, которые прослушиваются во время пауз.

Главный итог подготовительного этапа состоит в том, что учащиеся самостоятельно повторяют, ищут или изучают материал, совместно добывают или проверяют свои знания, дополняют информацию, найденную другими. В процессе тесного общения со своими товарищами ученик получает возможность показать свою полезность, проявить инициативу и творческий подход.

В викторине выделяется определенная структура:

  1. Вводная часть

  2. Работа в группах

  3. Заключительная часть



1. Вводная часть. Перед учащимися ставится задача, они получают раздаточный материал, их информируют о последовательности видов деятельности в процессе работы. Виды деятельности таковы:

а) все команды получают одинаковую задачу и материал для выполнения в отведенное время;

б) материал у команд может быть разным. Например, при проведении викторины по Великобритании командам предлагалась разная тематика: природа и климат страны, население, экономика.

в) команды могут работать одновременно в отведенное время или же меняться для выполнения различных заданий.

г) на викторине могут быть предусмотрены и индивидуальные конкурсы капитанов, консультантов; выбор представителя может быть сделан по решению команды.

2. Работа в группах. На этом этапе учащиеся знакомятся с материалом викторины, планируют работу и время, распределяют вопросы между членами команды, совместно обсуждают полученный результат, дорабатывают и корректируют ответы. Так, для того, чтобы выполнить задания, в котором ученики задавали друг другу вопросы по нескольким темам (межтематическая викторина) после 10-минутной подготовки, учащимся пришлось распределить темы между членами команды по интересам. Команды поочередно задавали вопросы друг другу. Если команда не могла ответить, это делали соперники.

3. Заключительная часть. Подводятся итоги работы, анализируется выполнение заданий, дается оценка групповой и индивидуальной работы, проводится разбор типичных ошибок, акцентируется внимание на вопросах, вызвавших особые трудности. Этот этап позволяет учителю проконтролировать свою работу, подкорректировать планирование, наметить план по ликвидации пробелов.

При использовании викторин ученики старших классов составляют программу викторины, занимаются со своими младшими друзьями на подготовительном этапе, полностью проводят викторину. Для старшеклассников это настоящее дело, в котором они имеют возможность проявить себя, попробовать свои силы в нелегком труде учителя, выявить и развить педагогические способности.

Использование викторины, как одной из форм именно коллективной работы очень актуально, ведь задача заключается в том, чтобы предложить учебному коллективу такую совместную деятельность учения, которая была бы лично значимой, имела общественную ценность, сплачивала коллектив, обеспечивала его влияние на личность.