Внеурочная деятельность как основа раскрытия творческих способностей обучающихся
Шурыгина Галина Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ ООШ №38 г.Томска
Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей обучающихся.
Кроме того внеурочная деятельность – составная часть воспитательно-образовательного процесса и одна из форм свободного времяпровождения школьников, поэтому задача классного руководителя вовлечь всех обучающихся своего класса во внеурочную деятельность. Сама по себе внеурочная деятельность обладает большим потенциалом для раскрытия и развития познавательных и творческих способностей обучающихся. Разнообразие внеурочных занятий дает возможность ребенку попробовать себя во всех областях и выбрать для себя то, к чему лежит душа, чем интересно заниматься, в какой области развиваться и раскрывать свой творческий потенциал.
В результате того, что ребенок сам делает выбор и результаты его деятельности более продуктивные. А также обучающиеся приучаются рационально использовать свободное время, проводить его с пользой для себя. Любые занятия внеурочной деятельности обогащают опыт коллективного взаимодействия школьников, служит одним из воспитательных аспектов. Внеурочная деятельность является для ребенка способом выражения своего «Я».
Развитие познавательных и творческих способностей в начальной школе во внеурочной деятельности осуществляется следующим образом:
1. Рукоделие как способ развития индивидуальных творческих способностей детей. В этом направлении обучающиеся посещают занятия внеурочной деятельности:
А) Оригами.
Б) Умелые руки
В) Рукодельница
Рукоделие развивает и формирует у ребенка целый ряд качеств: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
2. Для развития своих познавательных способностей обучающиеся посещают занятия внеурочной деятельности:
А) Умники и умницы
Б) Готовлюсь к школьным олимпиадам
В) Шахматы
Г) Проектно-исследовательская деятельность
3. Обучающиеся, которые любят и хотят развивать свои художественные способности, посещают занятия внеурочной деятельности : изостудия.
4. Те, кто хочет танцевать – хореографию и т.д.
Занятия ребенком внеурочной деятельностью дает возможность учащимся проявить себя в различных видах творческой деятельности, показать свои способности и повысить творческий потенциал, развивать навыки созидания, самореализации, заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.
Главная задача внеурочной деятельности – создать ситуацию успеха каждому ученику .
Тесная работа учащихся и учителя во внеурочной деятельности предусматривает развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, – формирование умения учиться, создавать проекты и защищать их.
Например: «Проектная и исследовательская деятельность». При работе над проектами проводится большая работа по изучению и исследованию содержания художественных текстов, учащиеся показывают умения работать с энциклопедическими источниками, интернет – ресурсами, ПК, библиотечными фондами.
Самостоятельность проявляется и в подборе тематического материала и оформлении наглядного материала . Учащиеся становятся более организованными, ответственными. Новые навыки, знания, впечатления, которые дети получают в процессе исследовательской деятельности, которые дети получают в процессе работы над проектом, оставляют яркий эмоциональный след, сохраняются, закрепляются, со временем воспроизводятся в той или иной форме.
Различные приёмы, методы, формы работы внеурочной занятости способствуют развитию творческих способностей и коммуникативных навыков школьников.
Таким образом, правильно организованная внеурочная деятельность способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем коммуникации, стимулирует мотивацию к повышению учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Наша задача – заметить способности ученика и направить в правильное русло, чтобы ребенок был успешен.