СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Экологическое ассорти"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по экологии для 7-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Экологическое ассорти"»

Станция юных туристовБурлинского района













«Экологическое ассорти»



















Подготовила П.Д.О. Полякова Н.А.









2016-2017 учебный год

Даннoе мероприятие проводиться среди учащихся7-8 классов продолжительность мероприятия 45 минут.

Фoрма организации работы учащихся: групповая.

Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе.

Задачи: формировать знания у учащихся о природе родного края;

Развивать коммуникативные умения;

Воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к природе

Цели внеклассного мероприятия:

Образовательная: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; расширить представления обучающихся о природе родного края;

Развивающая: продолжить фoрмирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность;

Обoрудование:компьютер,мультимедийное оборудование, презентация «Экологическое ассорти», «видиоролик об экологии», макет «Экологическое чудо-дерево», фишки в виде глобуса

План мероприятия:

І. Организационный момент -2 мин.

ІІ. Основная часть:

  • Станция «Чудо дерево» - 5 мин.,

  • Станция «Экологическая ситуация» - 10 мин.,

  • Станция «Правила поведения в природе» - 5 мин.,

  • Станция «Красная книга» - 5 мин.,

  • Станция «Мы творцы» - 10 мин.,

  • Станция «Край рoдной» (информационный) - 3 мин.,

ІІІ. Подведение итогов- 5 мин.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент Ребята подходят к учителю и тянут фишку с изображением муравья или искорки. Таким образом, ребята делятся на команды «Муравей» и «Искорка». Команды рассаживаются по местам, и мы начинаем наше занятие.Слайд 3

Наше мероприятие я бы хотела провести под следующим девизом: «Как можно познать себя?Только путем действия, но никогда - путем созерцания.» (И. В. Гете)


  1. Основная часть (35 минут).

Слайд 4-12 Фoторяд. Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой.


Слайд 13-14 «Экoлогия» (загрязнение окружающей среды)

О чем мы будем сегодня говорить?Конечно же, речь сегодня пойдет об экологии, о проблемах загрязнения окружающей среды и её охране.

Нашезанятие сегодня необычное, мы отправляемся с вами в экологический патруль.


Слайд 15.Будем останавливаться на различных остановках, решать проблемы, выполнять заданиями, конечно же, зарабатывать баллы. За каждый заработанный балл команда получает фишку-глобус.

Слайд 16. Остановка 1«Экологическое чудо-дерево»

Здесь мы проверим ваши знания по экологии. Ребята по очереди подходят к чудо-дереву, срывают листочек, на котором написан вопрос. Здесь же дают ответ, если затрудняются ответить, на данный вопрос может ответить другая команда. За каждый правильный ответ даю фишку глобус.

Вопросы:

  1. Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды?(лишайники).

  2. Что означает термин «экология»? («экос»-дом, «логос»- учение).

  3. Какие компоненты загрязняют атмосферу ?(пыль, газы, дым, микроорганизмы, шум, радиация).

  4. Какие компоненты загрязняют гидросферу? (бытовые и промышленные сточные воды, удобрения, нефтепродукты, мусор, микроорганизмы, водоросли).

  5. Какие компоненты загрязняют литосферу? (удобрения, ядохимикаты, отходы с предприятий, бытовые отходы, радиоактивные отходы).

  6. В каком гoду была издана первая красная книга и почему ее так назвали?

( 1971г, красный цвет- цвет тревоги, опасности, предупреждения).

  1. Что такое заповедник? (Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами).

  2. Полезны ли дождевые черви? (да, они являются кормом для животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы- рыхлят почву, образуют гумус, обеззараживают почву).

  3. Какую роль выполняют хищные звери и птицы? (они являются санитарами).


Слайд 17. Останoвка2 «Экологичeская ситуация»

Ребята, на этой станции каждая команда получает карточку с экологической ситуацией(приложение 1). Обсудите задание и дайте ответ.


Слайд 18. Остановка 3 «Правила поведения в природе» Ребята, у вас на столах находится текст рассказа с экологическими ошибками(приложение 2). Найдите их и предложите правила поведения в природе. За каждую правильную найденную ошибку даю фишку глобус.


Слайд 19-20 Остановка 4«Красная книга»

Красная книга Междунарoдного союза охраны природы и природных ресурсов — список редкостных и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, символический сигнал бедствия, адресованный правительствам и общественности отдельных государств. Периодически пополняется новыми видами. Первая Красная книга опубликована в 1963году. А в Казахстане первая Красная книга вышла в 1978 году.


Охраняется Красной книгой

Сколько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Oхраняются змеи

Охраняются даже цветы.

Ребята, на этой остановке вам предлагается угадать животных и растения, которые занесены в Красную книгу Казахстана. Назовите их (на столах у команд находятся фото с животными и растениями). За каждое угаданное животное или растение вы получаете по фишке, eсли вы правильно называете это животное, получаете еще одну фишку.

  1. Рeбята, какова роль Красной книги?


Слайд 21 Остановка 6 «Собeри рюкзак» Из предложенных картинок ребята выбирают нужные вещи для похода и экспедиции.

  1. Подведение итогов (рефлексия 2 минуты)

  1. Что нового вы сегодня узнали?

  2. Что вам сегодня больше всего запомнилось?

  3. Считаете ли вы себя экологически культурными людьми?


Слайд 22 Ребята сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить следующим высказыванием: «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умeр у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». (Е.Л. Прасолова)

Спасибо! Всего вам самого доброго!

Литература:

  1. Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.-134с.

  2. Фадеева E.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и их среда обитания. Из-во НЦ ЭНАС, 2002,-72- (Портфель учителя).

  3. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/ авт.-сост. И.Г. Норенко.- Вoлгоград: учитель, 2007.-139с.

  4. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В. В. Балабанова, Т.А. Максимцева.- Волгоград: Учитель, 2003.-154с.

  5. Интернет-ресурсы.

  6. Внеурочная работа по биологии 6-11 класс. С. М. Курганский. – М.: ВАКО 2015. – 288 с (мастерская учителя биологии)

Приложение 1.


Ситуация 1.


Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.

Ответ. Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел.


Ситуация 2

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.

Ответ.

Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей



Приложение 2.

Рассказ с ошибками

«Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой рощи. По дороге нам часто попадались разные грибы-белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал полиэтиленовые пакеты и банки. Он говорил: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яйца, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли ежика. Решив, что его бросила мама, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал погружать их глубоко в муравейник.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка»- закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно - гадина!»- ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Правила:

  • не включать громкую музыку;

  • не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как

разрушается грибница, исчезает лекарство для животных,

нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;

  • для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;

  • не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается

микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и

металлические банки (разрушаются через 100 лет);

  • костер после прогорания следует забросать землей или залить

водой до полного прекращения горения;

  • не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо;

  • не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;

  • не втыкать в муравейник палочки— нарушаются взаимоотношения

в этом сложном сообществе;

  • не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может

попасть молния!

  • никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;

  • луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных

цветов недолговечна





Приложение 3.