1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников начальной школы.
Работа по русскому языку состоит из 2-х частей и включает в себя 24 задания, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).
Часть 1 содержит 16 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.
Часть 2 содержит 8 заданий, к которым требуется дать краткий ответ. Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Ответом на задания части 2 являются числа, слова.
В работе представлены задания различного уровня сложности: базового, повышенного.
В таблице 2 представлено распределение заданий работы по уровню сложности.
Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный номер ответа совпадает с верным ответом. Каждое из заданий оценивается 1 баллом. Задание с кратким ответом считается выполненным, если ответ совпадает с верным ответом. Каждое из заданий оценивается в 1 балла, если верно указаны все элементы ответа. Ответы на задания с выбором ответа и кратким ответом обрабатываются автоматически после внесения ответов в систему.
Максимальное количество баллов – 24 балла.
№ п/п | Код и наименование раздела | Код и наименование контролируемого элемента содержания | Код и наименование контролируемого умения | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания |
Часть 1 |
1 | 1. Фонетика | 1.2. Согласные: звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные. | 2.1. Уметь классифицировать гласные звуки – ударные и безударные, согласные звуки – звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные | Б | 1 |
2 | 1.1. Звуки и буквы: гласные, согласные | 1.4. Уметь распознавать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме | Б | 1 |
3 | 5. Синтаксис | 5.2. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной оценке | 1.11. Уметь распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и распространенности (нераспространенности) | Б | 1 |
4 | 3. Состав слова | 3.1. Части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). | 1.7. Уметь распознавать части слова (приставку, корень, суффикс, окончание) | Б | 1 |
5 | 4. Морфология | 4.4. Изменение существительных по числам и падежам. Имена существительные 1,2 и 3 склонения. | 2.3. Уметь классифицировать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы по морфологическим признакам | П | 1 |
6 | 4.6. Изменение прилагательных по родам, падежам и числам | 2.3. Уметь классифицировать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы по морфологическим признакам | Б | 1 |
7 | 4.10. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | 2.3. Уметь классифицировать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы по морфологическим признакам | Б | 1 |
8 | 6. Орфография | 6.1. Безударные гласные в корне слова. | 1.14. Уметь распознавать орфограммы на письме | Б | 1 |
9 | 6.2. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1.14. Уметь распознавать орфограммы на письме | П | 1 |
10 | 6.3. Непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корне слова. | 1.14. Уметь распознавать орфограммы на письме | Б | 1 |
11 | 6.4. Безударные падежные окончания имен существительных. | 2.6 Уметь классифицировать изученные орфограммы | Б | 1 |
12 | 6.5. Безударные падежные окончания имен прилагательных. | 2.6. Уметь классифицировать изученные орфограммы | Б | 1 |
13 | 6.6. Безударные личные окончания глаголов. | 2.6. Уметь классифицировать изученные орфограммы | Б | 1 |
14 | 6.7. Не с глаголами | 2.6. Уметь классифицировать изученные орфограммы | Б | 1 |
15 | 6.11. Разделительные Ь и Ъ. | 2.6.Уметь классифицировать изученные орфограммы | П | 1 |
16 | 5. Синтаксис | 5.6. Однородные члены предложения | 1.13. Уметь распознавать однородные члены предложения | Б | 1 |
Часть 2 |
17 | 2. Лексика | 2.1. Слово и его лексическое значение (прямое и переносное) | 4.1. Уметь читать и адекватно понимать текст 4.2. Уметь находить в тексте необходимый материал, используя выборочное чтение | П | 1 |
18 | 2. Лексика | 2.1. Слово и его лексическое значение (антонимы и синонимы) | 1.6. Уметь распознавать значения слов, слово по его значению | П | 1 |
19 | 4. Морфология | 4.4. Имена существительные 1, 2, 3 склонения | 1.9.Уметь распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол, союз, предлог) | П | 1 |
20 | 4.6. Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение прилагательных по падежам. | 1.9.Уметь распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол, союз, предлог) | П | 1 |
21 | 4.10. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | 1.9.Уметь распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол, союз, предлог) | П | 1 |
22 | 5. Синтаксис | 5.1. Слово, словосочетание и предложение | 1.10. Уметь распознавать слова, словосочетания, предложения | П | 1 |
23 | 5.3. Главные и второстепенные члены предложения. | 1.12. Уметь распознавать главные и второстепенные члены предложения | П | 1 |
24 | 5.6. Однородные члены предложения | 1.13. Уметь распознавать однородные члены предложения | П | 1 |
Всего заданий – 24, из них по типу заданий: с выбором ответа – 16; с кратким ответом – 8. по уровню сложности: Б – 13; П – 11. Максимальный балл за работу – 24 Общее время выполнения работы – 60 мин. |