СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие посвящено дню Единства и солидарности России - 4 ноября. Оно носит информационно - памятный характер.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по истории»


Внеклассное мероприятие.


Историко-литературная композиция, посвящённая Дню народного единства.


«Ради Родины мы должны жить в одно сердце».


Составитель преподаватель

истории и обществознания

Тимофеева Н.В.

















Казань - 2010 г.

Тема: «Ради Родины мы должны жить в одно сердце».

Цели:

- углублять первоначальные исторические знания о сути государственных праздников;

- расширять мотивацию изучения истории Отечества;

- прививать навыки исследовательской работы, с учётом возрастных особенностей мышления и интересов.

- создавать условия для проявления творческих идей и способностей;

- формировать представление о политико-правовой системе России и Татарстана.

- акцентировать внимание на правах и обязанностях человека и гражданина;

- помочь осознать теснейшую взаимосвязь между человеком, обществом и государством, посредством формирования у подрастающего поколения политической грамотности;

- способствовать патриотическому и гражданскому воспитанию полноценной, преданной своему Отечеству, нравственно-устойчивой личности на примерах героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан.

- воспитывать коммуникативные качества, такие как чувство, уважения и поддержки к товарищам.


Используемая литература: Ионов И.Н. «Российская цивилизация» учебник 10-11кл. Просвещение, М – 99, «История России от древних славян до Петра Великого», энциклопедия для детей, Аванта, М – 2003, Кулинич Г.Г. «Сценарий клубных мероприятий» 5-11кл., Конституция РФ. – М. Юридическая литература 2005г., Конвенция о правах ребёнка. – М. Юридическая литература 1998г., журнал «Читаем, учимся, играем». – 09. 2008., журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»№4, №5, 2007; Александров В.Н. «История русского искусства», Минск «Харвест»2004.

Оборудование: Мультимедийная установка для демонстрации сюжетов и картин соответствующих данному периоду «Головные уборы русских царей и боевой шлем».


Оформление аудитории: места для зрителей расставлены с учётом создания неформальной обстановки; на доске тема и эпиграф.

Продолжительность мероприятия: 45 мин.

План:

1. Вводное слово преподавателя.

2. Просмотр слайдов о России.

3. Исторический экскурс в историю России периода Смутного времени, его итоги и значение.

4. История празднования дня - 4 ноября.

5. Стихотворное выступление «Родина моя» Полякова Н.

6.Характеристика монументальной экспозиции «Минин и Пожарский» В.Н. Мартос.

7. Заключительное слово.


Содержание мероприятия.

Эпиграф: «Но и тогда,

Когда по всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»».

Вводное слово.

«Ради Родины мы должны жить в одно сердце»- эти слова Александра Невского не потеряли свою актуальность сегодня, в конце первого десятилетия ХХI века. Начало ХХI века стало для России временем подведения первых итогов модернизации и демократизации, а также анализа той национально-политической, социально-демографической и этнокультурной ситуации, которая сложилась после распада СССР на постсоветском пространстве. Назревшие новые проблемы потребовали новых подходов к решению создавшихся проблем.

4-ое ноября в России отмечается государственный праздник–День народного единства. Этот день считается в нашей стране праздничным с 2004 года. Он подчёркивает стремление власти и общества установить на территории нашей страны мирное, толерантное сосуществование всех народов России и народов стран ближнего зарубежья, живших когда-то в рамках одной страны СССР.

(Параллельный показ слайдов природы России)

Россия была, есть и остаётся очень богатой по своим природным ресурсам страной.

Птицами бесчисленными,

Городами великими,

Сёлами дивными…

… Всего ты исполнена,

Земля Русская!

Земля Русская славится, как своими природными щедротами, так и своим многонациональным народом, много веков живущего в рамках одного государства, имеющего одну историю общие традиции, устои, культуру и одну на всех беду. Наш народ не раз отстаивал свою честь и независимость в жестокой борьбе с врагами, интервентами желающими уничтожить российский народ и страну в целом. В такую трудную годину весь российский народ, как один, вставал на защиту своего Отечества и готов был отдать свою жизнь ради её спасения. Вопрос жизни и смерти – это общенародный вопрос.

Праздник - День национального единства уходит своими корнями в первые десятилетия ХVII века. Каким он был тот далёкий ХVII век?

Каким он был не лёгким для земли!

Какие клокотали в нём идеи!

Какие люди сквозь него прошли!

Герои, боги, гении, злодеи…

А. Дольский

В истории России это время названо «Смутным» и это название дано ему по праву. Смерть царей, жестокая борьба бояр за власть, предательство, убийства, голод, лжецари, польская, литовская и шведская интервенция, набеги крымских татар т.е. полный хаос.

Период Смуты начался с пресечения династии Рюриковичей. Смерть Фёдора Ивановича и убийство последнего сына Ивана Грозного Дмитрия привели к активизации борьбы бояр за власть. Положение усугубилось голодными годами. В стране вспыхивали народные бунт и восстания. Одни из самых сильных произошли в 1603 году под предводительством Хлопка Косолапа и Ивана Болотникова в 1606 году. Главные события Смутного времени связаны с бежавшим в Польшу русским монахом Григорием Отрепьевым, который в 1601 году. Объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Отрепьев вступил в сговор с польским королём Сигизмундом III, пообещав ему за поддержку Западные земли России. В 1604 г. с небольшим отрядом он пересёк границу России начал наступление на Москву. Лжедмитрия поддержали казаки, беглые и даже русское войско перешло на его сторону. В 1605 г. армия лженаследника достигла Москвы. Сын Бориса Годунова 15-и летний Фёдор был убит, а Лжедмитрий торжественно, без сопротивления, вошёл в Москву и был коронован на русский престол. Летописец отмечал, что Лжедмитрий был принят с радостью, как «природный государь». Его правление продлилось до 1606 года. В результате боярского заговора он был убит.

Власть перешла в руки боярской оппозиции, во главе с Василием Шуйским. В это же время в Польше зреет новый план агрессии против России и на исторической арене появляется второй Лжедмитрий, поддерживаемый польской шляхтой. Он смело раздавал русские земли польским аристократам – католикам, грабил деревни в районе Тушина, назначал воевод в города. В народе его прозвали «тушинский вор». Так в России появилось два царя, два правительства, две столицы. Смута достигла своего апогея.

В1610 г. польско-литовское войско подошло к Москве. Для борьбы со своими врагами царь Василий Шуйский призывает на помощь шведскую армию, обещая им город Корелу с округой. Московское правительство втянуло шведов в русскую Смуту оказалось в состоянии войны с Польше. Шведы из союзников быстро превратились в захватчиков русских городов. В этих условиях группа бояр решила опереться на поляков, признав сына польского короля на Владислава русским царём, создав при нём правительство - так называемую «семибоярщину». В. Шуйский был свергнут. Владислав в Россию не поехал, а в Калуге был убит Лжедмитрий II. Период безвластия затянулся, а Польша и Швеция начали между собой борьбу за русский престол. Русская государственность оказалась на краю гибели.

Русский народ оказался в жёстких тисках иностранных захватчиков. Постепенно война гражданская перерастала в национально-освободительную. Ведущую роль в мобилизации сил народа в этой борьбе принадлежала Русской Православной Церкви во главе с патриархом Гермогеном. Из темницы через верных людей он рассылал грамоты, в которых призывал русский народ встать против ненавистных захватчиков за воссоздание государства под скипетром русского православного царя.

(Проекция головных уборов русских царей)

Он писал: «Пусть служилые люди без всякого мешкания спешат к Москве, в сход к боярам, воеводам и ко всем православным христианам».

Пусть зашли чужеземцы далече

В мире русских лесов и полей,

Жив народ наш. От сечи до сечи

Он становится крепче и злей.

Нам беда не подломит колени.

Ночью зарев кровавых свечей,

Днём по сёлам расправа и суд,

И покойников вниз по теченью

Тихо русские реки несут.

В ходе борьбы с иностранной агрессией в 1611-1612 гг. было сформировано два ополчения. Первому из них под руководством П.П. Ляпунова, И.М. Заруцкого и Д.Т. Трубецкого удалось осадить Москву и создать временное правительство Совет всей земли. Целью первого ополчения было освобождение Москвы от поляков. Но противоречия между ополченцами и руководителями ополчения привели к убийству П.П. Ляпунова и ослаблению осады, а в это время поляки подожгли Москву, которая выгорела почти до тла.

Если зёрнышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зёрнышко колосом мужества.

Решающего успеха удалось добиться в 1612 г. второму ополчению, созданному в Нижнем Новгороде старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В Нижнем Новгороде после получения призывов Патриарха и Троицких монахов осенью 1611 г. горожане стали собираться на сходки. Лидером движения оказался нижегородский посадский человек, земский староста, торговец мясом Кузьма Захарьевич Минин-Сухорук, неподкупный, справедливый, в котором все видели радетеля за общее дело. В главном соборе Нижнего Новгорода Кузьма Захарьевич Минин-Сухорук обратился к землякам с призывом начать сбор средств для организации нового ополчения и сам первым пожертвовал свои сбережения и драгоценности жены. Этот призыв получил народную поддержку.

Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим,

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдём мы, жизни не щадя!

Кузьма Минин стал организатором хозяйства, финансов армии, управления на освобождённых территориях. Воеводой выбрали 33-х летнего князя Дмитрия Михайловича Пожарского, снискавшем славу смелого и опытного военачальника.

В сентябре 1612 г. совместными усилиями отряды первого ополчения под руководством князя Дмитрия Трубецкого и войска второго ополчения отбили подходившие на помощь полякам войска польского гетмана Ходкевича, а 22 октября 1612 г. взяли Китай-город, после чего 26 октября поляки, осаждённые в Кремле, сдались.

Поволжье Минин собирал,

Он ополченье собирал…

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвёл,

К Москве, к столице, он повёл.

И бежал Хадкевич с ляхами,

Напрямик бежал в Литву.

Ни оружием, ни страхами

Он одолеть не мог Москву.

Смута была испытанием Московского государства на жизнестойкость. Подточенное внутренними конфликтами, расшатанное натиском интервентов, оно чуть было не рухнуло, чуть было не распалось. Однако в этот критический момент русскому народу хватило сил и мудрости «собрать землю», вывести её из состояния войны и хаоса, отстоять свою независимость и государственность. В результате войны Московское государство было унижено, ограблено, потеряло многие свои территории, в том числе Великий Новгород и Смоленск, но оно выстояло и показало тем самым свою небывалую, колоссальную внутреннюю прочность. И это явилось залогом его блестящего будущего. Ф.М. Достоевский говорил: «Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она всё решительно и останется в сути своей такой же прежней святой нашей Русью, как была».

Народ-герой! В борьбе суровой

Ты не шатнулся до конца.

Светлее твой венец терновый

Победоносного венца! Н.А. Некрасов

После освобождения Москвы от поляков было установлено празднование в честь Казанской иконы Божьей Матери, обретённой за 33 года до этого события под Казанью, даты 4 ноября (по новому стилю) с чествованием Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Этот праздник просуществовал в календаре российских праздников до 1917 года. В дальнейшем, он был заменён праздничным днём 7-е ноября – днём Великой Октябрьской социалистической революции, в честь произошедших государственный перемен в стране.

Но какие бы не происходили перемены в нашей стране, какие бы мы государственные праздники не отмечали, мы всегда должны помнить тех, кто боролся за независимость нашей Родины, потому, что это наша земля - наша Отчизна и другой быть не может.

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Н. Полякова «Родина моя»

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наши деды и прадеды. Этот их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ. Родина – это очень много. Это всё, что сотворили, построили, сохранили и передали нам наши предки, завещая приумножить эти богатства. Это и сам человек от простого обывателя до героя, чьё имя завещано помнить во все времена, высекая золотом на камне и воздвигая памятники. Россия помнит и почитает своих героев во все времена.


(Проекция монументальной композиции И. П. Мартоса «Минин и Пожарский»)

В Москве на Красной площади находится памятник героям 1612 года Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, на котором высечены их имена и слова дани и уважения «Благодарная Россия. 1818 год». Автором этого скульптурного шедевра является Иван Петрович Мартос (1754-1835). Работать над монументом Н.П. Мартос начал в 1804 году, а торжественное его открытие состоялось 20 февраля 1818 г.

Памятник Минину и Пожарскому представляет собой группу, помещённую на строгом гранитном пьедестале прямоугольной формы с бронзовыми барельефами с двух сторон. Минин, указывая рукой на Москву и призывая к спасению Отечества, вручает Пожарскому боевой меч. Опираясь рукой на щит, Пожарский поднимается со своего ложа, на котором возлежал после полученных ранений. Тщательно и верно воспроизвёл Мартос древнерусские доспехи Пожарского: островерхий шлем и щит с изображением Спаса. Главное же – и это является определяющим качеством данного памятника – скульптор с удивительной силой сумел передать героическое начало: огромную внутреннюю стойкость обои героев и их непоколебимую решимость встать на защиту родной земли.

Александр Блок писал: «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…», как нет цены человеческой жизни, так невозможно оценить прошлое, настоящее и будущее нашей Отчизны. Так давайте же сохраним и сделаем ещё богаче нашу Россию для будущих поколений, чтобы и они с гордостью сказали: «Это моя Родина, моя Россия».


10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!