МКОУ «Солдатская основная общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Внеклассное мероприятие на тему
«Экология родного края»
Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края.
Задачи:
- Воспитать бережное отношение обучающихся к природе родного края;
- Формировать экологическую культуру учащихся;
- Пополнить знания обучающихся по экологии;
- Воспитание чувства любви к своей малой родине и чувства самосознания.
Оборудование: Презентации, компьютер, газеты на экологическую тему, физическая карта России, глобус, выставка книг, памятка «Правила поведения в природе», запрещающие знаки.
Ход классного часа.
Ученик: Кромсая лед, меняем рек теченье
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но, мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды,
Всё меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Учитель: Человек не одинок в этом мире. Вокруг него существует окружающая среда. Окружающая среда это и вода, которую мы пьем и из которой мы состоим это и воздух, которым мы дышим, это и почва, на которой мы выращиваем растения, это и животные, обитающие в природе.
Все это существовало задолго до появления человека, а с появлением человека вся эта совокупность объектов изменилась.
Самая страшная из катастроф - антропогенная, т.е. уничтожение человека человеком. Еще на заре 20 века В.И.Вернадский сказал, что человечество становиться экологической и даже космической силой. И каждый живущий на Земле может убедиться в верности этих слов: человечество сотрясает землю, изменяет её облик. И природа мстит людям за такую победу. Земля не государство, её разделить нельзя. Невозможно разделить природу. Она живет по своим законам: птицы, рыбы, звери, насекомые, ветры и воды движутся по Земле, как двигались они сотни и даже десятки тысяч лет назад, не спрашивая разрешения.
Воды на Земле много, но необходимой для жизни - пресной воды - около 3%.А ведь высокие урожаи, жизнь человека, всего живого и многое другое зависит от достатка чистой воды, качественной. И для этого приходится бурить скважины, углублять колодцы, рыть каналы, сооружать дорогостоящие системы очистки и, несмотря на это, люди страдают без воды.
(Приложение №1 Значение воды Бабухина Анастасия.)
Учитель: Леса являются хранителями подземной воды. Удивительная способность живого дерева - испарять влагу,1 гектар березового леса испаряет 47 тысяч литров воды в день.
Велика роль Мирового океана. Мы называем его «безграничным», неисчерпаемым. Но сегодня океан бессилен перед деятельностью человека, и не только потому, что миллионы тонн нефти при перевозке радужной пленкой покрывают водные поверхности океана.
Чистый воздух становится дефицитом на нашей планете. Забирая кислород для своих нужд и выбрасывая огромные облака углекислого газа и других газов, человек уничтожает человека в человеке. В Белоруссии в 100раз увеличилась заболевания щитовидной железы у детей в связи с загрязнением окружающей среды. Ведь всё человечество в противогазы не оденешь, всю атмосферу через фильтры не пропустишь и не отгородишь одну область от другой. Заражение атмосферы Чернобыльской АЭС дошло до Читы. На неделимой Земле самое неделимое - атмосфера, и загрязнение её – всеобщая беда человечества. Земля не только наша кормилица, это наш дом, это место, где мы живём, отдыхаем, познаем мир. Это тайник ВСЕЛЕННОЙ. Ритмы нашей планеты неразрывно связаны с ритмом жизни всего живого. И если мы, люди, не будем помнить главного – биосфера – целостное образование, а мы при нашей гордости и разумности лишь часть ее. И если мы хотим сохранить человечество, мы обязаны хранить природу Земли.
Помнить об этом наш долг. Помнить и включаться в работу по охране природы. Эта работа во имя человечества и человечности.
Ученик: Земля, какая она?
Земля рождает прозрачные ручьи и потоки, миллионы стеблей и колосьев, пускает птиц в облака, зверей- в леса. Земля принимает в себя все дожди, снега, туманы, мохнатые семена и гладкие зерна.
Могучей Волги плавные просторы,
Не знающие края ширь степей
Леса, поля, долины, реки, горы,
Весь светлый облик родины моей.
Наша планета названа землёй по недоразумению. На воду приходиться 4/5 территории, но она неравномерно распределена на планете. А она нужна людям, растениям, предприятиям. Но пресной воды становится всё меньше.
80% заболеваний связано с использованием недоброкачественной воды. Вода рек, морей, океанов сдержит десятки тысяч тонн различных вредных солей, ядовитых веществ, нефтепродукты.
Учение: Черные пятна.
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине.
Черные раскачиваются пятна
На крутой, разгневанной волне.
Стали люди сильные, как боги,
И судьба ЗЕМЛИ у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках,
Мы давно освоили планету
Широко шагает новый век.
На ЗЕМЛЕ уж белых пятен нету,
Черные. Сотрешь ли, человек?
Учитель: Проблемы рационального использования ресурсов мирового океана могут быть решены только при условии тесного сотрудничества всех государств .
Моря и океаны, реки и озера составляют 80% поверхности суши. Морские растения обогащают воздух кислородом больше, чем растения суши. Тепло океана влияет на климат Земли. Океан- кухня погоды.
Ученик: Мне снится немая как камень Земля,
И небо, нагое, без птицы,
И море без рыб и без корабля,
Сухие, пустые глазницы,
Учитель: Масштабы воздействия человека на природу постоянно увеличиваются.
Где же выход?
Учёные предлагают создать безотходные производства, чтобы не сбрасывать грязную воду в реки, на предприятиях строить очистные сооружения.
Ученик: Крик о помощи.
А природа опять то предельно проста,
То одета в цветастые перья….
Удивляет меня не её красота,
Удивляет ее терпенье.
И когда сквозь асфальт лепестков пятерня
Продирается после полуночи, Я не радуюсь силе ЗЕМЛИ.
Для меня это прежде всего- крик о помощи!
Учитель: «Чистота- залог здоровья». И нам страшно представить, во что превратилась бы наша планета с ее улицами, городами, если бы не вывозили мусор. Через 10-15 лет он покрыл бы нашу планету слоем толщиной 5 метров. Сжигать отходы нельзя, т.к. при этом загрязняются почва, воздух, вода и выделяется при этом очень много ядовитых газов. Говоря об охране окружающей среды, мы должны знать и о здоровье наших квартир в которых мы проводим большую часть нашей жизни.
(Приложение №2 Здоровье наших квартир Игин Никта.)
Учитель: Дороже золота, дороже серебра окружающая нас природа , и будущее нашей Земли зависит от нас!
Нам под ответственность дана
И вся Земля и вся страна.
Будущее нашей планеты ЗЕМЛИ, океанов, полей, морей, озер, рек в наших руках.
(Приложение №3 Исследовательская работа. Охрана окружающей среды от бытового мусора. Грибанова Марина)
Ученик: Стон ЗЕМЛИ.
Вращаясь в космосе в кругу своей орбиты,
Не год не два, миллиарды лет,
Я так устала, плоть моя покрыта
Рубцами ран, живого места нет.
Терзает смоль мою больную душу,
И яды травят воды чистых рек.
Все то , что я имела и имею,
Своим добром считает человек,
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идёт моя руда.
А что мне стоит только штат Невада?
Его подземных взрывов череда,
Зачем друг друга люди так боятся?
Что позабыли о своей Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
ОЧНИТЕСЬ, ЛЮДИ, ПРИЗОВИТЕ СТРАНЫ, ЧТОБЫ МЕНЯ ОТ ГИБЕЛИ СПАСЛИ!
Учитель: Отношение к живому - сплошной противоречивый акт сознания, ума, чувства, воли человека. И только в человеческой душе есть место красоте. Человек становиться более нравственным благодаря тому, что им овладевает желание сохранять и охранять окружающую среду.
Спасти Природы чудные творенья
От бесхозяйственного истребленья,
Таков призыв! Таков у нас закон.
Но всё ж немногого достигнет он,
Пока к сознательности нет стремленья,
Внося в природу только разрушение.
Но мы хозяева своей Земли.
Использование верное нашли
Путем познания ПРИРОДЫ нашей милой.
Испокон веков верой и правдой природа служила человеку.
Сегодня радости и мудрости природы оборачиваются болью, богатства – утратой, доброта – жесткостью. Есть такое выражение «цветущий край».Так называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность к природе поистине творят чудеса.
Находясь в лесу, на реке соблюдайте правила пожарной безопасности, не допускайте поломки кустарников, рубки деревьев, засорения местности, разорения муравейников, гнездовий птиц.
Ученик: Только берегите эту Землю
Берегите ЗЕМЛЮ! Берегите!
Бабочку на листьях повилики.
На тропинке – солнечные блики,
На камнях играющего краба.
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным простором,
Ласточку, мелькающую в поле!
Берегите Землю, берегите!
Учитель: Ребята, теперь обращаемся к вам. Когда бываете в лесу, на рыбалке, на отдыхе, в поле, берегите нашу природу, природу нашего родного села.
Будем наш край украшать, охранять,
Будет наш край хорошеть, расцветать.
На отдыхе (сценка)
Мы приехали на речку воскресенье провести,
Но свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И как будто нам на зло – даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и тут до нас сидели тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
«ЭЙ, ребята!» - крикнул Дима,-
Вот местечко хоть куда,
Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж,
Распаковывай багаж.
Мы купались загорали,
Жгли костер, в футбол играли,
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели,
И остались на полянке у потухшего костра
Две разбитых нами банки,
Две намокшие баранки
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Но свободного местечка возле речки не найти.
И только в человеческой душе есть место красоте.
Природа требует награды
За драгоценные плоды,
И лишь одно природе надо,
Чтоб люди были к ней добры
Ученик: Крик души
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне,
Не убей последнего медведя,
Пусть гуляет в темной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на Земле осталось что- то.
От чего щемит в моей груди.
Викторина:
Что такое экология?
Какие экологические проблемы существуют в нашем районе, селе?
Какие вы можете предложить меры по охране природы нашего села?
Какие меры по устранению экологических проблем принимаются в нашем селе, районе?
Какие редкие и охраняемые растения встречаются в нашем селе, области?
Каких охраняемых животных Курской области Вы знаете?
Каких охраняемых животных можно встретить в лесах нашего села?
Назовите особо охраняемые территории Курской области?
Что может сделать каждый из нас по улучшению экологического состояния нашего села?
Используемая литература
1 Энциклопедия »Википедия»
2Красная книга Российской Федерация.
3Красная книга Курского края
4 Природа и люди М., просвещение 1990 год