Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 10»
г. Ногинск Московская область
«Утверждаю»
Директор _______Н.А. Соломадина
Пр. №336 от 01.09.2021
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «За страницами учебника «Математика»
8Б/2 класс
на 2021-2022 учебный год
Базовый уровень
Составил: учитель математики
Салтыкова А.В.
2021 год.
Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Достижению данных целей способствует организация внеурочной занятости, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеурочная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Вид программы – общеинтеллектуальная.
Цели и задачи изучения предмета на 2020-2021 учебный год.
Повышение интереса к предмету.
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют.
Основными задачами являются:
Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения методами аналогии, анализа и синтеза
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, учебных недель в году 33,5, поэтому рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения учащимися 8 класса программы по внеурочной деятельности являются:
-независимость и критичность мышления;
-воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметными результатами освоения программы по внеурочной деятельности являются формирование универсальных учебных действий (УУД):
регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
познавательные УУД:
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-давать определения понятиям.
коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметными результатами освоения программы по внеурочной деятельности является сформированность следующих умений:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Ученик к концу 8 класса научится:
логическому и критическому мышлению, культуре речи, способности к умственному эксперименту;
интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
качествам личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
качествам мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Ученик к концу 8 класса получит возможность научиться:
- формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развивать представления о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формировать общие способы интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Геометрические головоломки | 4 |
2 | Алгебраические выражения | 10 |
3 | Линейные уравнения. Неравенства. | 10 |
4 | Графики и функции | 6 |
5 | Графики и функции | 3 |
Календарно-тематическое планирование
8Б/2 класс
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка |
| Числа и вычисления | 4 | | |
1 | Натуральные числа | | | |
2 | Запись цифр и чисел у других народов. | | | |
3 | Рациональные числа. | | | |
4 | Действительные числа | | | |
| Алгебраические выражения | 10 | | |
5 | Буквенные выражения | | | |
6 | Числа - великаны и числа- малютки | | | |
7 | Многочлены | | | |
8 | Интересные приёмы устных вычислений. | | | |
9 | Алгебраические дроби | | | |
10 | Интересные приёмы устных вычислений. Практика. | | | |
11 | Алгебраические дроби содержащие степени | | | |
12 | Магические квадраты. | | | |
13 | Преобразование рациональных выражений | | | |
14 | Преобразование рациональных выражений содержащих степени | | | |
| Линейные уравнения. Неравенства. | 10 | | |
15 | Линейные уравнения с одной переменной | | | |
16 | Математические фокусы. | | | |
17 | Рациональные уравнения | | | |
18 | Математические фокусы. Практика. | | | |
19 | Решение систем линейных уравнений | | | |
20 | Математические ребусы. | | | |
21 | Линейные неравенства с одной переменной | | | |
22 | Линейные неравенства с одной переменной. Графический способ решения. | | | |
23 | Решение систем неравенств | | | |
24 | Решение систем неравенств разными способами | | | |
| Графики и функции | 6 | | |
25 | Функция. Область определения функции. | | | |
26 | Способы задания функции. Чтение графиков функций. | | | |
27 | Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, её график. | | | |
28 | Софизмы. | | | |
29 | Линейная функция, её график, геометрический смысл коэффициентов. | | | |
30 | Логические задачи. | | | |
| Графики и функции | 3 | | |
31 | Высота, медиана, биссектриса. Средняя линия треугольника. Старинные задачи. | | | |
32 | Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Задачи – шутки | | | |
33 | Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Геометрические головоломки | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 2016 г.
А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2010 г
А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2012.
В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 8 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2015 г.
Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса
Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов: Алгебра. 8 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация/ под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова.- Ростов- на –Дону: Легион-М, 2015.
10