СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Финансовая грамотность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и КТП по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для обучающихся 4 класса коррекционной школы 8 вида.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Финансовая грамотность"»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9»

(КГКОУ ШИ 9)

 


РАССМОТРЕНО

на МО учителей

начальных классов

Руководитель МО

_______ Р.Н.Ушакова

протокол № ___

«__» ______ 2019 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

__________ В.А. Савочка

«____» __________ 2019 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор КГКОУ ШИ 9 ________ Т.К. Волкова

«___»__________ 2019 г.


Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

Социальное направление

4 класс


Составитель

Иванькова О.Ю.,

учитель начальных классов



  


 

  







р.п. Переяславка

2019



Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………...3

2. Актуальность программы……………………………………………………...4

3. Педагогическая целесообразность программы ……………………………...4

4. Отличительная особенность программы……………………………………..4

5. Цель и задачи программы……………………………………………………...4

6. Формы, методы, технологии внеурочной деятельности……………………..5

7. Содержание программы………………………………………………………..5

8. Таблица оценивания навыков, приемов работы обучающихся……………..7

9. Планируемый результат внеурочной деятельности………………………...7

10. Список литературы……………………………………………………………9

11. Календарно-тематическое планирование…………………………………..10


















Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» направлена на обеспечение эффективной реализации целей в сфере школьного экономического образования. Программа имеет социальную направленность, так как приобщает обучающихся к изучению механизмов принятия решений, связанных с деньгами.

Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы внеурочной деятельности «Фантазия»:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - ЕКС);

- Приказ Минобрнауки России № 1040 от 22 сентября 2015 г. «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015) (далее - Порядок № 1015);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г, № 189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);

- СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;

- Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Устав КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа КГКОУ ШИ 9 (вариант 1);

- Положение о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9;

- Календарный график КГКОУ ШИ 9 на 2019/2020 учебный год;

- Учебный план КГКОУ ШИ 9 на 2019- 2020 учебный год.

Актуальность программы

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, четкое понимание того, как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими. А чтобы успешно зарабатывать и управлять своими финансами в современном мире, необходимо обладать коммуникативными, эмоционально-волевыми, личностными качествами, быть уверенным в своих силах и возможностях в достижении поставленной цели, уметь быстро приспосабливаться к новым рыночным условиям труда, к происходящим изменениям в социуме.

Педагогическая целесообразность данной программы в том, что овладение основами финансовой грамотности, поможет обучающимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Отличительная особенность программы заключается в том, что учебные материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, и включают в себя задачи, практические задания и игры. В программе предусмотрено разнообразие содержания и форм деятельности; возможность варьирования, сочетания теоретической и практической частей содержания.

Цель: формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации, обучающихся начальной школы к происходящим изменениям в жизни современного общества.

Задачи:

- изучение и усвоение основных экономических терминов, необходимых для успешной ориентации учащихся в повседневной жизни;

- формирование практических навыков принятия ответственных экономических решений в повседневной жизни;

- формирование познавательного интереса через изучение смежных дисциплин к экономике;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- ознакомление с видами профессий, пользующихся спросом на рынке труда.

Направление работы по данной программе - социальное; при составлении программы соблюдались  дидактическое правило - «от простого к сложному»; переход учебных занятий в практические занятия, а также в самостоятельную  деятельность;  расширение связей между предметами.

Программа составлена для обучающихся 4 класса. Срок реализации 1 год. Внеурочная деятельность построена на основе знаний возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Программа  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности и учитывает интересы  обучающихся в начальной школе. Направлена на развитие   общеинтеллектуальных способностей  обучающегося с УО (ИН).

Формы занятий: индивидуальная, групповая, коллективное творчество, работа с родителями.

Методы проведения занятий: беседа, рассказ, просмотр видеороликов, игра, практическая работа,  наблюдение, самостоятельная работа.

Технологии:  здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.



Межпредметные связи на внеурочных занятиях  

При составлении программы учитывалась связь с предметами, как окружающий мир (наблюдение, изучение истории происхождения); математики (счет) с уроками изо и технологии (расположение на листе бумаги, раскрашивание, выбор цветовой гаммы, а также уроками чтения и русского языка (составление предложений при рассказа об услышанном).

Содержание программы

Программа включает в себя пять основных содержательных разделов курса:

  1. Обмен и деньги.

  2. Какие деньги были раньше в России.

  3. Современные деньги в России и других странах.

  4. Доходы семьи.

  5. Расходы семьи.

Раздел 1. Обмен и деньги

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Сюжетно-ролевая игра «Покупка товаров в магазине»

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Раздел 2. Какие деньги были раньше в России

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Решение прикладных задач. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики: преступление и наказание. Просмотр видеофрагментов документальных фильмов.



Основные понятия

Монеты. Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Древнерусские товарные деньги. «Меховые деньги». Первые русские монеты. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».

Раздел 3. Современные деньги в России и других странах

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Творческая работа «Моя банковская карта», «Моя собственная купюра».

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Раздел 4. Доходы семьи

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Ролевая игра «Профессия и образование»

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Вклады. Кредиты.

Раздел 5. Расходы семьи

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки. Мини-исследование «Покупки своей семьи за неделю». Коллективная беседа «Почему мы делаем покупки?».

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.



Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся

внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»


Приемы и навыки работы

усвоение

неусвоение

Усвоение основных экономических терминов



Навыки принятия ответственных экономических решений в повседневной жизни



Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях



Ознакомление с видами профессий, пользующихся спросом на рынке труда



Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений в повседневной жизни



Представление о роли денег в семье и обществе



Знание источников доходов и направлений расходов семьи



Проведение элементарных финансовых расчётов



Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет



Оценивание правильности выполнения своих действий при пользовании деньгами



Проведение сравнения, классификации



Планируемый результат внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему посёлку, народу, России;

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;

- осознание себя как члена общества, жителя Хабаровского края;

- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия на доступном уровне;

- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

- развитие самостоятельности через ответственный подход к ситуациям;

- овладение начальными знаниями навыками адаптации в социуме;

- осознание себя участником, при принятии элементарных экономических решений в семье;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

Результаты реализации программы «Финансовая грамотность» внеурочной деятельности включают освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений, знаний и навыков, приобретенных в школе. Минимальный и достаточный уровень образовательных результатов определяется в конце учебного года.

Минимальный уровень:

- представление о роли денег в семье и обществе;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- проведение элементарных финансовых расчётов.

Достаточный уровень:

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

- оценивание правильности выполнения своих действий при пользовании деньгами.

- оказание партнерам необходимой  помощи

- проведение сравнения, классификации. 

       





Список литературы:

1. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

2. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся 4 класс. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся 2–3 класс. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг./Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 8 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

5. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)






















урока

Тема урока

Дата

Базовые понятия

Формы учебной

деятельности


Раздел 1. Обмен и деньги


1-2

Появление обмена товаров. Первые деньги


05.09

12.09

Товар. Деньги. Виды денег. Обмен

Общее обсуждение.

Игровая деятельность

3

Монеты. Бумажные деньги


19.09

Монета. Деньги

Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа

4

Монеты. Бумажные деньги


26.09

Монета. Деньги. Виды денег

Общее обсуждение

5

Защита монет от подделок. Современные монеты


3.10

Монета. Средства защиты

Общее обсуждение, практическая работа

6

Номинал банкнот. Защита от подделок


10.10

Банкнота

Общее обсуждение, практическая работа

Раздел 2. Какие деньги были раньше в России


7

Древнерусские товарные деньги


17.10

« Меховые деньги». Старинные деньги

Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность

8

Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты

24.10

Деньги, рубль, копейка

Общее обсуждение

9

Устройство монеты


Монета

Общее обсуждение, практическая деятельность

10

Изобретение бумажных денег


Бумажные деньги

Общее обсуждение

11

Фальшивые деньги. Способы защиты от подделок бумажных денег


Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики: преступление и наказание

Общее обсуждение, просмотр видеоролика

Раздел 3. Современные деньги в России и других странах


12

Современные деньги России



Банки. Деньги. Виды денег.


Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование

13

Современные деньги мира



Банки. Деньги. Виды денег.

Доллары. Евро

Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование

14

Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на
банковских счетах


12.12

Безналичные деньги, карты

Общее обсуждение, презентация

17

Творческая работа «Моя собственная купюра»


19.12

Деньги, купюра

Общее обсуждение, рисование



Раздел 4. Доходы семьи


18-19

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство



26.12

16.12

Доходы. Заработная плата. Пенсия

Общее обсуждение, творческая работа, мини – исследование

20-21

Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия


23.01

30.01

Товар, услуга, заработная плата

Общее обсуждение, творческая работа, мини – исследование

22-23

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество



Заработная плата, пенсия, пособие

Общее обсуждение

24

Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты



Кредит, аренда, процент

Общее обсуждение, просмотр видеоролика

Раздел 5. Расходы семьи


25-26

Обязательные расходы. Продукты. Коммунальные платежи



Расходы

Общее обсуждение

27-28

Обязательные расходы. Одежда. Обувь. Образование



Расходы

Общее обсуждение, видеоролик

29-30

Непредвиденные расходы, переменные, сезонные расходы



Непредвиденные расходы

Общее обсуждение, видеоролик

31-32

Мини-исследование «Покупки своей семьи за неделю»


Расходы, покупка, деньги

Общее обсуждение, исследовательская работа

33

Коллективная беседа «Почему мы делаем покупки?»


Расходы, покупка, деньги

Общее обсуждение

34

Заключительное занятие. Викторина «Что я усвоил». Рефлексия


Товар, виды денег, банк, купюра, доходы, расходы, банковская карта

Итоговая работа