СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние школы на воспитание личности ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние школы на воспитание личности ребенка»

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЫ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Воспитание и обучение детей являются важнейшими взаимообусловленными процессами системы образования и имеют одну цель – это содействие человеку в развитии и реализации себя в обществе. Реализация программы обучения рассматривается как вхождение в культуру и социализация растущего человека [2, с. 241]. В этой связи образование включает не только обучение, но и воспитание, которое неразрывно связано с культурно-социальным становлением человека.

Школа в системе образования является важнейшим этапом формирования и развития человека. Школа через систему знаний помогает человеку войти в мир взаимодействия людей.

Школа – это логическая необходимость перехода из этапа детства в этап взросления человека [2, с. 257]. Этот процесс не может осуществляться самостоятельно; необходимо создание специальных психолого-педагогических условий.

Школа – это не только место, где происходит передача знаний от учителя к ученику. Это огромный отрезок жизни человека, начиная с детства и заканчивая взрослением. И от того, насколько эффективно пройдут школьные годы, во многом будет зависеть успех дальнейшей жизни человека. Поэтому очень важно создание культурной атмосферы в образовательной среде и формирование уважительных взаимоотношений между всеми членами образовательного процесса. В процессе обучения и воспитания детей очень важны доброжелательное и уважительное соприкосновение к личности каждого ребенка.

Целью статьи является изучение и анализ вопросов влияния школы на воспитание и обучение детей. В исследовании подчеркивается важнейшая роль школьного периода в жизнедеятельности обучающегося в процессе становления личности. Образовательный процесс в условиях школы направлен на формирование, прежде всего, социальных компетенций учащихся.

Методическим инструментарием исследования послужил анализ научно-методических публикаций по проблеме воспитания и образования в Российской Федерации.

В федеральном законе об образовании образование рассматривается как общественно значимое благо, производимое через деятельность, направленную не только на формирование предметных знаний у об- учащихся, но и создание педагогических условий для культурно-нравственного и духовного развития человека.

Воспитание и обучение подрастающих поколений происходит путем передачи знаний, умений и навыков от педагогов к обучающимся в условиях формирования и развития у них мотивации к творческой и образовательной деятельности в течение всей жизни. Поэтому развитие личности – это не прихоть общества, а непременная и основная обязанность каждого педагогического работника. Для этого образовательная организация должна создать благоприятную психологическую среду, отвечающую требованиям культурного, здорового и безопасного образа жизни. Исходя из сказанного, воспитание и обучение личности рассматриваются как сплав качеств, обеспечивающих ее самоопределение и социализацию.

Обучение и развитие человека как базовые функции образования осуществляются целенаправленно в условиях образовательного процесса (слайд 1)

При этом эффективность воспитания и обучения личности как важнейших факторов формирования всесторонне развитого чело- века зависит от развития психолого-педагогических условий межличностного общения и сотрудничества в школе.Педагогический процесс воспитания и обучения детей в школе служит официально признанным методом воздействия на личность обучающегося. Однако не существует единственно верного одного способа воздействия на всех детей. Требуется индивидуальный подход с учетом всех особенностей обучающегося и его способностей к творческой и умственной деятельности.

Влияние воспитания и обучения на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции и саморазвития. Однако воспитывая и обучая только лишь в условиях внутришкольного образования, невозможно получить полноценный готовый продукт – высоконравственный, всесторонне развитый индивид. Человек должен осознавать важность процесса самореализации и оказывать воздействие на свое обучение. В школе для этого необходимо эффективно управлять механизмом развития системы мотивации детей.

Целью обучения выступает получение целостного образа индивида с присущим набором социокультурных, нравственных, интеллектуальных и творческих свойств. Такой индивид представляет собой продукт формирования ума, духовных и нравственных достоинств, мировоззрения, характера, патриотизма [6].

В психологии и философии личность считается всестороннее развитой, если она обладает культурно-нравственными ценностями, проявляет высокую активность к умственному, физическому и творческому развитию, а также стремится их приумножать [6].

Образовательный процесс в школе является не только источником знаний и умений детей, но также служит проводником культурных ценностей от старшего поколения к младшему [4].

В условиях сегодняшней реальности, к сожалению, уделяется все меньше внимания проблеме нравственного воспитания детей, их эмоциональной сфере. Общение, чувства, переживания, потребности и мотивы детей как основные проблемы психологии школьного воспитания остаются малоизученными, что усугубляет серьезные аспекты воспитания и обучения [8; 9].

Форма и содержание образования имеют определенные особенности, которые влияют на формирование личности [7]. Образование как первичный источник получения информации о закономерностях развития окружающей среды объединяет процессы становления и развития личности, при этом не допуская дифференциации психологических основ педагогической деятельности. Важно отметить, что именно при идентификации личности с психическими процессами возможно формирование наиболее значимых свойств личности школьника. Поэтому проблема межличностных взаимоотношений в школе не должна противопоставляться проблеме учебной функции образования, поскольку только в единстве они могут дать ожидаемый результат.

Важным аспектом в развитии личности школьников является выбор методов воспитания. При решении данной проблемы необходимо ориентироваться на возможности личностной самореализации индивида. Важно помнить, что педагогика опирается на раскрытие потенциалов и способностей творческой и практической деятельности детей [1; 3].

Анализ роли школы в развитии личности позволяет выявить некоторые проблемы в этой сфере. Среди них есть и проблемы, оказывающие негативное влияние на социализацию личности. Педагогический процесс требует акцентирования внимания на них.

Школа предполагает способ существования большого коллектива, в котором у каждого свои интересы, характер, потребности. Межличностный контакт ребят в одном пространстве очень часто создает некоторые трудности при реализации индивидуальных способностей к активизации у детей. Кроме того, школьники, взаимодействуя друг с другом, не всегда стремятся найти общий язык. Часть школьников не находит удовлетворения своих потребностей в общении. Часто педагоги не обращают внимания на проблемы в общении детей, в результате чего за- дачи социализации через реализацию воспитательной функции образования остаются нерешенными.

Надо отметить, что на сегодняшний день существует множество застойных и традиционно сложившихся форм воспитательного процесса в образовательных организациях, которые приводят к искажению подлинных ценностей природы воспитания

Таким образом, в заключение отметим, что целью образования является формирование духовно-нравственно, культурно и интеллектуально зрелой личности, способной к самореализации и самоопределению. В процессе межличностного общения в условиях образовательной деятельности создается моральный, духовный и экономический потенциал общества.

Размышляя над тем, какое влияние оказывает школа на воспитание и образование личности, можно отметить, что от уровня и качества образования очень многое зависит. Воспитание должно проводиться в условиях доброжелательного взаимодействия всех членов образовательного процесса. Хотелось бы выделить, что система образования как основной инструмент воздействия на формирование фундаментальных человеческих ценностей и накопление базовых интеллектуальных ресурсов служит реализации единой цели – воздействие на сознание будущей личности в процессе межличностного общения. От того, как пройдет этот процесс, зависит успех адаптации человека в обществе. Воздействие на процесс развития без сознательно организуемой опоры на психо-

логическую природу человека неизбежно приведет к негативным последствиям. Бес- спорным остается тот факт, что образование принципиально работает на будущее, определяя личные качества каждого человека, его знания, умения, навыка, приоритеты мировоззрения и поведения.

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.

  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

  3. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХІ. М. : Совершенство, 1998. 605 с.

  4. Дубровина И. В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационно- го общества // Национальный психологический журнал. 2018. № 1(29). С. 6-16. URL: https://npsyj.ru/articles/detail. php?article=7408 (дата обращения: 30.04.2023).

  5. Мигранов Д. Р. Влияние современной системы образования на развитие человека и общества в целом // Башкирский государственный аграрный университет. 2016. № 53. С. 337-340. URL: https://novainfo.ru/article/8140. (дата обращения: 30.04.2023).

  6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Эксмо, 2008. 478 с.

  7. Тагиров З. Т., Шабанова Э. Т. Воспитание в современном образовательном процессе // Международный жур- нал экспериментального образования. 2022. № 1. С. 26-30. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12072 (дата обращения: 02.05.2023).

  8. Gladkova A. A. The role of television in cultivating the values of pluralism and cultural diversity in children. Psychology in Russia: State of the Art. 2013. № 6. Рр. 138–143.

  9. Roberts K. P, Evans A.D. Children in an information society. The relations between source monitoring, mental-state understanding and knowledge acquisition in young children. Nova Science Publishers, 2009, 235–252. Retrieved from: https://www.researchgate.net/publication/257392683_Children_in_an_information_society_The_relations_between_ source_monitoring_mental-state_understanding_and_knowledge_acquisition_in_young_children (дата обращения: 30.04.2023).