СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Физический вечер"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка физического вечера "В мире элементарных частиц"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Физический вечер"»

Физический вечер

«В мире элементарных частиц»

(методическая разработка по организации внеклассной работы)



Цель : углубление знаний о строении вещества.

Занимательный характер вечеру создает театрализованная форма.

Активные участники вечера разбиваются на 2 группы.

Одна группа выступает «в роли» элементарных частиц. Каждый учащийся рассказывает присутствующим историю открытия «своей» частицы, об ее основных свойствах и ее роли в строении вещества. Для этих ролей можно привлечь учащихся 7-9 классов.

Другая группа участников вечера- девятиклассники, представляют «специалистов» различных областей науки: врача, физика, криминалиста, археолога, агронома, металлурга. В своих выступлениях эти учащиеся рассказывают о некоторых применениях элементарных частиц и радиоактивных изотопов в медицине, криминалистике, астрофизике и металлургии. Свой рассказ они сопровождают рисунками, демонстрацией опытов.

Эмоциональную окраску вечера создает соответствующе оформленный зал. На стены вывешиваются портреты Резерфорда, Томсона, Алиханова, Алиханяна и других ученых, внесших замечательный вклад в изучение элементарных частиц. Под каждым из портретов следует разместить краткий перечень работ данного ученого.

При подготовке к вечеру дать задание членам физического кружка, по сбору материалов по применению радиоактивных изотопов в металлургии и угольной промышленности, в медицине и т.д. этот материал модно оформить в виде презентации.


План вечера

  1. Вступительная часть.

Ведущий знакомит учащихся с некоторыми проблемами элементарных частиц, например, с проблемой элементарности, попытками классификации частиц и проблемой кварков и их обнаружения.

Для характеристики частиц достаточно указать на три свойства: массу, электрический заряд и время жизни.

  1. Знакомство с элементарными частицами.

Ознакомить лишь с 13 элементарными частицами: электроном, протоном, нейтроном, нейтрино и их античастицами: фотоном, пионами ( отрицательным, положительным) и отрицательным мезоном. Такой выбор частиц методически оправдан тем, что некоторые из них входят в состав вещества и антивещества. Нейтрино, антинейтрино и фотон участвуют во взаимных превращениях частиц. Они играют роль в ядерном взаимодействии.

  1. Краткие выступления «специалистов»

о практическом использовании частиц и радиоактивных изотопов ( с демонстрацией опытов).

  1. Заключительное слово ведущего.

Примерное содержание выступлений отдельных учащихся.


Электрон

Я- самая древняя элементарная частица. О моем существовании в природе ученые догадывались еще задолго до моего открытия. Ученый Стоней за 8 лет до моего рождения придумал мне имя – « Электрон». Но открыл меня в опытах с катодными трубками английский физик Джон Томсон в 1897 году. Ученые обрадовались моему рождению и стали меня усиленно изучать. Скоро они установили, что я заряжен отрицательно и имею самый маленький в природе элементарных частиц заряд, равный 1,6х19 в минус девятнадцатой степени кулона. Этот заряд , как и мою массу 9,1х10 в минус 31 степени килограмм принимали за единицу. Но моя масса не остается постоянной, когда я движусь с большой скоростью. Я нахожусь в вечном движении относительно своей оси, поэтому мне не приписали еще одно свойство-спин. Мой спин равен ½ особых единиц, в которых измеряется спин в квантовой механике. Основное мое местонахождение – атом. Я вечно могу вращаться вокруг его ядра. Но если мне сообщат энергию ( например, нагреют тело, осветят лучами солнца), то я смогу вырваться из атома и сделаться свободным.


Позитрон

Я почти во всем похож на своего брата-близнеца Электрона. Поэтому меня называют его античастицей. Имею такую же массу покоя, как и он, такой же по величине заряд, но только положительный. Спин мой тоже равен ½ особых единиц. Но я долго скрывался, поэтому меня и открыли значительно позже электрона. В 1932 году датский физик Андерсон с помощью камеры Вильсона изучал следы, которые оставляют космические лучи. Однажды он поместил камеру в магнитное поле. Вот тут-то он и обнаружил мой след, который по сравнению с братом электроном отклоняется в противоположную сторону. Вскоре меня обнаружили и на Земле супруги Жолио-Кюри. Я вылетал из ядра атома при его радиоактивном распаде. С электроном мы можем жить лишь на расстоянии. Стоит нам оказаться рядом - мы оба погибаем. А вместо нас появляются другие частички – фотоны.

Рекомендация: рассказать о необычайном открытии нейтрино. Четверть века частица существовала только теоретически и ее свойствами пользовались для объяснения многих физических явлений, например, (бета-распада). Следует обратить внимание учащихся на трудности экспериментального обнаружения нейтрино. Согласно расчетам ученых, земной шар для нейтрино «прозрачен» как стекло для света. Лишь одна частица из 10 в десятой степени имеет некоторую вероятность взаимодействия с другой частицей. Но несмотря на трудности эксперимента, нейтрино было обнаружено в 1956 году.

Рекомендации: рассказать о роли некоторых элементарных частиц в проблемах, связанных со строением Вселенной, например, проблемой структуры звезд и с проблемой обнаружения антимиров. Проблема существования антивещества решена после открытия позитрона. В 1971году получен антигелий. Это открытие явилось экспериментальным подтверждением возможности существования антивещества. Симметрия в природе относительно частиц и античастиц делает вероятной и естественной гипотезу о существовании и Метагалактики.

Знакомя учащихся с элементарными частицами – мезонами, следует рассказать об отрицательном мюоне, как о первом мезоне, обнаруженном в космических лучах.

В выступлениях о пи-мезонах рекомендуется обратить внимание на роль этих частиц в создании ядерных сил.


Вторая часть вечера состоит из выступлений «специалистов»


Выступление «Археолога»


Археолог может рассказать о том, какую помощь оказывает радиометрический метод по установлению возраста деревянных изделий, обнаруженных при раскопках. В основе метода лежит способность нейтронов, входящих в состав космических лучей, превращать стабильное ядро углерода атмосферы Земли в радиоактивные. Средняя интенсивность космических лучей постоянна, поэтому процентное содержание радиоактивного углерода в атмосфере и живых организмах с течением времени не изменяется. После смерти количество радиоактивных изотопов углерода начинает уменьшаться по закону радиоактивного распада. В одном грамме углерода живого организма содержится такое количество радиоактивного, которое обуславливает активность, равную примерно 15 распадам в минуту. Измеряя эту же величину в каком-нибудь образце , можно по уменьшению активности определить время , прошедшее со дня смерти живого организма.

Радиоуглеродный метод помогает археологам довольно точно определить даты многих находок, к числу которых относятся письмена двухтысячелетней давности, найденные в пещере у Мертвого моря. Например, поиски погребальных ценностей в египетских пирамидах с помощью космических лучей.


Выступление «Металлурга»


Металлург может рассказать об использовании радиоактивных изотопов, электронов, нейтронов в металлургической промышленности, особенно в промышленности Кузбасса.

Например, автоматический контроль за влажностью кокса на Кузнецком металлургическом комбинате ведется с помощью нейтронов. Метод основан на свойствах быстрых нейтронов замедляется на ядрах водорода, входящих в состав молекул воды. На этих ядрах нейтроны быстро замедляются, уменьшая свою скорость до тепловой. Интенсивность потока тепловых нейтронов в данной точке пропорциональна влажности контролируемой среды.

Радиоактивные изотопы используются в целях определения примесей в сплавах.


Выступление « Криминалиста»


Радиометрический метод позволяет обнаружить крупинку золота в таком бедном золотоносном песке, где на одну крупинку золота приходится миллионы песчинок. При такой точности метода для вещественного доказательства достаточно иметь всего лишь пылинку вещества массой 10 в минус десятой степени грамма. При облучении ее заряженными частицами или нейтронами получают радиоактивные ядра. Распадаясь, эти ядра дают свой энергетический спектр излучения.


Выступление «Астрофизика»


Может познакомить учащихся с тем, как излучение космических лучей, состоящих из элементарных частиц, позволяет ученым решать загадки Вселенной. К ним относятся вопросы о происхождении нейтронных звезд, пульсаров.

Выступление «Врача»


В этом выступлении нужно указать на роль, которую играют радиоактивные изотопы в медицине для диагностики заболеваний и лечения злокачественных опухолей. Аппарат « искусственного сердца» широко применяется в медицинской практике во время операций на сердце. Человек , как и все живые организмы, обладает радиоактивностью, причем его радиоактивность примерно в 1300 раз выше чем у растений. Это объясняется тем, что в состав тела человека, в котором радиоактивного углерода, входят уран, радий, радиоактивный калий и другие изотопы. Радиоактивность человека зависит также от места жительства, места работы и даже от пола.


В заключение вечера ведущий предлагает слушателям ряд вопросов по элементарным частицам, ответы на которые учащиеся могли бы получить в рекомендованной литературе.

1.МякишевГ. Элементарные частицы.

2.Гладков К. Атом от «А» до «Я».

3. Мухин К. «Занимательная ядерная физика».