Пояснительная записка.
На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников.
Основной целью данного курса является целенаправленное формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение в процессе усвоения математического содержания.
По отношению к геометрической линии курса математики данная концепция находит свое выражение также в работе по развитию пространственного мышления школьников. Термином «пространственное мышление» обозначает довольно сложное явление, в которое входят как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, а без него мыслительный процесс в форме образов протекать не может. Это значит, что, отражая чувственный опыт ребенка, обретенный в непосредственном контакте с окружающим миром, мыслительный процесс в форме образов включает результаты теоретического осмысления, представленные в системе понятий.
Пространственные характеристики объекта - это форма, размер, взаимоположение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой заданной точки отсчета. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии.
Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса включает две темы:
«Поверхности. Линии. Точки» и «Углы. Многоугольники. Многогранники».
Содержание программы 2 класса
Поверхности. Линии. Точки. (4часа)
Прямая и кривая линии. Точки пересечения кривых линий. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Ломаная линия. Длина ломаной.
Углы. Многоугольник. Многогранник. (30часов)
Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.
Острый, прямой и тупой углы. Построение луча из вершины угла. Построение прямого и острого углов через две точки. Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. Измерение углов. Транспортир. Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. Многоугольники с прямыми углами. Периметр многоугольника. Четырехугольник. Трапеция. Прямоугольник. Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат. Взаимное расположение предметов в пространстве. Многогранники. Грани. Границы плоских поверхностей – ребра. Плоские фигуры и объемные тела. Куб. развертка куба. Видимые невидимые грани.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
формулировать проблему;
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
различать обоснованные и необоснованные суждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания
Обучающийся получит возможность научиться:
критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Тематическое планирование занятий
№ | Тема | Характеристика деятельности обучающихся | Форма проведения занятий | дата |
1 | Поверхности. Линии. Точки.(4 ч.) Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. | Знать названия геометрических фигур, уметь их различать. Уметь сравнивать геометрические фигуры. Уметь различать поверхности (плоская и кривая) Уметь высказывать своё мнение, слушать мнение одноклассников, делать выводы. Уметь находить угол, показывать, обозначать его. Уметь различать виды углов, называть их. Умение пользоваться чертёжными инструментами: линейкой, циркулем, угольником. Уметь строить углы заданного вида. Уметь пользоваться транспортиром. Уметь работать в парах, в группах. Уметь измерять величину угла. Различать и называть виды многоугольников. Различать и правильно называть плоские фигуры и объёмные тела. Уметь вычерчивать заданные фигуры с помощью линейки, циркуля. Уметь конструировать геометрические фигуры по заданной схеме. Уметь планировать свою деятельность, выполнять действия по плану. Уметь сравнивать, делать выводы. | Практическая работа | |
2 | Замкнутые и незамкнутые кривые линии | Практическая работа | |
3 | Ломаная линия. Длина ломаной. | Практическая работа | |
4 | Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. | Практическая работа | |
5 | Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 ч.) Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. | Работа в группах | |
6 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | Практическая работа | |
7 | Острый, прямой и тупой углы. | Работа в группах | |
8 | Острый угол. Имя острого угла. | Работа в группах | |
9 | Тупой угол. Имя тупого угла | Работа в группах | |
10 | Построение луча из вершины угла. | Практическая работа | |
11 | Построение прямого и острого углов через две точки. | Практическая работа | |
12 | Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. | Практическая работа | |
13 | Измерение углов. Транспортир. | Работа в группах | |
14 | Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. | Работа в парах | |
15 | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | Работа в парах | |
16 | Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы. | Индивидуальная работа | |
17 | Многоугольники с прямыми углами. | Практическая работа | |
18 | Периметр многоугольника. | Практическая работа | |
19 | Четырехугольник. Трапеция. Прямоугольник. | Практическая работа | |
20 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат. | Практическая работа | |
21 | Взаимное расположение предметов в пространстве. | Работа в парах | |
22 | Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. | Практическая работа | |
23 | Многогранники. Грани. | Практическая работа | |
24 | Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра. | Практическая работа | |
25 | Плоские фигуры и объемные тела. | Практическая работа | |
26 | Повторение изученного. | Практическая работа | |
27 | Куб. Развертка куба. | Практическая работа | |
28 | Каркасная модель куба. | Практическая работа | |
29 | Знакомство со свойствами игрального кубика. | Практическая работа | |
30 | Куб. Видимые невидимые грани. | Практическая работа | |
31 | Куб. Построение куба на нелинованной бумаге. | Практическая работа Проект | |
32 | Решение топологических задач. | Индивидуальная работа | |
33 | Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. | Практическая работа | |
34 | Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела». | Практическая работа | |