ВЛИЯНИЕ ШКОЛЫ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Воспитание и обучение детей являются важнейшими взаимообусловленными процессами системы образования и имеют одну цель – это содействие человеку в развитии и реализации себя в обществе. Реализация программы обучения рассматривается как вхождение в культуру и социализация растущего человека [2, с. 241]. В этой связи образование включает не только обучение, но и воспитание, которое неразрывно связано с культурно-социальным становлением человека.
Школа в системе образования является важнейшим этапом формирования и развития человека. Школа через систему знаний помогает человеку войти в мир взаимодействия людей.
Школа – это логическая необходимость перехода из этапа детства в этап взросления человека [2, с. 257]. Этот процесс не может осуществляться самостоятельно; необходимо создание специальных психолого-педагогических условий.
Школа – это не только место, где происходит передача знаний от учителя к ученику. Это огромный отрезок жизни человека, начиная с детства и заканчивая взрослением. И от того, насколько эффективно пройдут школьные годы, во многом будет зависеть успех дальнейшей жизни человека. Поэтому очень важно создание культурной атмосферы в образовательной среде и формирование уважительных взаимоотношений между всеми членами образовательного процесса. В процессе обучения и воспитания детей очень важны доброжелательное и уважительное соприкосновение к личности каждого ребенка.
Целью статьи является изучение и анализ вопросов влияния школы на воспитание и обучение детей. В исследовании подчеркивается важнейшая роль школьного периода в жизнедеятельности обучающегося в процессе становления личности. Образовательный процесс в условиях школы направлен на формирование, прежде всего, социальных компетенций учащихся.
Методическим инструментарием исследования послужил анализ научно-методических публикаций по проблеме воспитания и образования в Российской Федерации.
В федеральном законе об образовании образование рассматривается как общественно значимое благо, производимое через деятельность, направленную не только на формирование предметных знаний у об- учащихся, но и создание педагогических условий для культурно-нравственного и духовного развития человека.
Воспитание и обучение подрастающих поколений происходит путем передачи знаний, умений и навыков от педагогов к обучающимся в условиях формирования и развития у них мотивации к творческой и образовательной деятельности в течение всей жизни. Поэтому развитие личности – это не прихоть общества, а непременная и основная обязанность каждого педагогического работника. Для этого образовательная организация должна создать благоприятную психологическую среду, отвечающую требованиям культурного, здорового и безопасного образа жизни. Исходя из сказанного, воспитание и обучение личности рассматриваются как сплав качеств, обеспечивающих ее самоопределение и социализацию.
Обучение и развитие человека как базовые функции образования осуществляются целенаправленно в условиях образовательного процесса (слайд 1)
При этом эффективность воспитания и обучения личности как важнейших факторов формирования всесторонне развитого чело- века зависит от развития психолого-педагогических условий межличностного общения и сотрудничества в школе.Педагогический процесс воспитания и обучения детей в школе служит официально признанным методом воздействия на личность обучающегося. Однако не существует единственно верного одного способа воздействия на всех детей. Требуется индивидуальный подход с учетом всех особенностей обучающегося и его способностей к творческой и умственной деятельности.
Влияние воспитания и обучения на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции и саморазвития. Однако воспитывая и обучая только лишь в условиях внутришкольного образования, невозможно получить полноценный готовый продукт – высоконравственный, всесторонне развитый индивид. Человек должен осознавать важность процесса самореализации и оказывать воздействие на свое обучение. В школе для этого необходимо эффективно управлять механизмом развития системы мотивации детей.
Целью обучения выступает получение целостного образа индивида с присущим набором социокультурных, нравственных, интеллектуальных и творческих свойств. Такой индивид представляет собой продукт формирования ума, духовных и нравственных достоинств, мировоззрения, характера, патриотизма [6].
В психологии и философии личность считается всестороннее развитой, если она обладает культурно-нравственными ценностями, проявляет высокую активность к умственному, физическому и творческому развитию, а также стремится их приумножать [6].
Образовательный процесс в школе является не только источником знаний и умений детей, но также служит проводником культурных ценностей от старшего поколения к младшему [4].
В условиях сегодняшней реальности, к сожалению, уделяется все меньше внимания проблеме нравственного воспитания детей, их эмоциональной сфере. Общение, чувства, переживания, потребности и мотивы детей как основные проблемы психологии школьного воспитания остаются малоизученными, что усугубляет серьезные аспекты воспитания и обучения [8; 9].
Форма и содержание образования имеют определенные особенности, которые влияют на формирование личности [7]. Образование как первичный источник получения информации о закономерностях развития окружающей среды объединяет процессы становления и развития личности, при этом не допуская дифференциации психологических основ педагогической деятельности. Важно отметить, что именно при идентификации личности с психическими процессами возможно формирование наиболее значимых свойств личности школьника. Поэтому проблема межличностных взаимоотношений в школе не должна противопоставляться проблеме учебной функции образования, поскольку только в единстве они могут дать ожидаемый результат.
Важным аспектом в развитии личности школьников является выбор методов воспитания. При решении данной проблемы необходимо ориентироваться на возможности личностной самореализации индивида. Важно помнить, что педагогика опирается на раскрытие потенциалов и способностей творческой и практической деятельности детей [1; 3].
Анализ роли школы в развитии личности позволяет выявить некоторые проблемы в этой сфере. Среди них есть и проблемы, оказывающие негативное влияние на социализацию личности. Педагогический процесс требует акцентирования внимания на них.
Школа предполагает способ существования большого коллектива, в котором у каждого свои интересы, характер, потребности. Межличностный контакт ребят в одном пространстве очень часто создает некоторые трудности при реализации индивидуальных способностей к активизации у детей. Кроме того, школьники, взаимодействуя друг с другом, не всегда стремятся найти общий язык. Часть школьников не находит удовлетворения своих потребностей в общении. Часто педагоги не обращают внимания на проблемы в общении детей, в результате чего за- дачи социализации через реализацию воспитательной функции образования остаются нерешенными.
Надо отметить, что на сегодняшний день существует множество застойных и традиционно сложившихся форм воспитательного процесса в образовательных организациях, которые приводят к искажению подлинных ценностей природы воспитания
Таким образом, в заключение отметим, что целью образования является формирование духовно-нравственно, культурно и интеллектуально зрелой личности, способной к самореализации и самоопределению. В процессе межличностного общения в условиях образовательной деятельности создается моральный, духовный и экономический потенциал общества.
Размышляя над тем, какое влияние оказывает школа на воспитание и образование личности, можно отметить, что от уровня и качества образования очень многое зависит. Воспитание должно проводиться в условиях доброжелательного взаимодействия всех членов образовательного процесса. Хотелось бы выделить, что система образования как основной инструмент воздействия на формирование фундаментальных человеческих ценностей и накопление базовых интеллектуальных ресурсов служит реализации единой цели – воздействие на сознание будущей личности в процессе межличностного общения. От того, как пройдет этот процесс, зависит успех адаптации человека в обществе. Воздействие на процесс развития без сознательно организуемой опоры на психо-
логическую природу человека неизбежно приведет к негативным последствиям. Бес- спорным остается тот факт, что образование принципиально работает на будущее, определяя личные качества каждого человека, его знания, умения, навыка, приоритеты мировоззрения и поведения.
Список литературы
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
Гершунский Б. С. Философия образования для ХХІ. М. : Совершенство, 1998. 605 с.
Дубровина И. В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационно- го общества // Национальный психологический журнал. 2018. № 1(29). С. 6-16. URL: https://npsyj.ru/articles/detail. php?article=7408 (дата обращения: 30.04.2023).
Мигранов Д. Р. Влияние современной системы образования на развитие человека и общества в целом // Башкирский государственный аграрный университет. 2016. № 53. С. 337-340. URL: https://novainfo.ru/article/8140. (дата обращения: 30.04.2023).
Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Эксмо, 2008. 478 с.
Тагиров З. Т., Шабанова Э. Т. Воспитание в современном образовательном процессе // Международный жур- нал экспериментального образования. 2022. № 1. С. 26-30. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12072 (дата обращения: 02.05.2023).
Gladkova A. A. The role of television in cultivating the values of pluralism and cultural diversity in children. Psychology in Russia: State of the Art. 2013. № 6. Рр. 138–143.
Roberts K. P, Evans A.D. Children in an information society. The relations between source monitoring, mental-state understanding and knowledge acquisition in young children. Nova Science Publishers, 2009, 235–252. Retrieved from: https://www.researchgate.net/publication/257392683_Children_in_an_information_society_The_relations_between_ source_monitoring_mental-state_understanding_and_knowledge_acquisition_in_young_children (дата обращения: 30.04.2023).