СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Счастливый случай" по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий игры по физике для 8-го класса "Счастливый случай" по теме «Электрические цепи.»

Просмотр содержимого документа
«счасстливый случай»

Сценарий игры по физике для 8-го класса "Счастливый случай"

По теме «Электрические цепи.»

Цель: способствовать развитию интереса к физике способом применения игровых методов на уроке и во внеклассной работе.

Задачи:

  • повторение и обобщение приобретенных знаний по теме;

  • развитие у школьников логического мышления, кругозора, внимания;

  • формирование познавательного интереса к предмету и навыков коллективной работы.

Оборудование: песочные часы, мультимедийный проектор, компьютер, условные обозначения элементов электрической цепи, презентация, музыка.

Правила игры: Перед игрой, заранее, собираются две команды, дается домашнее задание: придумать название команде и подготовить по три вопроса для команды противников; приглашается гость (учитель, старшеклассник, родитель…), выбираются эксперты, которые подсчитывают баллы, полученные командами.

Ребята готовятся к участию в следующих геймах: «Гонка за лидером», «Ты – мне, я - тебе», «Тёмная лошадка», «Кто быстрее», «Дальше, дальше, дальше…».

Содержание игры.

Ведущий приветствует участников игры. В игре принимают участие две команды из 8 класса Ведущий представляет своих помощников, которые осуществляют подсчёт набранных командами баллов; даёт слово командам для представления.

Ведущий обращается к болельщикам с просьбой аплодисментами дать оценку самопредставлениям команд. Наиболее сильная поддержка приносит команде 1 балл.

Объявляется начало игры. (Играет музыка)



Гейм 1. «Дальше, дальше, дальше…»(Играет музыка)

В этом гейме каждой команде по очереди предлагается за 5 минут ответить на несколько вопросов. Чтобы сберечь время при отсутствии ответа, капитан говорит «Дальше…», т.е. готовы выслушать следующий вопрос. Для того, чтобы определить команду, отвечающую первой в гейме, проводят жеребьёвку.

Вопросы первой команде.

  1. Какое действие тока используется в аккумуляторах? (Химическое).[1]

  2. Выразите 250мА в амперах. (0.25А). [2]

  3. Силу тока в цепи измеряют… (Амперметром). [2]

  4. От чего зависит степень действия электрического тока? (От заряда, проходящего по цепи за 1 с). [1]

  5. Итальянский физик; один из основателей учения об электрическом токе; создал первый гальванический элемент? (А.Вольта). [1]

  6. Какая электрическая величина одинакова для всех проводников, соединённых последовательно? (Сила тока) [2]

  7. Электротехническое устройство для оказания активного сопротивления электрическому току? (Резистор). [1]

  8. Замыкающее устройство цепи? (Ключ) [1]

  9. Русский физик, электротехник, который изобрел лампу накаливания? (Лодыгин).

  10. Устройство, предназначенное для определения электризации тел? (Электроскоп). [1]

  11. Тугоплавкий металл, из которого изготавливают спираль лампы накаливания? (Вольфрам). [2]

  12. Условное обозначение цепи?(Гальванический элемент) [1]

  13. В нейтральном атоме четыре электрона. Сколько протонов в ядре этого атома? (Четыре).

  14. Вещества, которые проводят электрический ток? (Проводники). [1]

  15. Устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования? (Аккумулятор) [2]

  16. Условное обозначение цепи? (Реостат) [1]

  17. Как найти силу тока участка цепи, состоящего из параллельно соединённых проводников, зная напряжение на каждом?(I=I1+I2) [1]

  18. Как найти общее сопротивление цепи, зная сопротивления отдельных проводников, при последовательном соединении? (R=R1+R2) [1]

  19. Как включают вольтметр для измерения напряжения цепи?(Параллельно) [1]

  20. Единица измерения силы тока? (Ампер) [1]


Вопросы второй команде.

  1. Какое действие тока используется для получения чистых металлов? (Химическое) [1]

  2. Выразите 450мА в амперах. (0.45А). [2]

  3. Напряжение в цепи измеряют…(Вольтметром). [1]

  4. От чего зависит интенсивность действия электрического тока? (От заряда, проходящего по цепи за 1 с). [2]

  5. Напряжение – это физическая величина, характеризующая… (электрическое поле, которое создает ток). [2]

  6. Какая электрическая величина одинакова для всех проводников, соединённых параллельно? (Напряжение) [2]

  7. Французский физик и математик: создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений; ввел понятие «электрический ток»?(А.М.Ампер). [1]

  8. Физическая величина, которая является характеристикой противодействия электрической цепи электрическому току? (Сопротивление).

  9. Русский ученый, исследовавший атмосферное электричество? (Ломоносов).

  10. Прозрачное вещество, которое заряжается положительно при трении о шелк? (Стекло). [1]

  11. Драгоценный металл, обладающий малым удельным сопротивлением?(Золото). [1]

  12. Положительной частицей атомного ядра является… (протон). [1]

  13. Величина, которая измеряется в кулонах? (Заряд). [1]

  14. Устройство, предохраняющее здания, сооружения от повреждения атмосферными разрядами? (Молниеотвод).

  15. Прибор, для регулирования силы тока в цепи? (Реостат)

  16. Как найти напряжение участка цепи, состоящего из последовательно соединённых проводников, зная напряжение на каждом?(U=U1+U2) [1]

  17. Условное обозначение цепи. (Электрический звонок) [1]

  18. Как меняется общее сопротивление разветвления после увеличения числа проводников в разветвлении? (Уменьшается) [2]

  19. Как включают амперметр для измерения напряжения цепи? (Последовательно) [2]

  20. Единица измерения сопротивления? (Ом) [1]



Ведущий подводит итоги I гейма.

Гейм 2. «Ты – мне, я – тебе!»

Члены команд задают «соперникам» вопросы заранее подготовленные, проверенные и при необходимости скорректированные учителем. Выбирают отвечающего из другой команды. Ответ готовится коллективно, но отвечает выбранный. При затруднении в ответе, задающий вопрос отвечает сам.



Ведущий подводит итоги II гейма.

Гейм 3. «Тёмная лошадка»

Для проведения этого гейма на игру приглашается гость. Гостем может быть любой учитель работающий в этих классах или кто-то из администрации или старшеклассник. Гость задает три вопроса, заранее подготовленные и отражающие межпредметную связь. Отвечает та команда, которая быстрее даст сигнал о готовности.

Ведущий подводит итоги III гейма

Гейм 5. «Кто быстрее»

Заранее приготовленные листы с условными обозначениями электрической цепи ученики крепят на спинах с помощью прищепок. Задача команды показать соединения цепи электрических схем. Руки учеников заменяют провода. Команда которая справилась быстрее получает 2 балла.

Схема 1 команды: [3]

Схема 2 команды: [3]



Гейм 4. «Заморочки из бочки»

В этом гейме команды по очереди выбирают бочонки с номерами, соответствующими номерам вопросов. Если команда даёт правильный ответ, то получает один балл. В случае неправильного ответа вопрос переадресуется команде противников или болельщикам. Бочонок со счастливым случаем приносит команде один балл, при этом вопроса не задается. (См приложение2)



Вопросы к IV гейму «Заморочки из бочки»:

Раздел «Вот так бывает»

1. В практике музейного дела иногда есть необходимость читать древние ветхие свитки, которые рвутся и ломаются даже при самой осторожной попытке отделить слои рукописи. Как разъединить такие листы?

( С помощью электричества: свиток электризуют, и соседние его части, получающие одноимённый заряд, отталкиваются друг от друга. Промежутки между слоями бумаги увеличиваются, и их можно без повреждения разделить. Поэтому свиток уже легко умелыми руками развернуть и наклеить на плотную бумагу.) [5]

2. Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно наблюдать небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Почему?

(При поглаживании кошки происходит электризация, как шерсти кошки, так и руки. Эта электризация, как и всегда при трении двух тел, разноимённая. Заряды на человеке и шерсти накапливаются, и возникает искровой разряд (кратковременный электрический ток в воздухе). [5]

3. Если взять две проволоки, железную и алюминиевую (или две другие, но разные), воткнуть их в лимон, а затем присоединить к вольтметру, он покажет наличие напряжения. Почему?

( Лимонная кислота и две проволоки из различных металлов образуют источник тока – гальванический элемент. Напряжение, создаваемое им, менее 1 В. Используя проволоки из любых других металлов, сочное яблоко или солёный огурец, мы также получим гальванические элементы.) [5]


4. Каких рыб люди иногда называют живыми электростанциями? У каких рыб есть специальные органы для накопления электроэнергии? Как велико напряжение, создаваемое ими?

(электрический угорь (до 800 В), электрический скат (до 150 разрядов в 1 с, по 80В каждый, в течение 10-16 с) и электрический сом (до 360 В). Их электрические органы – это группы видоизменённых мышечных или нервных клеток. Они служат для защиты, нападения, ориентации и сигнализации.) [5]

5. Для проверки качества батарейки от карманного фонарика иногда прикасаются языком к её металлическим контактам. Если язык ощущает резкую горечь и жжение, то батарейка хорошая. Почему электричество батарейки горьковато на вкус?

( Слюна человека содержит различные минеральные соли (натрия, калия, кальция и др.). Когда через слюну проходит электрический ток, эти соли подвергаются электролизу – разложению на более простые и «невкусные» вещества. Поэтому язык ощущает горечь и жжение.) [5]



Раздел «Сопротивление»

1. Какой проводник представляет большее сопротивление для постоянного тока: медный сплошной стержень или медная трубка, имеющая внешний диаметр, равный диаметру стержня? Длину обоих проводников считать одинаковой.

(Трубка, так как площадь поперечного сечения у нее меньше, чем у стержня.) [3]

2. Что изменилось на участке цепи, если включенный последовательно с ним амперметр показывает увеличение силы тока?

(Повысилось напряжение или уменьшилось сопротивление.) [3]

3. Один ученик утверждал, что если сопротивление амперметра сделать большим, чем сопротивление цепи, то прибор все равно будет правильно измерять силу тока. Другой ученик говорил, что показания амперметра правильны только в том случае, если его сопротивление мало по сравнению с сопротивлением цепи. Кто из них прав?

(Независимо от величины сопротивления, амперметр правильно показывает величину тока в данной цепи. Но если удалить из цепи амперметр с большим сопротивлением, то сила тока в цепи существенно изменится. Вот почему сопротивление амперметра должно быть небольшим.) [3]

4.Электрическая цепь содержит два одинаковых по размерам проводника, медный и железный, соединенных последовательно. Почему лампа, подключенная к концам железного проводника, будет гореть, а к концам медного - нет?

( При последовательном включении проводников напряжение больше на том из них, у которого сопротивление больше. Следовательно, вольтметр даст большее показание, если его подсоединить к лампе.) [3]

5. Какое сопротивление имеет человек от ладони одной руки до ладони другой руки, если при напряжении 12В сила тока равна 3мА

(4000 Ом) [3]

«Это опасно»

1. Ёлочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую лампочку приходится напряжение три вольта. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, сунуть в патрон палец?

(Сопротивление лампочки от карманного фонаря мало - несколько Ом. Сопротивление всей гирлянды - несколько сотен Ом. Сопротивление пальца несколько тысяч Ом. При последовательном соединении падения напряжений на участках цепи пропорциональны сопротивлениям участков; поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придётся практически всё напряжение.) [4]

2. Когда дуга трамвайного вагона замыкает цепь, то по верхнему проводу и по рельсу идет одинаковый ток. Почему же, стоя на земле и касаясь проволоки, соединенной с верхним проводом, мы будем поражены током, а прикосновение к рельсу безопасно?

( Между телом человека, который стоит на земле, и верхним проводом имеется высокое напряжение, а между телом и рельсом почти нет напряжения, так как оба они находятся на одном и том же проводнике — земле.) [3]


Ведущий подводит итоги игры. Поздравляет команды. Проводит награждение.










Литература:

        1. А.В. Пёрышкин, Физика 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е издание Москва, «Дрофа», 2013 год

        2. А.В. Пёрышкин, Сборник задач по физике. 7-9 класс М.: Экзамен 2013 год.

        3. М.Е. Тульчинский «Качественные задачи по физике 7,8 классы»

(электронное переиздание)

        1. Занимательные вопросы и головоломки по физике от В. Грабцевича. www.afportal.ru/puzzle

        2. Занимательные вопросы и ответы по электричеству www.pedsovet.su/load/73-1-0-9350





























Приложение1.








Просмотр содержимого презентации
«приложение 2»