Открытое занятие по теме
ХОРОШО ЛИ, КОГДА У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ СВОБОДА?
Задачи:
- раскрыть понятие слова «свобода», подвести учащихся к выводу об ответственности свободного человека за свой выбор;
- способствовать формированию универсальных учебных навыков
(работа с текстом, со словарями, работа в группах, планирование своей деятельности, умение анализировать, сопоставлять события, делать выводы);
- способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся, творческих способностей посредством арт-технологий.
Ход занятия.
Представление участников клуба «Знатоков»; постановка задач
В1 – Сегодня мы, «знатоки» 4а класса (встают вместе с учителем) и «знатоки» 4б класса (встают вместе с учителем) собрались в клубе «Знатоков», чтобы вместе найти ответ на важные вопросы.
В2 – Вопросы нам задают учащиеся 3-его класса
(дети поднимаются, читают вопросы) слайд – проблемные вопросы
- Что такое свобода?
- Для чего нужна свобода?
- Хорошо ли, когда у человека есть свобода?
Ответ на первый вопрос.
Учитель – Ребята, чтобы дать полный ответа на первый вопрос, думаю, мы можем воспользоваться материалом, собранным на предыдущем уроке ОРКиСЭ и дополнить его. Предлагаю работать по такому плану:
1-ое - каждой группе подобрать слова-ассоциации к слову «Свобода» и записываем их на карточке.
2-ое –посмотреть, как ребята отразили свободу в рисунках
3-е – послушаем музыкальные произведения, чтобы полнее ощутить чувство свободы
Учитель –
4-ое – посмотрим, что говорят о свободе народные пословицы
5-ое – что говорит о свободе православная культура
6-ое – как толкуется слово «свобода» в словарях
Весь материал, полученный в ходе работы, предлагаю собирать для газеты ребятам 3-его класса
Слайд – план работы
В1 – Возьмите карточки и напишите на каждом лучике, что вы представляете, когда слышите слово свобода

- Что у вас получилось? Прочитайте.
(ребята зачитывают слова-ассоциации и крепят карточки на плакат)
В2 - Ребята, наши рисунки тоже совпадают с теми словами, что мы записали.
(коллаж на доске)
В1 - Давайте проверим, усилит ли нам ощущение свободы музыка, подобранная к слову «свобода» Лёвой (Женей). Исполни нам, пожалуйста, своё музыкальное произведение.
(название произведения, исполняется ребятами муз. произведение на гитаре)
- Что вы почувствовали, слушая музыку и разглядывая рисунки?
(счастье, свободу, лёгкость, радость)
В2 – Следующее задание: Каждая команда из слов должна составить пословицу о свободе и постараться её объяснить.
(дети составляют пословицы, зачитывают, крепят на плакате, объясняют их смысл)
Примерные пословицы:
В2 - И из пословиц мы видим, что русский народ ценит свободу.
В1 – Следуя дальше по плану, знатоков 4б класса попросим в учебном тексте А.Кураева найти и зачитать, что говорит о свободе православная культура, а в словаре синонимов – синонимы к слову «свобода».
В2 - Знатоки 4а класса, а вы найдите и зачитайте объяснение к слову «свобода» в Толковом словаре Ожигова и в Большом Энциклопедическом словаре.
(ребята зачитывают ответы, крепят выписки на плакат)
Ответ на 2-ой вопрос. слайд – проблемные вопросы
В1 – Что такое свобода, мы теперь знаем, можем перейти ко 2-ому вопросу.
- Для чего нужна людям свобода? - предлагаю обсудить ответ на вопрос в группах 1 минуту
(ребята в группах высказывают своё мнение, учитель выбирает, кто будет отвечать, заслушиваются ответы детей,
- А можем мы это всё назвать счастьем? (крепится на плакат слово «счастье»)
В2 – Ещё один вариант ответа нам подскажет притча. Послушайте, пожалуйста
(инсценировка)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
- Ребята, как думаете, что ответил мастер? (ответы детей, учитель просит продолжить)
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
В2 - Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
- Какой бы путь выбрали вы?
- Что же ещё даёт свобода человеку?
Вывод: Свобода даёт человеку право выбора (крепим на плакат)
Ответ на 3-ий вопрос. слайд – проблемные вопросы
В1 – Перейдём к последнему вопросу. Всегда ли хорошо, когда у человека есть свобода?
(на схеме крепим «да»)
В2 – Предлагаю провести эксперимент. Давайте попробуем и мы сделать выбор. У вас на карточках записаны поступки. Поместите их в нужный столбец по своему выбору.
МОЖНО НЕЛЬЗЯ
- обмануть маму;
- позаботиться о больном;
- нагрубить товарищу;
- не сдержать слово;
- помочь другу;
- обидеть малыша;
- пожалеть бабушку;
- заступиться за слабого;
(дети поочерёдно крепят карточки на доску)
Учитель - Уважаемые третьеклассники, понравился ли вам выбор знатоков?
- А можно поменять названия столбцов? Почему?
В2 – Знатоки, а как вы определили, что можно, а что нельзя?
- Что стоит на страже выбора? (совесть, воспитание, нравственность)
Учитель – Перед выбором часто в своей жизни стояли и многие известные люди. Обратимся к страницам истории.
Выбор Александра Невского (ученик читает)
слайд А.Невский
- Все мы знаем о ратных подвигах Святого Благоверного и великого князя Александра Невского. Это победа русского войска под его предводительством над шведами в неравной битве на реке Неве -1240г, разгром немецких рыцарей на Чудском озере -1242г.
И вот татарский хан прислал Александру приказ явиться к нему на поклон. После блестящих побед над шведами и рыцарями-меченосцами трудно было Александру унижаться перед ханом. Куда легче было бы ему броситься в бой с татарами и умереть в бою. Но он понимал, что Русь разорена и не в силах сейчас разбить татар.
- Перед каким выбором встал Александр Невский?
- Как думаете, какой выбор сделал? (ответы детей)
Лучше, думал он, принять унижение на самого себя, но сберечь родину. И отправился в орду на поклон.
- Что помогло Александру Невскому сделать этот выбор?
- Каким мы увидели в этом поступке князя?
Выбор полководца М.И.Кутузова слайд М.И.Кутузов
- Вспомните выдающегося полководца, фельдмаршала, Героя Отечественной войны 1812 Михаила Илларионовича Кутузова. В своей жизни не раз ему приходилось стоять перед сложным выбором.
Отечественная война1812года…
До полной победы над французами было еще далеко. Оставался главный оплот – Москва. Перед Кутузовым встала сложнейшая задача. Его войска, и так уступавшие в численности французам, понесли огромные потери и не могли больше противостоять Наполеону в страшной битве. Главное для него как для командующего было сохранить армию, хотя генералы и солдаты говорили: «Лучше умереть в Москве, чем сдать ее неприятелю». Но Кутузов понимал, что решается судьба не только армии и Москвы, но и всей России.
- Перед каким выбором стоял Кутузов? (Сдать Москву или дать сражение)
- Какое решение он выбрал?
- А почему так решил?
Решение далось ему тяжело. Полководец был готов пойти против желания царя, вопреки настроении армии и народа, чтобы в конце концов разгромить врага и спасти Россию.
Выбор соратников Гитлера (слайд Гитлер)
И А.Невский и М.И.Кутузов стояли перед сложным выбором. И выбор этот они сделали во благо своего народа, во благо своей Родины. Но история знает и другие примеры.
30-ые годы 20-го века. К власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Он мог выбрать два пути
- Какой выбор он сделал?
К чему это привело?
«Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью».
На какой путь встали люди, ведомые таким девизом и забывшие про совесть, и к чему это привело – всем известно – самая разрушительная за последние столетия война, унесшая десятки миллионов жизней.
И у этого человека был выбор, но от того, к чему привел сделанный им выбор, до сих пор содрогается все человечество
Учитель - Давайте вернёмся к нашему главному вопросу. Хорошо ли, когда у человека есть свобода?
- Как теперь мы на него ответим? (не всегда)
(На доске крепим «нет»)
- Когда же хорошо?
- А когда нет?
В1 - Из карточек, которые лежат у вас на столах, я предлагаю 1-ой группе выбрать те, которые поясняют вариант ответа «да». А 2-ой группе «нет»
(Слова: добро, совесть, ответственность, справедливость, любовь, зло, корысть, тщеславие, жестокость.)
Учитель: Итак, сделаем вывод, пользуясь нашей моделью.
Главный вывод. (Хорошо, когда у человека есть свобода, если им правят: добро, совесть, ответственность, справедливость. Плохо, когда у человека есть свобода, если им правят: зло, корысть, тщеславие, жестокость)
Итог.
В1 – Из предложенных на слайде вариантов высказываний, выберите то, в котором заключён вывод нашего занятия.
Бернек Карл Людвиг
В2 – Я надеюсь, что мы ответили на ваши вопросы, а материал, собранный в ходе нашего занятия, мы передаём вам в класс.
8