СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вклад каждого предмета в формировании ИКТ –компетентности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути совершенствования образовательного процесса в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Вклад каждого предмета в формировании ИКТ –компетентности обучающихся»

Тема: «Вклад каждого предмета в формировании ИКТ –компетентности обучающихся »

Содержание

Введение 
Практика формирования ИКТ компетентности в начальной школе….…… ………………………………………………………………… 3
1.    Образовательная среда и каковы особенности ее формирования………3

2.    Компьютерное сопровождение курса «Математика и информатика»…………………………………………………………………...4.

3. ИКТ-поддержка геометрических понятий: «точка», «отрезок», «луч», «прямая», «треугольник», «четырехугольник» и пр………………………….4

4. Формирование ИКТ компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир………………………………………………………………5



«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»


Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет, приобретя и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:

  • определять цели познавательной деятельности;

  • находить оптимальные способы реализации поставленных целей;

  • использовать разнообразные информационные источники;

  • искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;

  • организовывать свою деятельность;

  • сотрудничать с другими учащимися.


Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.

Постараемся определить, в какой мере на развитие ребенка влияет образовательная среда и каковы особенности ее формирования.

Одной из главных образовательных целей в начале обучения можно считать развитие интеллекта. Исходя из определения, данного Ховардом Гарднером, психологом и профессором неврологии из Гарварда, интеллект – это способность создавать эффективные продукты, предлагать ценности, которые имеют культурное и общечеловеческое значение.

Получается, что при создании образовательной среды начальной школы (неважно, говорим ли мы об использовании ИКТ, или нет), необходимо создать условия для активизации всех видов восприятия, учитывая:

  • современное понимание интеллекта (можно использовать определение семи интеллектов по Гарднеру);

  • возможность активизации и использования всех органов чувств;

  • разный уровень подготовленности детей к школе;

  • разную степень социализации.

Деятельностный характер Cтандарта заставляет пересмотреть требования к оснащению образовательного учреждения, определяя прежде всего виды деятельности ребенка, которые должны быть предусмотрены при оснащении образовательного процесса. Задачей школы становится создание адекватных условий для каждого вида деятельности учащегося.

Как мы уже говорили, ребенок приходит в школу, когда основной деятельностью для него является игра. Адекватные условия для игровой деятельности могут создаваться в разных зонах образовательного учреждения. За время обучения в начальной школе, независимо от уровня готовности ребенка к школе, должна произойти смена ведущей деятельности. Ею должна стать учеба. Современная школа имеет достаточно возможностей разнообразить образовательную среду различными средствами, создав адекватные условия для формирования учебной деятельности в различных областях знаний.

Работа с конкретными ИКТ на уроках искусства и технологии может начаться уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся с цифровыми технологиями:

  • фиксации (записи) информации;

  • извлечения записанной информации;

  • переноса и прямого ввода информации в компьютер;

  • именования (предалфавитного) объектов; использования имен информационных объектов;

  • фиксации событий и коммуникации;

  • создания не-алфавитных и алфавитных информационных объектов.


Компьютерное сопровождение курса «Математика и информатика»

Формирование ИКТ-компетентности в курсе информатики и математики желательно вести одновременно по двум направлениям: в рамках проектной и учебной деятельности. При этом большинство проектов, которые удобно выполнять с помощью средств ИКТ, являются межпредметными и находятся на стыке информатики и предметов других областей (окружающего мира, русского языка, литературного чтения, технологии). Поскольку содержание таких проектов более тесно связано с материалом других областей, чем с содержанием курса информатики и математики, они описаны в соответствующих предметных разделах. Таким образом, в этом разделе мы более детально остановимся на применении средств ИКТ в курсе математики и информатики в рамках учебной деятельности. Такое применение можно также назвать компьютерным сопровождением курса математики и информатики. Оно заключается в том, чтобы последовательно и сравнительно регулярно решать на компьютере задачи, по содержанию связанные с программой по математике и информатике. В ходе этой деятельности происходит постепенное знакомство детей с различными компьютерными возможностями и инструментами (графическими и текстовыми). Компьютерное сопровождение курса не означает, что дети решают на компьютере те же самые задачи, которые они решают по программе из учебника.

Для компьютерного сопровождения курса математики и информатики в начальной школе лучше всего использовать детские адаптированные среды. Так, имеется готовый набор компьютерных уроков в адаптированной среде решения задач.

Наконец, для компьютерного сопровождения можно использовать возможности стандартного графического и текстового редакторов.

ИКТ поддержку можно использовать в различных темах курса «Математика и информатика».

  1. ИКТ-поддержка понятий «число» и «количество»

  2. ИКТ-поддержка геометрических понятий: «точка», «отрезок», «луч», «прямая», «треугольник», «четырехугольник» и пр.

  3. ИКТ-поддержка понятия «равные фигуры»

  4. ИКТ-поддержка решения текстовых задач

  5. ИКТ- поддержка понятий: «равенство», «масса», «единицы массы»

  6. ИКТ- поддержка понятий: «стоимость», «денежные единицы»

  7. ИКТ-поддержка понятия «совокупность» (мешок)

  8. ИКТ-поддержка понятия «цепочка» (последовательность)

  9. ИКТ-поддержка понятия «дерево» (направленный граф)

  10. ИКТ-поддержка понятий: «исполнитель», «команда», «программа», «позиция»


ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Специфика предмета «Окружающий мир» позволяет успешно формировать ИКТ-компетентность учащихся. Содержание предмета успешно осваивается с использованием технологий фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе. Инструментами ИКТ в данном случае являются фото- и видеокамеры, микрофон, школьные переносные лаборатории, цифровые датчики, цифровой микроскоп. С помощью этих инструментов может осуществляться планирование и проведение несложных наблюдений, опытов, сбор числовых данных. Практически каждая тема курса «Окружающий мир» может изучаться в процессе создания соответствующих ей информационных объектов. Для этой цели могут быть использованы следующие технологии.

  1. Технология сбора данных.

  2. Технология графического представления данных.

  3. Технологии динамического представления данных.

  4. Технология наблюдений за микрообъектами и микропроцессами.

  5. Технология цифровых измерений.

  6. Ленты времени.

  7. Технологии изучения земной поверхности.

  8. Технология цифровой фото- и видеофиксации.

  9. Исследовательские проекты.

Предъявляя общие требования к предметным результатам начального образования, образовательный Стандарт говорит о том, что при изучении учебных предметов учащиеся должны приобрести опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания.

Не менее важно и следующее. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе, заложенные в образовательном Стандарте, в соответствии с его структурой, включают требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся (примерный вариант):

«Русский язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.

«Литературное чтение». Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

«Математика и информатика». Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Представление причинно_следственных и временныґх связей с помощью цепочек. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

«Окружающий мир». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

«Технология». Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

«Искусство». Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.




4